Скоро исполнится сто дней с того момента, как Калмуханбета Касымова на посту министра внутренних дел сменил Ерлан Тургумбаев. Этого срока вполне достаточно для того, чтобы задаться вопросом: а стоила ли овчинка выделки? Все требовали сменить Касымова. Сменили. А изменений как не было, так и нет. Очередная реформа МВД вроде бы и объявлена, но ее очертания остаются призрачными. Сам Тургумбаев пока что никакой конкретики не внес. На это ли рассчитывало общество, требуя отставки Касымова? Может, пришло время перестать ходить вокруг да около и отдать, наконец, управление ведомством гражданскому министру, более гибкому и политически грамотному, раз «старые» кадры предпочитают топтаться на месте? Слово экспертам.
Мурат Телибеков, мусульманский общественный деятель: «Сам факт смены руководства МВД – позитивное явление»
- Специфика работы полиции и прокуратуры такова, что периодическая смена руководства является жизненной необходимостью. Мы нередко становимся свидетелями парадоксальной картины, когда сотрудники полиции, вплотную соприкасаясь с криминальным миром, тесно сращиваются с ними. В результате общество получает ужасного монстра – симбиоз уголовников и правоохранительных органов. Примеров тому немало, причем не только в Казахстане. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что прежний президент не позволял руководителям этих ведомств долго засиживаться. Он прекрасно понимал, какую опасность представляет подобное «долгожительство» силовых министров. Исключением стал лишь Касымов. Думаю, что именно в этом одна из причин удручающего состояния правоохранительных органов. Странность ситуации заключается еще и в том, что существующим положением недовольно не только общество, но и многие из числа самих полицейских. Рост преступности, низкий уровень организации работы, кумовство и коррупция, низкая зарплата – все это привело к тому, что МВД стало одним из самых одиозных ведомств.
Возможно, новый министр ничем не лучше Касымова. Тем не менее, сам факт смены руководства является позитивным явлением. Кстати, мне приходилось соприкасаться с Тургумбаевым. На первый взгляд он производит впечатление открытого человека, не развращенного властью.
В то же время было бы наивным ожидать, что с приходом нового главы МВД в этом ведомстве произойдут решительные перемены. Система устроена таким образом, что она мало зависит от воли одного человека. Кардинально реформировать полицию под силу только главе государства, причём при условии, что это сильная и волевая личность. Примером тому может служить Грузия, где Саакашвили сумел вдохнуть новую жизнь в правоохранительные органы. То есть вопрос совершенствования деятельности полиции сегодня в большей степени относится к президенту Токаеву, нежели к министру Тургумбаеву.
Тем не менее, сегодня мы наблюдаем определенные изменения. Полиция стремится к открытости и прозрачности. Многие руководители областных ДВД открыли собственные страницы в социальных сетях, поддерживается прямая связь с населением. Налицо желание сократить бюрократический аппарат и решать социальные вопросы. На мой взгляд, происходит определенная гуманизация правоохранительной системы. Конечно же, ситуация отнюдь не идеальная, и я далек от мысли рисовать радужную картину. Полиция по-прежнему остаётся закрытой для общественного контроля. Чрезвычайно низкий образовательный и культурный уровень многих сотрудников производит удручающее впечатление. Может быть, это прозвучит неправдоподобно, но с любым полицейским Лондона, Парижа или Нью-Йорка можно спокойно поговорить в часы досуга о последней театральной постановке, о классической музыке или о картинах современного художника… Я думаю, что пришло время кардинально изменить кадровую политику в МВД. Ведь сегодня в полицию идут, как правило, те, кто не смог найти другую работу. Поэтому довольно часто можно встретить сотрудников, не умеющих грамотно писать и прилично вести себя в обществе. На мой взгляд, работа в полиции должна стать одной из самых престижных в стране, и служить в ней должны люди, не только физически здоровые, но и обладающие высоким уровнем культуры и образования.
Что касается гражданского человека во главе МВД, то не думаю, что в сложившихся условиях это может стать панацеей ото всех бед. Мы знаем немало примеров, когда гражданские лица, вставшие у руля министерства, допускали полный развал во вверенной им сфере и, более того, коррупционную вакханалию. Дело не в социальном статусе. Среди полицейских немало порядочных, высококвалифицированных людей. Вся беда в том, что в нашей стране выдвижение кадров часто происходит отнюдь не по деловым и человеческим качествам, а по иным параметрам. Но это уже отдельная тема.
Газиз Абишев, политический обозреватель: «Разобрав систему, заново ее можно и не собрать»
- Действительно, особого прогресса не видно, и тому есть несколько причин.
Во-первых, чтобы добиться кардинальных изменений, нужно, условно говоря, разобрать всю систему и собрать ее заново. Так в свое время в Грузии сделал Михаил Саакашвили. Однако казахстанские власти опасаются, что если пойти на столь же радикальный шаг, то, разобрав, заново можно и не собрать. Как следствие, ситуация в стране может выйти из-под контроля.
Во-вторых, многие непопулярные решения, воплощаемые в жизнь стражами порядка, принимаются на политическом уровне, а не на уровне полицейских начальников.
В-третьих, у карьерных полицейских не развиты навыки, необходимые для умных и креативных общественных коммуникаций, им не хватает быстрой интеллектуальной реакции на происходящее. Потому возникает множество скандалов, которых при грамотном подходе можно было бы избежать. А новый министр – карьерный полицейский.
В период с 2003-го по 2011-й МВД возглавляли люди не из полиции. В принципе, гражданский человек с должным опытом работы мог бы освежить систему, попытаться научить подчиненных более гибко реагировать на различные ситуации. Быть может, привлечь опытных пиар-специалистов, которые способны предложить какие-то интересные варианты разрешения конфликтов с участием полиции. Кроме того, человек «не из системы» не будет скован «честью полицейского мундира», а значит, ему будет легче принимать жесткие кадровые решения.
С другой стороны, вокруг гражданского министра будут сплошь господа генералы, а под ним – десятки тысяч господ офицеров. Это довольно жесткая система, а потому такой глава МВД должен обладать хоть каким-то соответствующим опытом работы: в администрации президента РК, аппарате Совбеза, судебной системе, канцелярии премьер-министра, на дипломатическом поприще.
Мирас Нурмуханбетов, активист движения «Жаңа Қазақстан»: «Одним приказом сверху полицию не изменить»
- Не стоит думать, что Касымова убрали с поста главы МВД «под напором общественности». За все время его пребывания на этой должности можно насчитать, как минимум, с десяток поводов, за которыми должна была последовать отставка не только министра, но и всего руководства МВД. Более того, могу предположить, что смена главного полицейского должна была произойти раньше, в конце лета или начале осени прошлого года, когда президент осуществил другие рокировки, и Касымов еще тогда занял бы свое нынешнее кресло в Совбезе, если бы не случилась та самая трагедия, после которой прозвучали требования отправить его в отставку. Чтобы люди не подумали, будто власть дала слабину и повелась на общественное мнение, главу МВД не стали трогать с места.
Другое дело, что в смещении «дяди Коли» были заинтересованы некоторые ФПГ и «властные элиты», не без помощи которых «качалась» тема «Касымов, кет!». Выгоды для них связаны не только с контролем за огромными средствами, которые выделяются полиции, но и с ролью МВД в пресловутый транзитный период. Расписывать эти вещи, наверное, необязательно. А само общество ни на что особо и не рассчитывало. Основным мотивом требований отставки было наказание за непрофессионализм. Но его не последовало – напротив, теперь уже бывший министр пошел фактически на повышение.
Если после прихода его сменщика и произошли какие-то изменения, то, по большей части, негативные. А если говорить в целом, то нужно понимать, что быстро поменять можно только мебель в кабинете начальника или шторы в приемной. Для такой махины, как МВД, сто дней – это слишком мало.
Но главный критерий оценки – отношение общества к полиции и, наоборот, полиции к обществу. События последних двух-трех недель показали, что никакого обновления или смены образа блюстителя порядка не будет. Максимум, пожурят шефа полиции Атырау за то, что он в «парадке» на коне сфотографировался, или сменят нескольких региональных начальников.
Что касается назначения главой МВД гражданского человека, то в нынешней ситуации он тоже мало что может изменить. Тем более что наша полиция практически идеально встроена в систему власти и даже характеризует само государство – его нередко называют «полицейским». Короче говоря, если даже допустить, что министром назначат политически грамотного и честного представителя гражданского общества, то одно это ничего не даст. Нужны кардинальные реформы, решительное – наполовину, а то и больше – обновление кадрового состава и т.д. В общем, одним приказом сверху полицию не изменить.
Ерлан Аскарбеков, PR-консультант: «Нужно усилить превентивный гражданский контроль за деятельностью полиции»
- Честно говоря, я не в курсе, произошли какие-то изменения или нет. В начале года читал, что общественность подготовила большой пакет предложений по реформе МВД, из которых будто бы только процентов двадцать-тридцать были приняты к рассмотрению. Тем самым обществу дали понять, что реформа будет проведена. Но за минувшее с тех пор время страну сотрясли сначала отставка правительства, затем 19 марта и объявление президентских выборов. Информационная повестка полностью поменялась, и, судя по разговорам в кулуарах левобережья, до выборов никаких серьезных телодвижений в любом из госорганов не будет.
Если обратиться к мировому опыту, то реформа полиции нигде не проводилась быстро. Кроме разве что самой радикальной за всю историю - грузинской, где стопроцентно был уволен весь персонал. Это уникальный опыт, но его ни в коем случае нельзя автоматически транслировать. Его нужно серьезно изучать, но не переносить на нашу почву. Грузия – мононациональная, религиозная страна, практически без полезных ископаемых, с довольно тяжелыми стартовыми экономическими условиями, пережившая четыре гражданские войны. Очень важно и то, что грузины – сплоченный народ, способный объединиться даже в самые непростые моменты своей истории, о чем свидетельствует то, что «революция роз» в Грузии прошла бескровно, а бывший президент Эдуард Шеварднадзе все эти годы спокойно жил в центре Тбилиси. У нас иная ситуация. Не лучше, не хуже, а просто другая – другое общество, другая цель, другая страна. Поэтому столь же мгновенно провести реформу у нас невозможно.
А то, что МВД в ней нуждается, – это однозначно. Граждане, в том числе представители адвокатуры, бывшие сотрудники правоохранительных органов, подготовили замечательные предложения, которые, как минимум, достойны очень серьезного обсуждения внутри самого министерства, и очень надеюсь, что это уже происходит в рамках закрытых рабочих групп. По крайней мере, подобная практика стала распространенной. С весны разные министерства проводят закрытые тренинги, экспертные слушания. Хотя (повторюсь), возможно, было принято решение отложить работу по реформе на поствыборный период.
Что касается прихода на пост главы МВД гражданского министра, то, на мой взгляд, это не суть важно. Куда важнее обеспечить реальный гражданский надзор за деятельностью министерства и его структурных подразделений на местах. Общественные советы в их нынешнем виде с этой задачей справиться неспособны. Формально они имеют серьезные полномочия, а на деле формируются из людей, «удобных» для конкретного акима или министра. И очевидно, что нужно думать над тем, как усилить превентивный гражданский контроль, гражданскую экспертизу.
Хочу обратить внимание и на другой аспект. По сути, все проблемы с правоохранительными органами теоретически можно решить стопроцентной прямой выборностью всех судей, в том числе членов Верховного суда, которые, на мой взгляд, должны избираться на республиканском съезде судей. Если ежегодно абсолютно каждый судья в стране будет напрямую избираться населением, то это в значительной степени обессмыслит коррупцию, подлоги. Самые болезненные вопросы снимутся сами собой, поскольку дела просто-напросто будут разваливаться в судах, так как судья станет «недоговорным». И если бы Акорда решилась на полную демократизацию судебной ветви власти, то это было бы здорово.
Ербол Едилов, управляющий директор по стратегии и аналитике GR Consulting Group: «Реальных изменений как не было, так и нет»
- Замена министра на его заместителя, который проработал с ним бок о бок больше шести лет, в принципе не могла привести к каким-либо изменениям. Что мы, собственно, и наблюдаем. Если какие-то реформы и проводятся, то, скорее всего, только на бумаге. Словом, что было, то и осталось.
Мы будем топтаться на месте до тех пор, пока не избавимся от поколения кадров с совковым менталитетом, который мешает им работать в условиях современной реальности. Рассчитывать на реальные реформы и кардинальные изменения можно будет только после прихода молодого, грамотного, современного министра, который будет не оглядываться назад, в прошлое, а уверенно смотреть вперед.
Конечно, об этом нам пока приходится только мечтать, хотя сама система не лишена перспективных кадров. Есть молодые, креативные профессионалы, которые показывают хорошие результаты. Другой вариант – пост главы МВД должно занять гражданское лицо с большим политическим весом. Человек извне, обладающий качествами менеджера, да при сильных заместителях, которые помогут ему вникнуть во все нюансы побочных эффектов системы, вполне способен провести качественную реформу.
Что в моем понимании означает качественная реформа? Это когда мы не будем бояться полицейских, начнем им доверять, когда они перестанут превращать службу в кормушку и начнут походить на бравых полисменов из голливудских блокбастеров. А повышение Тургумбаева до уровня министра больше напоминает замену шила на мыло. С его стороны были некоторые неудачные попытки пиар-акций с хождением по центральным улицам столицы, но реальных изменений как не было, так и нет.
Исатай Утепов, ОО «Абырой» (Уральск): «Методы и средства работы полиции остались прежними»
- Не думаю, что смена главы МВД состоялась под давлением общественности. Тем более что в данном случае Касымов с поста министра ушел на повышение в Совет безопасности.
Что дал приход нового министр, как он проявил себя в первые сто дней своего пребывания на этом посту? Судя по последним событиям (разгон митингов, задержания активистов), методы и средства остались прежними, если не сказать, что приняли более жесткий характер. Давление со стороны силовых структур, включая МВД, на активную часть общества, увы, стало приоритетным в системе отношений между обществом и властью.
Здесь важно подчеркнуть, что это не вина и не «заслуга» нового министра. Он и его ведомство – часть системы и, больше того, призваны ее защищать. Министр не может действовать автономно от нее, опираясь исключительно на Конституцию. Наши реалии таковы, что провозглашенные Основным законом принципы разделения ветвей власти не работают. Поэтому в рамках существующей политической системы реформы проводятся только для проформы. Сами подумайте: что нам, законопослушным гражданам, может дать помпезно объявленная в рамках реформы МВД новая форма полицейского, если не поменялось содержание?
Что касается прихода на пост главы МВД гражданского лица, то почему бы и нет? За примерами далеко ходить не надо. В той же Грузии во времена Саакашвили МВД возглавлял совершенно гражданский человек с мирной профессией горного инженера. Зато грузинская реформа полиции прогремела на весь мир. Но здесь нужно отметить, что такое возможно только при условии коренной реформы всех эшелонов власти.