1929 2-06-2020, 22:33

Система образования в РК получит большие деньги. А какой будет эффект?

Недавно состоялось третье заседание Национального совета общественного доверия (НСОД). Оно было посвящено проблемам системы образования, переживающей сегодня не лучшие времена – к сожалению, перманентный процесс реформирования этой отрасли пока не дал желаемых результатов. В своем выступлении на заседании президент страны К.-Ж. Токаев сделал акцент на необходимости проработать вопрос финансовой привлекательности инвестиций в образовательную инфраструктуру. 

Основные меры, предложенные на заседании НСОД

- Увеличить расходы на образование к 2025 году в 6 раз;

- Увеличить к 2015 году расходы на науку в 7 раз; 

- Ввести ответственность за низкое качество учебников;

- Учредить специальную медаль за труд педагога;

- Открыть кампусы ведущих зарубежных вузов на базе казахстанских университетов;

- Открыть в десяти вузах Центры академического превосходства;

- Ввести дополнительно  90 тысяч мест в общежитиях в течение пяти лет;

- Повысить размер стипендии для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге;

- С 2021 года ввести квалификационный тест для выпускников педагогических вузов; 

- Повысить проходной балл для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности;

- Организовать «боковой вход» в профессию: стать педагогом разрешат любому специалисту с высшим образованием после переподготовки;

- Полностью обновить учебные программы для будущих педагогов;   

Мы попросили наших известных соотечественников высказаться по поводу этих планов, адресовав им следующие вопросы:  

  1. С вашей точки зрения, эти установки адекватны нынешнему положению дел в отечественной системе образования? Они отвечают вызовам времени? 
  2. Насколько намеченные цели достижимы с финансовой, организационной точки зрения?   
  3. Какой реальный эффект могут дать такие шаги? Или же они не в состоянии обеспечить изменения к лучшему? 

Нужны новые и честные люди

Асхат Асылбеков, общественный деятель:

Система образования в РК получит большие деньги. А какой будет эффект?

1.Образование нации было, есть и будет актуальным всегда. И то, что сейчас в Казахстане, хоть и с большим запозданием, повернулись лицом к педагогу и к отрасли в целом, – это верный шаг. В 21-м веке образование остаётся единственным спасением для любого государства. Лишь имея образованную нацию, можно рассчитывать на достижения в науке и технике. 

Многие страны при выборе стратегии своего развития определяют приоритетные отрасли. Насколько я помню, нами такой выбор был сделан уже несколько лет назад – там значились и биотехнологии, и развитие «зелёных» технологий. Сама идея проведения ЭКСПО под лозунгом «Энергия будущего» тоже ясно дала понять, каким будет приоритет нашей страны. Но то были лишь намерения. К сожалению, Казахстан как был страной, ориентированной на продажу минеральных ресурсов, так и остался таковым. Чиновникам, сидящим  в министерствах, легче планировать бюджет, исходя из продажи сырья, нежели создавать условия для усиления человеческого потенциала нации и развития новых технологий. 

Если говорить конкретно о состоянии системы образования в нашей стране, то затрону лишь один аспект проблемы. Качество учебников, по которым занимаются школьники, стало низким. Вместо того, чтобы «изобретать велосипед», можно и нужно было воспользоваться учебниками по точным наукам (математике, алгебре, физике, химии) советского времени. Ведь их написали великие ученые. К сожалению, казахстанские авторы не смогли предложить достойную альтернативу. Надо понять: патриотизм заключается не в том, чтобы учиться по своим учебникам, а в том, чтобы наши дети становились победителями международных олимпиад, получали приглашения и стипендии от ведущих университетов мира. Только историю Казахстана, казахский язык и литературу следовало преподавать по новым учебникам, а для остальных предметов можно было использовать уже существующие – выбрать из них лучшие не составило бы труда.  Министерству образования и науки нужно прекратить порочную практику раздачи денег авторским коллективам, пишущим учебники. К примеру, мы же покупаем «айфон» или телефоны «Самсунг» для мобильной связи, а не создаём свой казахский мобильник, поскольку это нерационально. Так и в системе образования, где среди учебников есть, так сказать, свои «айфоны».      

2. Озвученные цели реалистичны и вполне достижимы при условии, если будет на то политическая воля руководства страны и если изменятся менталитет, психология чиновников от образования. Сегодня миллиарды тенге тратятся, а, скорее всего, «пилятся», под прикрытием красивых деклараций. Вместо создания полноценной системы образования строят здания, покупают технику и мебель. Да, конечно, новые школы нужны, но это всего лишь кирпич с цементом. Система же образования – это нечто гораздо более фундаментальное, которое строится с использованием знания психологии детей, с учетом принципа «от простого к сложному». Когда в первом классе детей заставляют учить три языка, это говорит лишь о непонимании физиологии ребенка. В начальной школе он должен хорошо освоить основной язык обучения, а дополнительным (дополнительными)  его следует «нагружать» только с четвертого класса. Развитием навыков работы с техникой, программированием и робототехникой нужно заниматься в игровой форме с первого класса, постепенно усложняя задания. В советское время издавались журналы «Юный техник» и «Юный натуралист», которые были познавательными и способствовали получению практических навыков. Почему бы не возродить что-то подобное?  

Возвращаясь к теме финансирования образования, скажу лишь, что можно даже малыми суммами добиться более существенных результатов при условии устранения коррупции и изменения подходов. На смену кампанейщине и постоянному обновлению учебников (точнее, чехарде с ними) должна прийти по-настоящему системная работа. Один и тот же экземпляр учебника можно использовать по многу лет, беря его из школьной библиотеки. Новые же достижения науки можно доносить до учащихся посредством издания дополнительных брошюр и выпуска электронных пособий. 

Подготовка педагогов должна вестись в государственных университетах, с жёсткой системой «отсева» студентов. Пусть будут гранты, общежития и хорошая стипендия, но нужно изживать попытки «развести» сессии и пофигистическое отношение к учебному процессу. Должна быть разработана Программа оценки качества знаний студентов и работы преподавателей. Последние сегодня получают маленькие зарплаты, и потому многие берут взятки у студентов. В конечном итоге страдает вся система образования, отнимается будущее у всего общества, а Казахстан превращается в страну «третьего мира». Приглашение именитых профессоров со стороны – это хорошо, но нужно взращивать и своих. Оплата труда местных кадров должна быть достойной, и тогда они станут дорожить своей работой. Как можно активнее надо привлекать к преподаванию практиков, поскольку именно они могут передать студентам те знания, которые потребуются им в будущей профессии, в реальной жизни, в том числе какие-то новшества и актуальные навыки.      

3. Предложенные меры могут дать эффект, если их правильно реализовать. Есть сомнение в том, что старые кадры смогут перестроиться. Что мешало им работать так раньше? Либо  непрофессионализм и низкая компетентность, либо отсутствие моральных принципов и отношение к работе как к «кормушке». Это касается и министров, и простых учителей (не всех, конечно). Высокий авторитет Педагога можно обеспечить только через реализацию целого комплекса мер. Достойная заработная плата, бесплатное жилье в любом регионе для молодых специалистов или приглашенных профессоров, хороший социальный пакет, соразмерный с тем, что получают люди в нацкомпаниях. Если этого не будет, то все заявления о подъеме отечественного образования – лишь декларации и подготовка к очередному «распилу» выделяемых бюджетных средств. Ну, не может подлец в одночасье стать порядочным человеком, а рука, привыкшая воровать, стать чистой. Поэтому новый курс должны претворять в жизнь кристально чистые люди, привлечённые из гражданского общества. В среде чиновников их катастрофически мало, а с учётом специфики отрасли их понадобится много. Все мы знаем о поборах в школах, о планах по медалистам, о заранее расписанных результатах предметных олимпиад на местах? Кого обманываем? К сожалению, мы создаём общество потребителей, но не созидателей. Лишь талантливые и бескорыстные реформаторы способны привлечь в систему образования и вдохновить честных людей. Замена кадров, вплоть до директоров школ и колледжей, - таким должен стать первый шаг в начале долгого пути.  

Надежда на достойное будущее

Ирина Смирнова, депутат мажилиса, отличник образования РК: 

Система образования в РК получит большие деньги. А какой будет эффект?

Прогрессивные предложения президента К.-Ж. Токаева не только впечатляют, но и вселяют надежду на то, что впереди нас ожидает хорошее во всех отношениях будущее. По-другому нельзя, если мы хотим занять достойное место в мире, стать конкурентоспособными и самодостаточными. Нам надо быть готовыми к коренным изменениям, уметь своевременно и глубоко анализировать ситуацию, чтобы принимать правильные решения, сохраняя при этом человечность.
Добиться поставленной цели – существенно увеличить финансирование сферы – будет, конечно, непросто. Ведь даже в «тучные» годы, когда страна получала много нефтедолларов, у нас не было такого роста денежных вливаний в систему образования, какой предлагается сейчас. Но если всё задуманное удастся реализовать и отрасль получит обозначенные финансовые потоки, то в школы и в вузы придут лучшие представители нашего общества. Повышение уровня педагогов даст учащимся возможность получать качественно иной уровень знаний, умений и навыков. Как это происходит сейчас, например, в Финляндии, Южной Корее… И тогда годы учёбы станут временем интеллектуального и личностного роста наших детей и молодежи. 
Насколько это возможно? Когда- то Южная Корея в очень трудный для себя период, после второй мировой войны, приняла беспрецедентное решение, направив 28% ВВП страны на образование. Сегодня мы видим, какие блестящие результаты это дало. Мы лечимся в Южной Корее, ездим на корейских машинах, покупаем их электронику, удивляемся их промышленным стандартам и т.д. То есть всё возможно.  

Но такое увеличение расходов должно заставить всех нас стать рачительными и прагматичными хозяйственниками. Нам надо научиться как можно рационально и с максимальной пользой для дела, для будущего страны использовать каждый тенге. И это станет для нас еще одним серьезным вызовом.
Мне нравится выражение, что есть страны, где есть всё, но нет ничего, а есть другие, где нет ничего, но есть всё. Казахстан может и должен стать такой страной, где будет все и для всех. К сфере, о которой мы говорим сегодня, это относится в первую очередь: хорошее образование для всех – вот что позволит нам не беспокоиться за будущее Казахстана и его граждан.  

P.S.: Как говорится, все познается в сравнении. В ходе подготовки этой публикации я встретил в Интернете любопытную информацию о структуре управления системой образования в соседнем Узбекистане – ее разместил известный казахстанский исследователь Рустам Бурнашев. На мой взгляд, она заслуживает внимания, поскольку дает пищу для размышлений:

«По следам заседания казахстанского НСОД по вопросам образования и науки.

Просто к сведению. В Узбекистане этими вопросами занимаются аж четыре министерства, если не учитывать профильные структуры образования и исследований (медицина, военное дело и другие):

- Министерство высшего и среднего специального образования;

- Министерство народного образования;

- Министерство дошкольного образования;

- Министерство инновационного развития.

А еще там сохранилась полноценная Академия наук»

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии