6394 9-08-2019, 11:53

Новая инвестиционная политика: работа на опережение

Казахстан всегда уделял особое внимание привлечению зарубежного капитала в свою экономику, создавая максимально благоприятные условия для инвесторов, что заслуженно обеспечило нашей стране лидерство в этом направлении во всем центрально-азиатском регионе. Но вызовы, стоящие перед мировой экономикой, которая демонстрирует спад инвестиционной активности, диктуют новые правила игры, требующие существенного переформатирования отношений как с действующими, так и с потенциальными инвесторами.

Сработать на опережение. Именно так можно охарактеризовать принятый в этом году комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности Казахстана, направленный на окончательный снос барьеров, препятствующих притоку иностранного капитала в нашу страну.

Во-первых, в конце апреля начал свою работу Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством премьер-министра Аскара Мамина, который к тому же теперь выступает в роли инвестиционного омбудсмена. Этот шаг привел не только к выработке комплексного алгоритма привлечения инвестиций и более качественному мониторингу законодательных норм на предмет их эффективности и целесообразности, но и к демонстрации намерения защищать права инвесторов и соблюдать законность их деятельности в Казахстане на самом высоком уровне.

Во-вторых, в новом формате стала работать национальная компания Kazakh Invest, которая обеспечивает полный спектр услуг по сопровождению инвестиционных проектов, включая регистрацию, получение различных разрешений и согласований, необходимых для реализации инвестиционной деятельности на территории нашей страны. Одним из самых ключевых изменений стало точечное выстраивание ею отношений с каждым инвестором в каждом конкретном проекте, причем как в центре, так и в регионах. Последнее является особенно важным. Работа в тесной связке с акимами областей позволяет более прагматично и системно подходить к выявлению новых проектов и инвесторов, а также существенно сокращать временные отрезки между инициированием проекта и его реализацией. Актуальность новых подходов уже можно наблюдать воочию. В частности, в ходе посещения председателем правления Kazakh Invest регионов. Совместная работа местной исполнительной власти и национальной компании теперь зачастую охватывает даже детали, вплоть до согласования сметной документации по тому или иному проекту.

В-третьих, начиная с нынешнего года, существенная роль в работе по привлечению инвестиций стала отводиться Международному финансовому центру «Астана» (МФЦА). Отныне он является единым координатором по привлечению иностранных инвестиций и продвижению инвестиционного имиджа Казахстана, что, как ожидается, позволит эффективно аккумулировать все инвестиционные потоки и максимизировать получаемый от них экономический эффект. Способствовать этому будет принятая правительством в конце прошлого месяца «Дорожная карта» по дальнейшему привлечению инвестиций в Республику Казахстан.

Что касается новых задач, стоящих перед МФЦА, то в рамках «Дорожной карты» четко прописаны связанные с этим ключевые моменты. В частности, имеются в виду: проработка вопроса определения в качестве применимого права договоров (с контрагентами по всем заключенным и заключаемым контрактам с иностранным элементом) - права МФЦА и использования для судебной (арбитражной) оговорки Суда МФЦА или Международного арбитражного центра вместо судебных или арбитражных инстанций других иностранных юрисдикций; унификация налоговых льгот в МФЦА, Международном технопарке IT-стартапов «Astana Hub», АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» и АО «Назарбаев Университет»; активное участие институтов развития в работе по привлечению прямых и портфельных иностранных инвестиций, в том числе через развитие компетенций и применение инструментов проектного и венчурного финансирования, рынков капитала и управления частными активами на площадке МФЦА; создание медиа-хаба деловых СМИ в целях формирования и правильной подачи инвестиционного бренда Республики Казахстан как государства – центра инвестиций, центра развития компетенций, комфортного места для жизни и работы, центра исторического и экотуризма, а также размещения иностранных медиа-партнеров МФЦА, ведущих СМИ региона ЕАЭС и Центральной Азии на площадке Международного финансового центра.

Конечно же, «Дорожная карта» затрагивает не только вопросы деятельности МФЦА по привлечению инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики. Она включает в себя самые перспективные шаги, которые правительство намерено совершить в ближайшем будущем. Это вопросы, касающиеся разработки методики отбора, оценки и продвижения инвестиционных проектов, формирования и продвижения единого пула таких проектов, либерализации визового и миграционного законодательства, расширения прямого авиасообщения между городами Казахстана и международными финансовыми центрами, а также перспектив вывода на IPO на бирже МФЦА участников программы «Лидеры конкурентоспособности - национальные чемпионы 2.0». Особый акцент делается на законопроекте по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата, который сегодня находится на рассмотрении в НПП «Атамекен». Кстати, нормы этого законопроекта будут вынесены на обсуждение межведомственной комиссии, поскольку многие из них можно считать беспрецедентными.

В частности, серьезному реформированию подверглись налоги на землю, имущество, добавленную стоимость, а также системы налогообложения финансового и добывающего секторов. Кардинально пересмотрены гарантии стабильности казахстанского законодательства для инвесторов, система возмещения затрат на строительство инфраструктуры для тех из них, кто работает на территориях специальных экономических зон. Кроме того, расширены категории объектов для реализации инвестиционных приоритетных проектов, повышен статус решений инвестиционного омбудсмена, усовершенствован (согласно рекомендациям Европейского банка реконструкции и развития) процесс привлечения инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.

Ключевое положение законопроекта - защита интересов иностранных инвесторов. «Одной из мер повышения уверенности иностранных инвесторов в возможности защиты своих прав и интересов могло бы стать право обращения в суд МФЦА», - говорится в тексте сопровождающей его концепции. И это бесспорно, поскольку деятельность суда МФЦА основывается на процессуальных принципах и нормах права Англии и Уэльса, а также на стандартах ведущих мировых финансовых центров. Но загвоздка заключалась в том, что инвесторы, заключившие инвестиционные контракты с государственными органами, априори не могли отстаивать свои права в суде МФЦА, так как казахстанское законодательство не предписывает для государственного органа заключение такого соглашения с инвесторами. Законопроект же предоставляет такое право. «Это позволит укрепить доверие инвесторов в отношении защищенности их интересов и повысит ответственность государственных органов за договорные обязательства, указанные в подписанных ими контрактах», - считают разработчики данных норм.

Наблюдая за тем, как взвешенно и системно правительство Казахстана продвигает новую инвестиционную политику, можно быть уверенными, что негативные прогнозы и общемировые тренды если и не обойдут нас стороной, то их влияние на казахстанскую экономику будет минимизировано.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии