5753 12-10-2020, 11:15

Смысловые галлюцинации депутатов: мажилис как территория абсурда?

В последнее время наши обычно тихие и неприметные депутаты как с цепи сорвались – они без устали сыплют рецептами спасения экономики и улучшения социального положения казахстанцев. Рвение, конечно, похвальное, да только вот складывается ощущение, что никаких серьезных проработок или хотя бы зачатков анализа за озвучиваемыми ими инициативами нет и что особо активными мажилисменами, кутающимися в тогу героев-спасителей, движет банальный популизм. Впрочем, может, так только кажется и в их предложениях есть здравое с экономической точки зрения зерно?  Попытаемся разобраться. 

Но для начала вкратце напомним о самых неоднозначных предложениях последнего времени. Случайно или нет, но больше всего их в копилке мажилисменов из фракции «народных коммунистов» …

Самым «хайповым» по праву можно назвать обращение, адресованное правительству и  касающееся необходимости проведения второго раунда кредитной амнистии, в рамках которого депутаты от КНПК предлагают, прежде всего, простить долги населению, а также малому и среднему бизнесу.

Грамотно оперируя цифрами, характеризующими падение объемов производства и сокращение доходов предпринимателей и населения, вынужденно (из-за карантинного режима) оказавшегося вне зоны занятости, коммунисты настаивают на принятии «чрезвычайных мер». Изобретать велосипед они не стали, по традиции решив, что новое – хорошо забытое старое. Дословно это прозвучало так: «Исполнение поручения президента по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан, так называемая «кредитная амнистия» в 2019 году положительно повлияла на общество и финансовые институты». В условиях же, когда просроченная задолженность по основному долгу или начисленному вознаграждению у субъектов малого и среднего бизнеса выросла на 238 процентов, у населения – аж на 332 процента, а кредитные каникулы закончились в прошлом месяце, повторение такого опыта, как утверждают авторы обращения, станет актом величайшей государственной важности. 

А вот другая, еще более свежая, но столь же неоднозначная инициатива КНПК. Она затрагивает один из самых болезненных вопросов  – пенсионный возраст. Коммунисты уверены, что пришло время повернуть вспять принятое несколько лет назад решение о его повышении. И цель-то у них, как ни крути, благородная: «С января по август 2020 года в республике зарегистрировано 110 981 актов смерти казахстанцев, из них граждан старше 60 лет  - 78 637 человек, это более 71 процента от общего количества. С наступлением осенне-зимнего периода, по причине сезонных заболеваний ОРВИ и гриппа, риски тяжелого течения и летальных исходов от COVID-19 значительно возрастают, что требует дополнительных мер безопасности, особенно для лиц от 60 лет и старше»

А лучшая защита – это пенсия, рассудили члены фракции КНПК и  предложили премьер-министру Аскару Мамину отправлять на заслуженный отдых женщин и мужчин, достигших 60-летия. «Коммунисты считают, что данная мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизней и здоровья нашего старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда», - заключили депутаты. 

К категории «общеоздоровляющих процедур» можно отнести и предложение принять еще одну общенациональную программу. Назвать ее решили без лишнего пафоса, по-коммунистически прямо –  «Доступное и качественное питание для всех казахстанцев». Реализация такой программы, как считают авторы идеи, поможет правительству успешно бороться со стремительным и неоправданным ростом цен на продовольственные товары при стагнации и даже падении реальных доходов населения. Отмечая, что «продовольственная инфляция становится острейшей социально-экономической проблемой, в решении которой не помогают традиционные антиинфляционные инструменты», коммунисты не мелочатся в описании ближайших перспектив и откровенно говорят о наступлении «комплексного продовольственного кризиса», с которым, по их разумению, государство пытается справиться, да безуспешно. «Уполномоченный орган видит решение проблем с продовольственной инфляцией в создании так называемой товаропроводящей системы. Огромные государственные инвестиции планируется направить на строительство оптово-распределительных центров. Однако эффект будет нескорым и вызывает вопросы, поскольку планируется введение их в эксплуатацию до конца 2022 года. Все усилия и поддержка опять направляются не на производство и потребление, а на посредническое звено. Меры по развитию АПК, как показывает практика, тоже пока не решают вопросы ценовой доступности продовольствия и обеспечения его качества. Какие бы средства ни вкладывались в модернизацию агропрома, к улучшению продовольственного снабжения и подавлению агфляции это не приводит. Нужны адресные меры в данной сфере», - уточняют коммунисты. И предлагают экстренное решение – предоставлять населению дотации для покупки продовольствия «made in Kazakhstan», с тем, чтобы конечным их звеном в результате стал отечественный агропром. Схема такая: «средства будут поступать конкретным производителям и переработчикам на основе свободного конкурентного выбора потребителей, а не идти в кулуарном порядке через сомнительные схемы и многочисленных посредников, субсидируя в конечном итоге финансовые институты и крупные торговые сети».

Поставить «диагноз» этим и другим инициативам мы попросили аналитика Wall Street Invest Partners Данияра Джумекенова.

- Данияр, насколько такие предложения адекватны? Способны ли они хоть как-то вписаться в текущую ситуацию?

- Подобные заявления обычно делаются для того, чтобы вызвать позитивный отклик у населения, но реальной пользы от них зачастую нет. 

- Давайте отталкиваться от конкретных примеров. Как, допустим, скажется на экономике, на пенсионной системе возможное снижение возраста выхода на заслуженный отдых, особенно на фоне уже принятого решения о том, что со следующего года казахстанцы получат право снимать излишки со своих счетов в ЕНПФ?

- Система пенсионных выплат у нас состоит из трех составляющих: гарантированная (выплаты из бюджета), накопительная (ЕНПФ) и добровольные накопления населения. Ценники постоянно растут, в связи с чем возникает необходимость регулярно повышать размеры выплат пенсионерам, ведь иначе уровень их жизни будет стремительно снижаться. Пока делать это удается только за счет увеличения расходов из бюджета: в 2019 году на эти цели было израсходовано 2 263 миллиарда тенге, что на 15 процентов больше, чем в 2018-м. Тогда как из самого пенсионного фонда было выделено лишь 210 миллиардов тенге. В Казахстане присутствуют ровно те же проблемы, что и в других относительно развитых странах - население стареет, из-за чего давление на пенсионную систему нарастает. Средняя продолжительность жизни увеличивается, и одним из способов ослабить давление на систему становится повышение пенсионного возраста. Разумеется, обратный процесс (его снижение) будет идти вразрез не только с общепринятой практикой, но и со здравым смыслом.

Предоставление возможности  снять «излишки» с пенсионных счетов тоже носит деструктивный характер. На пенсионные выплаты сегодня приходится порядка 20 процентов всех бюджетных расходов, тогда как еще в 2016 году эта цифра была гораздо меньше – 17 процентов. Средства на увеличение расходов активно черпали из Нацфонда. В прошлом году за их счет было профинансировано 27 процентов бюджетных трат, а в нынешнем эта цифра может увеличиться до 35 процентов. Позволяя людям брать деньги из ЕНПФ, правительство ставит под угрозу их будущее финансовое благополучие и одновременно усиливает давление на бюджет. Кроме того, кратковременный эффект от инициативы вряд ли будет серьезным: медианная зарплата в целом по Казахстану равняется 112 тысячам тенге (меньше и больше этой суммы получают по 50 процентов населения), вследствие чего накопить сколько-нибудь серьезную сумму успели крайне мало людей. Кроме того, четверть населения у нас занята в теневом секторе, и соответственно отчислений в фонд она не производит.

- Что вы думаете о другой «громкой» инициативе – второй кредитной амнистии? 

- Она вредна сразу по нескольким причинам. Население привыкнет к подобным акциям и станет еще менее ответственно относиться к собственным финансам, тогда как банки будут с большей готовностью кредитовать потенциально неблагонадежных клиентов. Не стоит забывать и о том, что данная акция не устраняет причины возникновения задолженности, а лишь маскирует последствия. К тому же было бы несправедливо тратить деньги ответственных налогоплательщиков на поддержку тех, кто такой финансовой ответственности не проявляет. 

- А что вы скажете о других депутатских инициативах? Например, об увеличении налога с наследства и сверхдоходов граждан до уровня стран ОЭСР (до 30 процентов)? О том, чтобы ввести налог на денежные переводы физических лиц? Об увеличении коэффициента налогообложения для объектов жилой недвижимости граждан (начиная с третьего объекта) и коммерческой недвижимости (со второго объекта)? О введении цифрового налога с местной выручки крупных иностранных технологических компаний (3 процента)?

- Мы уже затронули проблемы, связанные с бюджетом, которые стали еще более ощутимыми из-за пандемии. Бороться с ними можно либо увеличением госдолга, как поступают в развитых странах, либо увеличением налогов - насколько мне известно, так не поступают нигде. Сейчас бизнесу крайне нелегко, и увеличение налоговых ставок нисколько не облегчит ситуацию. Скорее, будет наблюдаться противоположный эффект - предприниматели и богатые люди начнут уходить «в тень», а уровень коррупции повысится. При этом введение налогов в отношении транснациональных IT-компаний выглядит адекватным шагом – так уже планируют поступить и в некоторых других странах.

- Может, хотя бы идея с национальной программой доступного и качественного питания в целях подавления агфляции не лишена смысла? Она подразумевает раздачу казахстанцам купонов, на которые они будут по приемлемой цене, с учетом государственных субсидий, приобретать продукты казахстанского производства, от чего, как утверждают авторы инициативы, выиграют и население, и производители. Получится ли?

- Оказывать поддержку компаниям лучше путем налоговых льгот или льготных кредитов, чтобы максимально устранить человеческий фактор. Эффект же от всех этих купонов совершенно непредсказуем, так как они подразумевают высокую вероятность появления коррупционных схем.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии