Медиация в Казахстане становится все более популярной и востребованной процедурой разрешения конфликтов. Особенно активно в этом направлении работает Ассамблея народа Казахстана (АНК), призванная обеспечивать общественное согласие и общенациональное единство в стране. Об итогах и перспективах медиативной деятельности этой организации мы беседуем с профессором кафедры политологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, доктором политических наук, членом научно-экспертного совета АНК Натальей Калашниковой.
- Наталья Павловна, в каком состоянии медиация в Казахстане?
- Впервые за всю историю Казахстана во всех сферах гражданского общества начал действовать этот универсальный правовой инструмент, направленный на разрешение социальных и иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога.
АНК не только достигла хороших результатов в этой сфере, но и активно демонстрирует новые технологии в развитии инклюзивной сети медиации. Это школьная, трудовая, семейная, ювенальная и другие формы медиации.
Во всех домах дружбы открыты центры и кабинеты медиации, заключен ряд меморандумов и соглашений с судебными органами, трудовыми коллективами, профсоюзами. К их деятельности привлечен широкий пул институтов гражданского общества, что еще раз подтверждает целесообразность мер Ассамблеи, возглавившей этот процесс с 2010 года.
Как подчеркнул на открытии XXIV сессии АНК первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «До 2011 года, когда был принят закон о медиации, никто не знал, как к нему подступиться. Ассамблея проявила инициативу, и вопрос сдвинулся с места. Развитие сети медиаторов снизило нагрузку на суды, усилило правовую культуру и правосознание в обществе».
Вообще медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Во все времена для их разрешения прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица.
В каждой правовой и политической системах медиация имеет свои особенности, инструменты и механизмы, статус и легитимную правовую основу. Ее современное состояние показывает достаточно динамичное развитие - разработано уже свыше 15-ти направлений или, как называют исследователи, специализаций.
Множество примеров законодательного закрепления медиации дает нам мировая практика. Для дальнейшего развития института медиации в Казахстане представляет интерес опыт Болгарии и Испании, с которыми налажены прочные контакты по обмену знаниями в этой области, созданию совместных школ обучения медиаторов (летние школы работают с 2015 года).
Став, по сути, образцом превентивной дипломатии на уровне гражданского общества медиация вовлекает все большие круги общественности, а медиатор выступает, образно говоря, гражданским дипломатом, целью которого является создание у конфликтующих сторон приверженности к толерантному принципу как социальной установке.
- Какие документы определяют правовые условия применения института медиации в Казахстане?
- В целом медиация в Казахстане основана на Конституции РК, Законах «О медиации», «Об Ассамблее народа Казахстана» и Концепции развития АНК до 2025 года. В частности Закон «О медиации» был принят 28 января 2011 года. Согласно статье 1 данного Закона сферами применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами РК.
С 2016 года приняты и вступили в действие изменения и дополнения в гражданский, уголовный, административный, налоговый, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы РК, а также в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении». С этого же периода в Казахстане создан и успешно развивается институт общественных медиаторов и работает общереспубликанская инклюзивная сеть медиации АНК, открыты Республиканский Центр медиации, который возглавляет депутат мажилиса парламента РК Наринэ Микаелян, кабинеты медиации во всех Домах дружбы и Советы медиации в регионах. В эту работу вовлечены Советы общественного согласия, Советы матерей, научно-экспертное сообщество, молодежные структуры АНК.
Единственная проблема в том, что статус общественного медиатора до сих пор не имеет четко прописанной законодательной нормы. Возможно, поэтому суды, признавая роль общественных медиаторов, не всегда и не везде используют этот потенциал в разрешении конфликтов в досудебном порядке.
- Как можно в современных условиях использовать древние казахские обычаи по разрешению споров?
- Издревле в Великой Степи существовал своеобразный институт медиации - умудренные старцы, бии решали самые острые противоречия, возникающие в процессе судебных тяжб за землю, имущество, собственность. Аксакалы, избираемые народом, также регулировали межличностные распри, межэтнические споры. Главная их задача заключалась в примирении сторон.
В своих исследованиях ученый-путешественник XIX века Чокан Валиханов отмечал, «Возведение в звание бия не обусловливалось у казахов каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти. Только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание…» То есть урегулирование конфликтов и споров являлось целью и миссией казахских биев, и это означало искусное оперирование их ценностными эквивалентами, такими как патриотизм, гуманность и справедливость. Все это органично выстраивалось в целях сохранности единства и сплоченности общества в целом.
Великий казахский мыслитель Абай Кунанбаев в своем произведении «Слова Назидания» также отмечал: «Пусть бы споры решались двумя судьями и посредником, выбранными истцами».
Я считаю, что нам необходимо шире применять гуманистические формы вековой истории медиации казахов. К примеру, такие народные традиции, как «Скинуть белый платок матери», «Ломать копья», «Неблагословение», «Подрезать пестрый аркан», «Подрезать коню хвост» и другие, могут использоваться в приостановлении конфликтов, для выработки разных форм превентивной медиации.
- Сегодня медиация стала активно применяться и для разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- В статистическом лексиконе ряда стран Европы укоренилась аббревиатура NEET, которой обозначают молодежь, оказавшуюся в условиях кризиса на обочине жизни. В переводе с английского данное сокращение звучит как «ни образования, ни работы, ни обучения»...
Так вот, это поколение NEET несет по всему миру, в том числе в Казахстане, серьезные проблемы. Поэтому неслучайно нашим правительством приняты упреждающие меры — "Дорожная карта" по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет. Ведь последствия «потерянности» этого поколения не только экономические, но и социальные. Существует риск того, что оно устранится от участия в общественно-политической жизни.
Ряд социологических исследований и замеров показали еще один важный аспект в работе с молодежью — это показатель этноконфликтного потенциала. Хотя доминантное большинство респондентов отрицает вероятность возникновения открытого межэтнического конфликта в Казахстане.
Поэтому важно развивать студенческую и подростковую медиацию именно с категорией молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. На вооружение можно взять опыт Австралии и Болгарии, где широко и эффективно работает вузовская медиация. Мы должны научить молодежь посредством общественной медиации утверждать культуру мира и ненасилия, понимать, что нет плохих конфликтов, а есть плохое управление конфликтами.
- В чем уникальность казахстанской модели медиации?
- Опыт Казахстана примечателен внедрением общественной медиации, поэтому к нему с интересом присматриваются страны Европейского союза и Центральной Азии. Уникальность Ассамблеи народа Казахстана в том, что она представляет собой институт народной дипломатии и выступает главным медиатором в сфере общественных и межэтнических отношений. Руководители этнокультурных объединений, являясь добровольными общественными медиаторами, способствуют разрешению споров в межэтнических и внутриэтнических отношениях. Здесь важен фактор идентичности как самый основной «актив» человеческого существования.
В этом направлении мы рекомендуем углубленное изучение этнического конфликта, разборы ситуаций с использованием разных традиций казахстанских этносов. Именно этнические конфликты, которые в принципе не подлежат судебному урегулированию, показывают, насколько важна общественная медиация.
- А чем посредничество отличается от медиации?
- Посредничество имеет некоторые отличительные черты от процесса медиации. Это компетентное вмешательство в спор или переговоры, осуществляемое третьей стороной, которая является беспристрастной, без власти принимать решения, но с авторитетом помогать сторонам в споре (конфликте) достигать добровольного и приемлемого урегулирования. Посредничество служит улучшению общения между сторонами, налаживанию переговоров с целью создания альтернативных путей решения.
Считаю целесообразным создание нового института посредничества в структуре гражданского общества для достижения приемлемых решений, особенно в социальной сфере. А в рамках этого института организовать профессиональную подготовку переговорщиков.
Резюмируя, можно отметить, что обобщение мирового опыта модернизации института медиации, совершенствование нормативной правовой базы ее эффективного и легитимного сосуществования, образовательные программы обучения и улучшение компетенций медиаторов в контексте развивающегося гражданского общества еще раз указывают на скрытые резервы данного института, способные стать «мягкой (гибкой) силой» по снижению конфликтогенности в обществе, а также стимулированию добровольного участия в разрешении имеющихся конфликтов и споров.