2303 26-05-2020, 17:03

НСОД: чего от него ждали и тем ли он занимается?

27 мая состоится очередное заседание Национального совета общественного доверия (НСОД), который, как задумывалось, должен был стать действенным каналом связи между государством и обществом, властью и гражданами. Сегодня работа совета оценивается казахстанцами весьма неоднозначно: кто-то разочаровался в нем, кто-то  продолжает возлагать на него надежды. В преддверии заседания мы решили выяснить мнения наших соотечественников, известных своей активной гражданской позицией, задав им два вопроса: 

  1. Какие вопросы вы бы подняли перед президентом РК, если бы были членом НСОД? 
  2. Что, по-вашему, является на данный момент самым важным для страны?

 

Зачем нам такой НСОД?

Казбек Бейсебаев, экс-дипломат, блогер: 

1. Прежде чем ответить на вопросы, хотел бы процитировать известного российского политика: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот это выражение очень точно  подходит к НСОД. Мы же помним, как нам говорили, что основной целью НСОД является «выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества». А что на деле?.

Может, и были какие-то предложения и рекомендации со стороны членов НСОД, но мы, простые граждане, про это ничего не знаем. И мы что-то не припомним, чтобы были какие-то обсуждения с представителями гражданского общества, дискуссии.  

На днях окончательно были приняты законодательные акты, предусматривающие внесение изменений в законы о проведении митингов и о политических партиях. Однако, как это ни печально, принятые поправки носят незначительный характер и ничего такого особенного ни в плане облегчения процедуры регистрации партий, ни с точки зрения права граждан на свободу собраний с собой не несут. 

Более того, скажем прямо, у немалой части казахстанцев сложилось иное мнение относительно этих законов. Однако один из членов НСОД, являющийся заместителем председателя партии «Ак жол», не просто поддержал правительственный законопроект, касающийся митингов, но еще и оклеветал известного правозащитника, который отстаивал позицию гражданского общества. А большинство других членов НСОД не решились высказать свое мнение по этим законам. Не было широкого обсуждения и в СМИ. 

Таким образом, мы видим, что НСОД оказался далек от своих заявленных целей. К сожалению, этот совет, который вроде бы сформировали для того, чтобы он выражал запросы и требования граждан, на самом деле, как уже не раз случалось раньше, был всего лишь очередной уловкой власти, решившей создать видимость диалога с гражданским обществом.

Я полагал, что НСОД станет неким рабочим органом, который будет представлять руководству Казахстана какие-то предложения по переформатированию страны (с тем,  что страна нуждается в переформатировании, вряд ли кто-то будет спорить). Но ничего такого мы не наблюдаем. Точнее, мы вообще не знаем, чем занимается этот совет. По факту, это такая политтехнологическая попытка взять под контроль протестные настроения граждан. 

Поэтому многие недоумевают:  «А зачем вообще создавали этот НСОД?».

2. Сегодня на повестке дня стоит очень много важных  вопросов. Для начала надо, говоря военным языком, выйти с минимальными потерями из режима карантина, вызванного пандемией. Надо ужиматься, надо проводить ревизию всех программ, надо начинать жить по средствам. Много чего придется урезать. 

В Казахстане за многие годы накопились десятки острых проблем, которые необходимо срочно решать, причем все одновременно. И если сравнить нашу страну с домом, который давно требует ремонта, то такой ремонт надо начинать с фундамента. Как это сделать – вот здесь и кроется главный вопрос.

Перед президентом, перед властью, перед всеми нами стоят серьезные вызовы, и на них надо находить адекватные ответы. 

Коренная демократизация – веление времени

Павел Шумкин, ветеран профсоюзного движения, общественный деятель: 

Если бы у меня появилась возможность напрямую высказать нашему президенту свои мысли и предложения, то я бы акцентировал его внимание на следующих аспектах.

Наша страна тяжело больна моральным разложением, скепсисом и социальной анемией.

Причиной такого ее состояния является реакция отторжения нашим обществом порочного по сути и феодального по содержанию отношения к нуждам граждан со стороны всех ветвей власти. Она, власть, не только неспособна адекватно решать проблемы конкретных людей, общества и государства в целом, но и не дает самим гражданам возможности быть творцами своих судеб.  

Этот затянувшийся и оскорбительный для общества национальный абсурд и является главным фактором, тормозящим поступательное развитие Казахстана.  

Наше общество, наши граждане «исторически» не раз доказывали свою полную самодостаточность и способность выживать в самых сложных обстоятельствах – природных, социально-экономических… То есть, в бытовом смысле они не пропадут при любом политическом и социальном гнете. Однако не стоит ожидать реального, цивилизованного развития их творческого потенциала в условиях практически бесконечных запретов на все и вся. 

Отсюда вытекает мое первое и главное предложение.

Политика, осуществляемая высшим руководством Казахстана, должна быть направлена на реальную демократизацию, тем более что страна уже давно созрела для этого. То есть, нужны не декларации «о ее своевременности и необходимости», не призывы к обсуждению «возможностей демократизации», а буквально скорейшее предоставление всем общественным организациям реального права быть второй и равной (а не декоративной) стороной любых государственных и общественных решений. Будь то обсуждение архитектуры города, размеров зарплат на производстве, условий пенсионного или медицинского обеспечения и т.д. 

Нашему обществу, моим замечательным согражданам «исторически» никогда не давали права самим решать даже дворовые проблемы, не говоря уже о городских и республиканских. Поэтому сегодня стране нужна как воздух не справедливость, не развитие экономики, не мудрые правители, а демократизация всех сторон нашей жизни, которая и обеспечит все вышеперечисленное. Современные же технологии, начиная с социальных сетей, серьезно облегчат продвижение любых здравых начинаний, будь на то политическая воля. 

В этом смысле еще одним важнейшим политическим и социально-технологическим решением стала бы экстренная реформа всего силового блока и судебной системы. Потому как профессиональные, по-настоящему независимые, очищенные от ржи коррупции суды, прокуратура и полиция – важнейший механизм осуществления институциональной государственной поддержки законных прав граждан и институтов гражданского общества.  

Все эти сегменты власти должны быть основательно реформированы. В противном случае они и дальше будут вызывать разочарование, а значит, в обществе будут усиливаться скепсис, депрессия и рост эмиграционных настроений. 

Словом, нашу страну нужно и можно менять в направлении выработки здоровой морали, отраженной в законе, перед которым все будут равны.  

Кстати, «НСОД» - это, с моей точки зрения, аварийное, временное явление. Но любое явление может быть полезным, если этого реально захотеть.

Пришло время решительных действий

Айдар Алибаев, заместитель председателя партии ОСДП:

Если бы я был членом НСОД, то поднял бы следующие вопросы – они, на мой взгляд, являются сегодня наиболее важными для страны.

1. Прекращение карантина. Чем скорее, тем лучше. Сегодня карантином мы загоняем проблемы вглубь, а не решаем их. Весь мир постепенно снимает этот режим, понимая, что, если даже от него и есть выигрыш в медицинском плане, он абсолютно не стоит тех экономических потерь, которые несут граждане, малый и средний бизнес, а также страны в целом. Тем более что под прикрытием карантина происходит немало правонарушений. В частности, речь идет о блокпостах, в которых сегодня вообще нет никакого смысла. 

2. Полный запрет на все виды проверок объектов МСБ и рынка услуг всеми контролирующими государственными органами. Уже сейчас поступает много жалоб от граждан и предпринимателей на беспредел, который творят проверяющие чиновники.

3. Разработка простого и доступного механизма для обеспечения МСБ недорогими кредитами. Причем деньги не должны идти людям через банки или квазигосударственные структуры, поскольку, во-первых, они будут серьезно дорожать, а, во-вторых, названные «посредники» станут чинить различные бюрократические препоны, чтобы подольше подержать эти деньги у себя. В чем мы все неоднократно убеждались. 

4. Рассмотрение на государственном уровне вопроса, связанного с удешевлением аренды. Проблема вполне решаемая, просто нужен государственный подход. 

5. Всеохватный и непредвзятый аудит использования сельскохозяйственных земель. Очень многие чиновники, прихватившие в разные годы сотни тысяч гектаров, никак их не используют. Огораживают и не позволяют крестьянам даже пасти скот. Сегодня они уже лоббируют вопрос сдачи земель в субаренду, тем самым стремясь сделать наших сельчан,  по сути, рабами. 

6. Решение проблемы с многочисленными посредниками, стоящими на пути «поле – прилавок». Именно вследствие этой порочной практики цена на сельхозпродукцию увеличивается в разы. 

7. Организация субботних и воскресных ярмарок по продаже сельхозпродуктов. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, населению нужны недорогие овощи, а с другой, крестьяне не могут эти овощи продать, хотя реализация выращенного урожая является для них порой единственным источником наличных денег. Им просто негде это сделать, кроме как воскресных базаров. Необходимо открыть новые рынки, где крестьяне будут торговать только собственной продукцией. А сегодня в Алматы бал правят посредники. 

8. Полный и обстоятельный аудит всех государственных программ и проектов. Необходимо выявить самые неэффективные и закрыть их.  Аналогичным образом следует провести аудит всех госзакупок и прекратить вакханалию воровства, которая царит в этом процессе.

9. Запрет на проведение имиджевых мероприятий, который должен распространяться на  министерства, акиматы, государственные органы всех уровней. 

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии