В минувшие выходные мне скинули ссылку на одну публикацию, которая сопровождалась фотографией автора – молодой особы с почти ангельским личиком: само воплощение красоты, нежности и кротости казахской женщины. Как позже выяснилось, она входит в «топ-10» самых популярных казахскоязычных блогеров, ранее работала журналистом в агентстве «Хабар» и аналитиком (!) в телерадиокорпорации «Казахстан».
Чем чудовищнее ложь…
Но после прочтения первых же строчек размещенного на сайте adyrna.kz (интернет-издание национально-этнографического объединения «Адырна») текста стало ясно, что это тот самый случай, когда внешность абсолютно обманчива. Датированная 29 августа с.г. публикация, название которой можно перевести как «Казахи – нация, созданная для русских», начинается словами: «Оказывается, вы еще «живы». Если дать вам власть, вы готовы, как в 86-м, рубить наши головы лопатами» (?!). Подумалось: да по автору 174-я статья Уголовного кодекса РК плачет. Неужели она этого не понимает?
Дальнейшие поиски в Интернете вывели на «оригинал» – пост, размещенный в конце прошлого года в «Фейсбуке» и начинающийся так: «Шовинисты… Оказывается, вы еще живы…» и т.д. Это уже немного меняет дело. Но зачем adyrna.kz убрал слово-обращение «шовинисты», в отсутствие которого текст воспринимается как пропитанные ксенофобией претензии ко всему этносу? Для пущего эффекта?
Впрочем, судя по «оригиналу», автор Д.Е. тоже та еще национал-популистка. Претензии не только к «шовинистам», но и вообще к русским она выдвигает на казахском языке, прекрасно понимая, что те это не прочитают. Зато прочитают ее соплеменники известной ориентации, среди которых она еще раз прослывет патриотом и защитницей национальных интересов, укрепит в их глазах свой статус «лидера общественного мнения». А на том, насколько аргументированы ее «тезисы», эта публика не станет особо заморачиваться.
Вот автор перечисляет «привилегии», которые казахи в своей стране предоставили второму по численности этносу. При этом оперируя непонятно откуда взятыми фактами/цифрами и, похоже, следуя известному принципу, сформулированному в «Майн кампф» Адольфом Алоизовичем: «чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят». Судите сами.
Д.Е. пишет: «Ради вас все ТВ и половина газет выходят на русском языке». Уж кто-кто, а она, работавшая на телевидении, обязана знать, что в Законе «О телерадиовещании в РК» черным по белому написано: «Еженедельный объем теле-, радиопрограмм на казахском языке по времени не должен быть менее суммарного объема теле-, радиопрограмм на других языках». Иначе говоря, доля вещания на казахском может быть больше, чем 50 процентов, но никак не меньше, и за этим строго следят соответствующие госорганы. Должна Д.Е. знать и то, что в Казахстане нет ни одного телеканала, вещающего только на русском (этого не допускает закон), а вот чисто казахскоязычные есть. Один из них – «Qazaqstan», флагман одноименной телерадиокорпорации (ТРК), считающийся главным государственным и получающий значительную часть средств, которые выделяются из республиканского бюджета на размещение информационного госзаказа. Другой – «Тамаша», созданный год назад и тоже входящий в «семейство» ТРК. То есть государство содержит сугубо казахскоязычные телеканалы, а ото всех остальных требует, как минимум, 50-процентного вещания на казахском. Какие тут могут быть претензии и обиды? Откуда Д.Е. взяла, что в Казахстане «все ТВ на русском языке»?
«Ради вас русским сайтам выделяется в десять раз больше денег, чем казахским» – продолжает она. При этом «забывает» уточнить, кем выделяется. Если частными лицами, то это их право, и никто не мешает казахским бизнесменам вкладывать средства в раскрутку сайтов на родном языке. Если же речь идет о государственном финансировании, то такого перекоса просто не может быть – в противном случае депутаты парламента, которые утверждают все бюджетные расходы и среди которых много представителей национальной интеллигенции, давно бы подняли этот вопрос. Скорее, наоборот, приоритет отдается развитию казахскоязычных интернет-изданий, что в общем-то объяснимо. Например, отдельно для них проводятся республиканские конкурсы (в 2015-м – профильным министерством, в 2018-м – Фондом первого президента РК и т.д.), тогда как чисто для русскоязычных они не организуются. А вообще, было бы интересно узнать, с какого потолка Д.Е. взяла данные о «10-кратной дискриминации» казахских сайтов? И еще, хотелось бы получить разъяснения Министерства информации и общественного развития РК по этому поводу.
Претензии к «неблагодарным»
«Пусть несчастные казахские журналисты ходят как попрошайки, лишь бы вы не жаловались, не возмущались и не писали плохо про власть», - делает вывод Д.Е. Из ее слов выходит, что русскоязычные СМИ, будучи сплошь конформистскими, катаются как сыр в масле. Но как тогда быть с тем обстоятельством, что они составляют, как минимум, половину тех изданий, которые (или сотрудники которых) в последние годы подвергались различным видам прессинга?
Еще один из «тезисов» Д.Е.: «Для вас существуют русские школы и русские театры». Во-первых, они существуют не только для русских, но и для всех русскоязычных граждан страны, среди которых немало и казахов, особенно городских. Во-вторых, эти граждане имеют такие же права, что и казахскоязычные. В общей сложности они составляют, возможно, половину жителей страны, а если брать экономически активное население, то еще больше. В том числе на выплачиваемые ими налоги содержатся школы и театры. Конечно, плохо, что они не знают казахский, однако это вовсе не значит, что им можно отказывать в праве на получение образовательных, культурных и прочих услуг на том языке, которым они владеют и который, согласно Конституции РК, наделен соответствующим статусом.
Примерно то же самое можно сказать и по поводу следующего утверждения: «Ради вас на всех улицах делают надписи (скорее всего, имеются в виду вывески – прим. авт.) на русском языке». И добавить, что известный энтузиаст Земфира Ержан, уже много лет борющаяся – к сожалению, безуспешно – с безграмотностью текстов наружной рекламы на государственном языке (который, кстати, и в данном случае, согласно закону, имеет преимущество перед русским), постоянно сетует на отсутствие поддержки со стороны казахских журналистов. Вот куда бы следовало направить свой пыл Д.Е. и ее коллегам.
Идем дальше. «Ваши коммунисты сидят на самом почетном месте в парламенте. Ваши родственники занимают все стратегически важные посты». В мажилисе заседают 107 депутатов, лишь семеро из них представляют КНПК, и уже в силу этого они не могут сидеть на самом почетном месте – его давно оккупировала совсем другая и гораздо более многочисленная партийная фракция. Что касается второго предложения из приведенного фрагмента текста, то непонятно, какие родственники и какие стратегически важные посты имеются в виду. В высший властный ареопаг, помимо президента, входят члены правительства, председатели обеих палат парламента и Нацбанка, руководители республиканских силовых и правоохранительных структур, главы регионов – в общей сложности около полусотни человек. И среди них затесался лишь один «нетитульный». 1 из 50. Тогда как доля неказахов в общей численности населения Казахстана составляет почти треть.
Смело вторгается Д.Е. и в экономическую сферу: «Ради вас мы не модернизируем наши НПЗ. Иначе кто будет покупать ваш (видимо, подразумевается российский – прим. авт.) бензин?». Если бы она не поленилась просто «погуглить», то узнала бы, что в 2017-2018 годах была проведена модернизация всех трех казахстанских НПЗ, вследствие чего значительно увеличилось производство отечественного бензина, который к тому же теперь полностью соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5. Вот что сообщил зам. председателя правления НК «КазМунайГаз» по переработке и маркетингу: «На сегодняшний момент мы не только закрываем потребность в бензине, но у нас есть избыточный объём, который может использоваться для экспорта. Мы посчитали, что при текущих мощностях, которые имеем, при том росте потребления, который есть в Казахстане, при увеличении численности машин на одну семью мы закрываем потребности страны без каких-либо дополнительных работ до 2030-х годов».
Думается, сказанного вполне достаточно, чтобы убедиться: Д.Е. откровенно лжет. Тем не менее, на основе этой лжи она делает далеко идущий вывод («мы создаем вам райские условия» а вы, неблагодарные, «продолжаете смотреть в лес»). Кстати, ее пост был довольно широко растиражирован не только в соцсетях, но и в казахских интернет-изданиях (abai.kz, kznews.kz и другие), причем, судя по комментариям читателей, подавляющее большинство их думают в унисон с Д.Е. И именно этим печальным обстоятельством вызвано появление данных заметок.
Вместо резюме
…Казахстан уже почти тридцать лет является независимым государством, сегодня мы, казахи, составляем две трети населения республики, занимаем все ключевые должности в госорганах. А значит, мы несем главную ответственность за страну; только от нас самих зависят наши настоящее и будущее. В такой ситуации участившиеся с подачи казахских национал-популистов претензии к представителям этнических меньшинств, которые якобы повинны во всех наших бедах (а подобных публикаций становится все больше), - это проявление нашей слабости и неконкурентоспособности, показатель нашей неготовности к тому, чтобы стать полноценной государствообразующей нацией. Неужели мы провалим свою историческую миссию, бездарно распорядившись выпавшим нам шансом?
И в заключение. От подобных заявлений недалеко и до того самого шовинизма («крайняя форма национализма, выражающаяся в… разжигании национальной вражды и ненависти, противопоставлении интересов одной нации интересам других»), который на словах осуждают многие «патриоты» вроде Д.Е. и который, как мы знаем из истории, может быть далеко не только великодержавным…