8138 14-06-2019, 15:57

Кто войдет в состав НСОД и какими вопросами он займется?

EN
RU
KZ

Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность и сделал первый важный шаг – издал указ о создании Национального совета общественного доверия (НСОД). Если честно, шаг довольно неожиданный, но, в то же время, очень своевременный. Потому с этим самым общественным доверием к власти у нас в последнее время получался полный «швах». Что, собственно, мы и могли наблюдать в последние дни.

Думаем, не откроем Америки, если скажем, что фундаментом всех кризисных моментов, которые все явственнее проявлялись в последние годы, был нарастающий дефицит доверия между государством и обществом, властью и народом. И в этом смысле инициатива новоизбранного президента Токаева может только приветствоваться.

Другой вопрос, как она будет реализовываться и какое конкретное наполнение получит? А вот здесь уже возникает множество вопросов и от того, какие ответы получат общество и отдельно взятые граждане, будет зависеть наше общее будущее. Будучи каленым дипломатом, президент К.-Ж. Токаев чувствует это как никто другой. Скорее всего, именно этим и продиктован его первый месседж обществу.

Все новое – это хорошо забытое старое. Именно эта максима сразу же вспомнилась, когда появилась новость о создании Национального совета общественного доверия. Нечто похожее мы уже проходили. Имеется в виду, когда в 2004 году по инициативе властей была создана Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. И хоть аналогия носит исключительно условный характер, конечная цель в обоих случаях была одна – сделать наше общество более открытым и демократичным. А для этого нужен диалог. Открытый, честный и, самое главное, давно назревший.

Это особенно важно именно сегодня. Потому после 9 июня 2019 года и последовавших после этого событий, страна уже никогда не будет прежней. Рубикон перейден.

Принципиально, что первый шаг сделал сам президент. Тем самым он дает понять, что готов к диалогу, и это тоже очень позитивный факт. Особенно в контексте последних не очень позитивных тенденций. Но видимо, так суждено было случиться и теперь общество и граждане получили сигнал, что они услышаны. С политической точки зрения, это шанс, который история предоставляет обеим сторонам. Мы долго жаждали перемен, а власть предержащие несколько затянули с ними. Теперь одним необходимо еще раз проявить терпение, а другим набраться политического мужества и не ограничиваться голыми декларациями.

Общественное мнение сразу же бросилось активно обсуждать инициативу президента К.-Ж. Токаева. Их формат условно их можно разделить на два сегмента. Одни акцентируют внимание на том, кто должен быть включен в состав НСОД. Другим более важным представляется предстоящая повестка дня Национального совета. Как говорится, ситуация классическая и дискуссия идет вокруг вопроса: что важнее, форма или содержание? Представляется, что важны оба этих момента.

От того, кого пригласят в НСОД, зависит его восприятие обществом. Если тон в нем будут задавать примелькавшиеся и уже не вызывающие доверия люди, умеющие за пустопорожним многословием топить принципиальные вопросы, то у такого подхода будущего однозначно нет и не будет. Очередной бег по кругу ни к чему не приведет. В таком случае, НСОД просто повторит бесславную судьбу Общественных советов при министерствах, акиматах и ЕНПФ. Поэтому в нем должны заседать граждане с активной гражданской позицией (пардон за невольный пафос) и имеющие авторитет в обществе.

Например, известный блогер, а в прошлом крупный чиновник Марат Толибаев. Это человек, который держит руку на пульсе жизни. Его посты в социальных сетях всегда вызывают активное обсуждение. При этом не вызывает сомнений, что он вполне владеет культурой публичной дискуссии и всегда в курсе самых злободневных вопросов повестки дня. К тому же, его сложно обвинить в однозначной ангажированности.

Еще одним достойным кандидатом мне видится бывший член Общественного совета при акимате Алматы Асхат Асылбеков. Да, возможно кое-кого и раздражает его темпераментная манера ведения дискуссии, но бесспорно одно, делает он это искренне и честно. Сразу видно, человек очень болеет за судьбы страны вообще и города Алматы в частности.

Сразу же оговорюсь, я не агитирую за этих людей, а на их примере хочу показать свое видение, какие люди должны прийти в НСОД. Кстати, если что, с Толибаевым меня связывают сугубо деловые отношения в формате «журналист-эксперт», а с Асылбековым я даже не знаком.

Полагаю, что в стране найдется немало таких неординарных личностей и, думается, что общество вправе настаивать на их включении в состав НСОД.

Теперь о повестке дня. Полагаю, что это просто океаническая тема. Потому что проблем в обществе и стране накопилось так много, что невольно вспоминается Козьма Прутков с его бессмертным афоризмом «Нельзя объять необъятное». Но как бы трудно это ни было, хотя бы попытаться сделать это нужно.

В социальных сетях было высказано мнение, что сегодня есть надежда, что власти могут решиться на глубокие структурные преобразования. Этому может способствовать тот фактор, что в обществе запущен процесс необратимых политических изменений, что, в свою очередь, стало катализатором общественно-политической активности граждан. Само по себе такая конфигурация уже не только порождает надежды, но и дает шанс на реальные перемены. В этом смысле рациональная реализация инициативы президента Токаева должна дать ощутимые всходы. И уже потому посыл президента не должен превращаться в простой посул.

Что же касается более конкретной тематики повестки, то она проговаривается не один год. В общих чертах – это необходимость демократизации, явно перезревшая конституционная реформа и переход страны к парламентской форме устройства политической системы, недостаток свободы слова.

А если еще конкретнее, то я хотел бы сослаться на предложения известного казахстанского политолога Ерлана Саирова, который выдвинул следующие предложения:

- освобождение несправедливо осужденных граждан страны из мест отбывания наказания;
- подготовка полномасштабных политических реформ, повышение роли парламента страны с участием всей палитры политических сил страны;
- обновление деятельности правительства, приглашение туда представителей гражданского общества;
- обновление корпуса акимов областей с кооптацией туда гражданских активистов;
- повышение роли местных маслихатов с введением должности председателя маслихата, создание полноценных органов местного самоуправления;
- внесение изменений в законы «О выборах», «О СМИ», «О митингах»;
- создание полноценных институтов исполнительной, законодательной и судебной властей.

Не знаю, кому как, но по мне предлагаемый пакет предложений представляется весьма актуальными и, самое главное, вполне реализуемым.

Теперь самое главное, как я уже сказал, чтобы у одних хватило мужества и ответственности не отыграть назад, а у других сил и терпения не скатиться в болото митинговщины.

Поэтому ответ на вопрос: сможем ли мы все вместе – и власть, и народ – соответствовать значимости исторического момента, зависит только от нас самих…