10883 12-04-2019, 12:27

Байконур – это экзамен для Казахстана на государственную состоятельность

Сегодня - День космонавтики. В наши дни тема космоса интересует в основном только специалистов, и былого ажиотажа вокруг нее уже нет. Тем не менее для нашей страны она имеет особое звучание. Хотя бы потому, что именно на нашей земле был построен первый и крупнейший в мире космодром. О его проблемах и перспективах космической отрасли Казахстана мы беседуем с известным экспертом, главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом.

Наши шансы на космос

- С вашей точки зрения, что значит космодром Байконур для Казахстана?
- Обычно, когда речь заходит о нем, все разговоры сводятся к достижениям советского периода или к тому, сколько наших граждан там задействовано, какая от него экономическая польза. Но давайте посмотрим на этот вопрос иначе. И, прежде всего, надо признать, что очень многие люди в мире знают Казахстан только благодаря словосочетанию «космодром Байконур».
История сохранила сведения о первых цивилизациях, которые были морскими, – критской, греческой, финикийской. А Байконур – одно из немногих мест в мире, откуда можно вырваться в космос. Это своеобразный мост во Вселенную. Детище великого государства, сегодня он во многом стал проблемным грузом и для Казахстана, и для России, которая взяла его в аренду. Парадоксально, но это связано не столько с тем, что космодром уже не нужен или устарел (хотя тут есть определенные сложности), сколько с тем, что он как раз таки незаменим. Проблема заключается в том, что решаемые сегодня Казахстаном и Россией космические задачи намного мельче, чем возможности Байконура.
Если бы он не представлял интереса, то мы бы не наблюдали столь повышенного внимания к нему извне. И очевидно, что деградация этого комплекса нанесет серьезный удар по имиджу наших стран.
Байконур – это инфраструктура, обеспечивающая выход человека, спутников на различные орбиты, в далекий космос. Это окно в новые миры. Если у нас хватит сил, ума, трудолюбия сохранить космодром и найти партнеров для дальнейшей работы на нем (продолжая сотрудничать с Россией), то мы сдадим своеобразный тест на зрелость. Байконур для Казахстана – это и гордость, и вызов. Это, если хотите, экзамен на государственную состоятельность.
- Многие несведущие люди полагают, что освоение космоса – это удел больших стран, таких, как Россия, США, Китай. Но сегодня мы видим, что космическая «география» значительно расширилась. А у нашей страны есть шанс войти в клуб космических держав?
- У меня свое мнение относительно космической деятельности больших и малых стран. До последнего времени главным побудительным мотивом к тому, чтобы заниматься ею, был вопрос престижа. Эта негласная традиция тянется еще с тех времен, когда шла космическая гонка между СССР и США. Полагаю, что на определенном этапе такой подход стал тормозить развитие отрасли. Освоение космоса стало похожим на некое шоу, демонстрацию того, у кого больше космических достижений или у кого они «круче». За этим стали теряться многие совершенно необходимые практические цели.
Я считаю, что всем нужен «прагматичный» космос. Именно этому принципу следует, например, Европейское космическое агентство. Скажем, оно может в короткие сроки создать свои пилотируемые корабли. Но не делает этого, планируя летать на российских или американских аппаратах до тех пор, пока его это устраивает. В то же время европейцы все силы бросили на прикладные направления – на спутниковую связь, на навигацию (ею пользуется каждый из нас, ориентируясь в городе, передвигаясь посредством транспорта), на систему дистанционного зондирования, которая обеспечивает нас необходимыми сведениями.
Недавно в ходе встречи в Астане один наш специалист сказал, что полученные на сегодня доходы от созданной системы дистанционного зондирования Земли составляют чуть больше одного процента от затраченных на нее средств. Но напрашивается встречный вопрос: а во сколько вы оцените те данные, которые нам бы никто не дал? То есть на эти вопросы надо смотреть шире. Иначе мы можем скатиться до того, что откажемся, например, от общественного транспорта, поскольку он убыточен. То же самое касается и железнодорожных пассажирских перевозок, которые вообще планово убыточны. Но можно ли представить без них жизнь города, региона, всей страны?
Возьмем, к примеру, Люксембург. На его территории расположены штаб-квартиры крупнейших международных спутниковых кампаний. Так вот, доходы маленького Люксембурга от этих компаний превышают все расходы России на космос. Не правда ли, показательная статистика?
Этот пример говорит о том, что если мы выберем правильный путь, то космическая деятельность будет приносить, говоря бухгалтерским языком, доходы. Но гораздо важнее другое - она предоставит нам уникальные возможности в сфере высоких технологий и неограниченный доступ к информации. Все государства (и большие, и малые) сегодня стремятся развивать свою космическую отрасль, чтобы впоследствии у них появился и «прагматичный» космос.
Речь не идет о том, чтобы первыми высадиться на спутник Юпитера или обогнать американцев по количеству пусков. Главная цель – поставить космические технологии на службу своей стране, своему народу. А отказаться от них – значит отказаться от мобильной связи, электронных порталов, всей совокупности информации, которую мы сегодня получаем в оперативном режиме. Можно ли себе это представить?

Просчеты и перспективы

- Какие в этом плане возможности дает нам наличие на территории Казахстана космодрома Байконур?
- Это просто гигантское везение и исторический шанс для нашей страны. Многие считают, что Казахстан никогда не присутствовал по-настоящему на космодроме, да и после развала СССР от него, мол, одна головная боль. Но давайте посмотрим на ситуацию по-другому.
Находясь в составе Советского Союза, наша республика внесла колоссальный вклад в развитие ядерных технологий страны. У нас был Семипалатинский ядерный полигон, который принес множество страданий нашему народу и серьезный урон окружающей среде. Были и другие полигоны, военные базы. С точки зрения дня сегодняшнего все они ассоциируются с абсолютным негативом. Но с другой стороны, не стоит забывать, что благодаря им была обеспечена безопасность всей страны, в том числе и Казахстана. Как и то, что тот же Байконур в советские времена управлялся централизованно и никак не мог находиться под юрисдикцией региональных властей.
Что мы выиграли? Казахстану удалось сохранить космодром, найти консенсус с главным партнером – Россией и оставить окно возможностей для его дальнейшего развития. Думаю, что сегодня за это можно поблагодарить тогдашних руководителей наших стран – Нурсултана Назарбаева и Бориса Ельцина.
А теперь о том, в чем мы проиграли. За аренду Байконура каждый год РФ платит 115 миллионов долларов. Нужно было процентов двадцать от этой суммы ежегодно выделять на развитие казахстанского космического комплекса, создавать свои объекты на космодроме, какую-то часть потратить на подготовку кадров.
За период с 1994 года Казахстан получил от аренды в общей сложности порядка 2,7 миллиарда долларов. Сумма более чем серьезная. Даже небольшой доли этих денег хватило бы на то, чтобы поддержать, оживить развитие отечественной космической отрасли. Однако этого сделано не было.
- Можно ли говорить хоть о каких-то достижениях Казахстана в космической сфере?
- Даже, несмотря на допущенные ошибки, о которых я сказал выше, Казахстан стартовал, в принципе, неплохо. Созданы две спутниковые группировки, наземная инфраструктура. Эти объекты обладают неплохим потенциалом с точки зрения сотрудничества с той же Россией и другими странами СНГ.
Одна из ведущих космических кампаний РФ рассматривает возможность сборки своего транспортного космического корабля на комплексе, построенном под Астаной. По одной простой причине: в самой России соответствующие условия в плане сборки и испытаний отсутствуют. Это свидетельствует о том, что космическая отрасль Казахстана не топталась на месте. У нас есть и другие уникальные объекты, которые можно предложить для сотрудничества в деле освоения космоса.

Требуются новые подходы

- С учетом больших проблем, переживаемых российской космической отраслью, каким вам видится будущее Байконура? Если Россия все же уйдет с нашего космодрома, хватит ли у нас сил и воли удержать его на плаву? Что для этого необходимо в первую очередь?
- Да, российская космонавтика сегодня переживает не лучшие времена. Например, в результате аварий «ушли» коммерческие пуски. Думаю, власти РФ направят все силы на развитие космодрома Восточный. Особенно с учетом тех политических тенденций, которые мы наблюдаем в последнее время. Но Россия не сможет уйти с Байконура полностью до тех пор, пока осуществляется пилотируемая программа. Чтобы заменить пилотируемые корабли «Союз», необходимо создать новую технику, чего они сделать сегодня не в состоянии.
Мы должны открыть город Байконур для казахстанских инвесторов-строителей, поскольку сейчас в нем ничего нового не строится. Те объекты космодрома, в которых Россия не нуждается и которые являются для нее обузой, необходимо в оперативном порядке готовить для передачи заинтересованным компаниям. Нужно находить партнеров и создавать условия, которые позволят эффективно работать на космодроме.
Конечная цель – создание на его базе Международного космического порта. Казахстан недавно получил в собственность объекты правого фланга Байконура. На завершающей стадии находятся переговоры с арабскими инвесторами относительно их участия в функционировании «Гагаринского старта». Есть интерес и к другим объектам космодрома.
Сегодня совпадают два вектора. Россия не в состоянии содержать весь космодром и хотела бы избавиться от ненужного ей балласта. При этом есть организации, компании и страны, которые заинтересованы в их эксплуатации. И Казахстан должен найти механизм, который бы учитывал и увязывал интересы всех сторон. Возможности для этого есть.
- Какие еще направления космической кооперации нам по плечу?
- Сегодня в мире наблюдается бум космических стартапов, когда небольшие компании, овладев передовыми технологиями, в условиях малых, гибких производственных линий создают новую технику буквально на коленке. Причем вполне серьезного уровня и качества. Я считаю, что за громадьем Байконура мы обязательно должны видеть и находить возможности для работы с передовыми частными компаниями и стартапами. Привлекать молодых людей, у которых горят глаза, которые имеют мобильные команды, моментально реагирующие на все новое и перспективное.
Сейчас очень популярным стало создание малых спутников – так называемых кубсатов. Нам необходимо развивать эту линию, поскольку за ней идет лавинообразное развитие сервисов, востребованных буквально всеми. Через какое-то время появится возможность запускать личные спутники, если это будет нужно для дела. Такого рода услуги уже предлагаются в США.
Поэтому нужно открывать двери перед всем новым (в плане возможностей), приводить нашу нормативную базу в соответствие с прогрессивными трендами. Она не должна быть такой, как в той же России, – стоящей на страже государственного монополизма, «никого не пущающей и все запрещающей». Космосом, как и мореплаванием, могут и должны заниматься все, а не только «профильные» организации.

Когда появится наш Илон Маск?

- Футуристический вопрос: у нас когда-нибудь появится свой Илон Маск? Или это из области фантастики?
- Возможно, он уже есть. Иногда говорят так: чтобы появился Илон Маск, все вокруг должно быть исключительно передовым. Этакие космические молочные реки с кисельными берегами. Но, как ни странно, люди такого уровня рождаются не только в передовых странах. Сергей Павлович Королев, отмотав срок на Колыме и будучи фактически инвалидом, сумел убедить руководство страны и добился государственной поддержки своих идей по развитию космической отрасли. Он стал своего рода иконоборцем, который ломал традиции, все эти вертикальные бюрократические связи. Подобные энтузиасты были и в Китае, и в других странах.
Сегодня ситуация качественно изменилась. Раньше, чтобы «оседлать» космическую отрасль, необходима была поддержка военных, государственного аппарата, крупных предприятий. А сегодня все по-другому. Обратите внимание: многие микроорганизации, в том числе и запрещенные, беспрепятственно используют все виды сетевых технологий, возможности Интернета, программные продукты. И, как утверждают эксперты, сегодня для того, чтобы реализовать космический проект, достаточно объединиться пяти людям. При этом не надо создавать новые двигатели или носители. Речь идет о генерировании сервисов, стыковке возможностей разных технологий, и на этом стыке создается бизнес. Бизнес, который востребован, окупается и приносит прибыль. «Симки» на наших телефонах, поисковики – все это создано не министерствами и ведомствами, а вполне обычными и не всегда бритыми молодыми людьми.
Но чтобы подобное стало возможным, необходима атмосфера свободного обсуждения и творчества на самом высоком интеллектуальном уровне. Как этого добиться? Нужно выходить за пределы местного сообщества – много ездить, учиться за рубежом, там общаться, стажироваться, вести перманентный диалог в интернет-пространстве. Нам нужно преодолеть наши местничество и провинциализм. Нам нужно перестать быть косными и консервативными.
Для этого требуются люди мира, люди космоса. И тогда успех будет не за горами.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии