СРЕДА, 12 АВГУСТА 2020 ГОДА
4-10-2013, 01:06

Прозрачные перспективы


Отечественный бизнес совсем недавно открыл  для себя преимущества корпоративного управления, хотя в мире такая практика существует уже столетия. Все это время базовые принципы КУ оставались неизменными: прозрачность всех процессов и коллегиальность в принятии решений. Поэтому неудивительно, что зарубежные инвесторы готовы платить больше тому, кто сумел качественнее внедрить их у себя на предприятии.

Сегодня у нас в гостях управляющий директор по корпоративному развитию АО "Казахтелеком" Нурлан Арынгазиев, который считает, что недооценка такой организационной модели способна привести к самым печальным последствиям. К слову, сам "Казахтелеком" является лидером по уровню рейтинга корпоративного управления среди дочерних компаний АО "Самрук-Казына", прошедших диагностику системы корпоративного управления в 2011 году. Согласно отчету KPMG, уровень КУ в этой компании соответствует требованиям лучшей практики и составляет 64,8%. Но как оказалось, это еще не предел. "Казахтелеком" разработал целую серию мероприятий, реализация которых позволит ему поднять корпоративное управление на еще более высокий уровень.

- Нурлан Уланович, в чем залог успеха вашей компании в области корпоративного управления?

- Ключевым фактором успеха и лидерства нашей компании в части корпоративного управления является состав акционеров. Сложившийся в АО "Казахтелеком" баланс государственного и частного капиталов играет существенную роль в этом вопросе. С одной стороны, мы имеем государственного акционера, предъявляющего высокие требования к формализации большинства процессов и процедур внутри компании. С другой стороны, присутствие частных акционеров является барьером для злоупотребления корпоративной властью и принятия нерыночных решений.

Немаловажную роль играет то обстоятельство, что четверо из девяти членов совета директоров компании являются независимыми директорами. Это превышает определенный законодательством минимум, что с точки зрения корпоративного управления является позитивным. При этом независимые директора, будучи субъектами, несущими непосредственную гражданско-правовую ответственность за принимаемые решения, всегда стоят на страже корпоративных интересов компании.

В "Казахтелекоме" на достаточно высоком уровне налажен процесс управления рисками. Кроме того, очень четко формализованы процессы урегулирования конфликта интересов. Мы проводим определенную политику в области корпоративной социальной ответственности. Компания размещает в публичном доступе существенную часть финансовой и нефинансовой информации о своей деятельности. У нас достаточно хорошо налажен аудиторский процесс: внешним аудитором АО "Казахтелеком" является международная аудиторская компания, обладающая весомой репутацией.

Данные аспекты характеризуют АО "Казахтелеком" как компанию, приверженную стандартам лучших мировых практик корпоративного управления. Как раз именно это, наряду с финансовыми показателями, является предметом пристального внимания со стороны инвесторов.

- Не все до конца четко понимают и, соответственно, неверно трактуют, что же такое корпоративное управление. По вашим наблюдениям, какие проблемы КУ чаще всего можно наблюдать в казахстанских компаниях?

- Под корпоративным управлением понимают систематизированную совокупность механизмов и институтов управления компанией и контроля за ее деятельностью, направленную на максимальную защиту прав и законных интересов акционеров.

В основе КУ лежит жесткая подотчетность менеджмента - лиц, которым доверено управление компанией, - перед ее акционерами через совет директоров. Хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании.

На мой взгляд, сегодня актуальной проблемой казахстанских компаний является необходимость повышения качества корпоративного управления. Для этого крайне важно найти эффективные решения вопросов, связанных с защитой прав собственников, соблюдением баланса интересов отдельных компаний и корпоративной структуры в целом.

Основополагающим этапом в развитии как корпоративного управления, так и корпоративного бизнеса в Казахстане, как мне кажется, должно стать осознание собственниками и руководством компаний объективной необходимости четко следовать принципам КУ, осознание экономического содержания корпоративности в рыночных отношениях.

Очень показательным с этой точки зрения является пример банкротства в 2002 году американской корпорации Enron, соз­давшей целый рынок торговли, в том числе онлайн, природным газом и электроэнергией. Там работали лучшие люди. У них был огромный авторитет в энергетической отрасли, в обществе, в мире. Они вручали премию Distinguished Public Service, и она была очень престижна: ее получили Колин Пауэлл, Михаил Горбачев, Эдуард Шевар­д­­­надзе, Нельсон Мандела.

Это была крупнейшая энергетическая компания в Америке, в то время седьмая по капитализации в США. Она считалась самой инновационной компанией, ее руководители получали призы: гендиректор года, финансовый директор года, предприниматель года… Эти люди приглашались на различные конференции, "круглые столы" как авторитеты в области создания рынков, новых идей в бизнесе, новых бизнес-моделей и т.д. Но все кончилось очень быстро. Если мы посмотрим на курс акций Enron, то увидим, что путь от пика, когда акции стоили больше 80 долларов, до своего краха корпорация прошла практически за один год. Это компания, которая стоила очень дорого и исчезла практически в один момент.

Причиной, разрушившей Enron, послужил ряд факторов, свидетельствующих о слабом и некачественном корпоративном управлении. Здесь и непрозрачность компании вкупе со слабой подотчетностью менеджмента, позволившие заниматься приписками и структурировать финансирование новых проектов посредством оффшорных компаний, и зависимость внешнего аудитора от менеджмента, приведшая к некачественной отчетности. Нельзя не упомянуть и о неэтичности ряда действий совета директоров компании. Все это продолжалось на протяжении длительного времени, и когда независимые аналитики в конце концов обнаружили раздутость компании в 50 с лишним раз, все рухнуло.

Конечно же, впоследствии регулирующими органами были усовершенствованы требования к политике и процедурам корпоративного управления, были ужесточены требования к работе совета директоров, к независимости внешнего и внутреннего аудита компании. Была проделана большая регуляторная работа, и сейчас подобное, в принципе, невозможно.

То, что произошло с компанией Enron, - это важный урок для всех нас. В том числе для тех, кто собирается заниматься бизнесом или уже занимается им. Нужно пом­нить, что капитализация компании не всегда зависит только от финансовых показателей, немаловажную роль в этом играет ее приверженность лучшим практикам корпоративного управления.

- Что касается вашей компании, то здесь соз­дана целая служба корпоративного управления. Объясните, пожалуйста, на примере АО "Казахтелеком", почему это так важно? И каким образом КУ влияет на успешное развитие бизнеса?

- Служба корпоративного управления является самостоятельным подразделением центрального аппарата АО "Казахтелеком". Она соз­дана для обеспечения, внедрения и дальнейшего совершенствования КУ в компании с учетом развивающейся в Казахстане практики корпоративного поведения и признанных в международной практике принципов корпоративного управления. Данная служба представляет интересы компании в отношениях с акционерами АО "Казахтелеком", членами Совета директоров, а также Корпоративным секретарем компании.

О том, почему важно следовать принципам корпоративного управления, я рассказал на приведенном выше примере, но повторюсь: механизмы КУ призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами; ответственность менеджмента - перед советом директоров; ответственность собственников крупных пакетов акций - перед миноритариями; ответственность корпорации - перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы и институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов между ними.

Внедрение наилучших стандартов корпоративного управления способствует росту конкурентоспособности компаний и дальнейшему улучшению инвестиционного бизнес-климата в стране.

- А как корпоративные принципы управления влияют на сотрудничество с зарубежными партнерами?

- Как мы знаем, деятельность любой компании зависит не только от правильно выбранной стратегии и компетентности руководства. Успешное развитие любого бизнеса невозможно без доступа к инвестиционному капиталу. И здесь очень важно понимать, что инвесторы не станут вкладывать средства в компанию, не имеющую эффективной системы управления и контроля за ее деятельностью.

Инвесторы, и прежде всего зарубежные, как правило, особенно настойчивы в своем стремлении получить полную информацию о состоянии дел в компаниях. Они ставят вопрос серьезного увеличения инвестиций в зависимость от существенного улучшения корпоративного управления. За акции компаний, создавших у себя систему КУ, понятную инвесторам, они готовы платить существенную премию.

Корпоративное управление - один из определяющих факторов в принятии инвестиционных решений: "Свыше 80% инвесторов заявляют о своей готовности платить больше за акции компаний с хорошим качеством корпоративного управления по сравнению с компаниями, где управление находится на низком уровне" (McKinsey & Co., Investor Opinion Study, June 2000).

- Как известно, АО "Казахтелеком" намерено и дальше совершенствовать систему КУ и достигнуть к 2015 году уровня рейтинга корпоративного управления 75% по методике АО "ФНБ "Самрук-Казына". Какие мероприятия запланированы в этом направлении?

- В АО "Казахтелеком" введена практика ежегодного утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы КУ. Данный план формируется нами на основе анализа результатов диагностики корпоративного управления АО "Казахтелеком", проводимой независимой консалтинговой компанией или собственными силами, согласно рекомендациям АО "Самрук-Казына".

Сегодня мы планируем актуализировать внутренние документы компании согласно принятым направлениям развития - это касается в том числе долгосрочной стратегии развития группы компаний АО "Казахтелеком". Считаем важным усовершенствовать работу по контролю за инсайдерской информацией и ведению списка инсайдеров. Хотели бы провести независимую оценку эффективности системы внутреннего контроля компании. Также считаем важным провести ряд мероприятий, направленных на повышение корпоративной социальной ответственности и т.д.

В целом можно сказать, что это те мероприятия, реализация которых позволит АО "Казахтелеком" еще больше соответствовать передовой практике корпоративного управления.

Сауле Исабаева

 

Комментарии