25517 30-03-2019, 11:50

«Серебро» Элизабет Турсынбаевой на ЧМ – достижение Казахстана?

На протяжении двух последних десятилетий представительницы лишь семи стран становились медалистками чемпионатов мира и Олимпийских игр в женском одиночном катании  - а это ни много ни мало 24 турнира и 72 призовых места. Уже одного этого факта достаточно, чтобы оценить масштаб и значимость успеха 19-летней Элизабет Турсынбаевой.

«Приговор» Тарасовой

Конечно, нужно честно признать, что она является воспитанницей не нашего, а российского спорта. Как, кстати, и Денис Тен, с малолетства тренировавшийся в Москве, а впоследствии, уже будучи известным фигуристом, перебравшийся в США. Причем Элизабет, в отличие от него, и вовсе родилась в столице РФ в семье уроженца Кызылординской области. Другое дело, что наше государство на определенном этапе стало оказывать и Денису, и Лизе существенную финансовую поддержку, без чего серьезные успехи в этом довольно дорогостоящем виде спорта немыслимы. И в сегодняшних условиях, если говорить объективно, такой вариант подготовки «звезд» фигурного катания является единственно возможным для Казахстана. Но подробнее об этом чуть позже, а сейчас вернемся к нашей героине.

После занятий в детской группе она в 11-летнем возрасте перешла в школу ЦСКА к Елене Водорезовой – той самой, которая воспитала Дениса Тена и от которой казахстанец ушел годом раньше, в 2010-м, по окончании дебютной для себя Олимпиады. Но у нее Лиза тренировалась недолго, после чего перебралась в центр спорта «Самбо-70» к малоизвестной тогда Этери Тутберидзе.  А в 2013-м, когда ей исполнилось 13 лет, что дает право участвовать в международных соревнованиях на юниорском уровне, случились два важных события: первое – родители решили, что их дочь будет выступать за Казахстан, и заручились финансовой поддержкой нашего государства; второе – Лиза уехала за океан к канадскому тренеру Брайану Орсеру.

Что касается принятия спортивного гражданства РК, то этот шаг, думается, был продиктован не только зовом крови, но и чисто прагматическими соображениями. В российском фигурном катании, особенно женском, уровень конкуренции чрезвычайно высок, и пробиться в сборную крайне сложно. Тогда как в Казахстане, где столь перспективных девушек-фигуристок попросту нет, Элизабет могла рассчитывать на особое к себе отношение и соответствующее государственное финансирование - а это почти обязательное условие выхода на мировой уровень.  

Первые годы работы под руководством Орсера были достаточно продуктивными: на  юниорских чемпионатах мира Турсынбаева, начав с 13-го места, затем поднялась сразу на 4-е, уступив в том числе Евгении Медведевой и Вакабе Хигучи, которые сегодня не нуждаются в представлениях. В начале 2016 года она в последний раз выступила на юниорском мировом первенстве (5-я итоговая позиция) и дебютировала на взрослом (12-я). Следующая зима сложилась для нее тоже относительно неплохо, но появилось ощущение, что прогресс фигуристки замедлился, а в чем-то даже остановился.

Это ощущение еще больше усилилось в прошлом, олимпийском, сезоне. И дело не только в результатах, хотя они тоже говорили о многом: Лиза осталась за пределами первой десятки и на Олимпиаде, и на мировом первенстве, и даже на «Чемпионате четырех континентов», хотя годом раньше на двух последних турнирах была соответственно 9-й и 8-й. Больше тревожило то, что она не прибавляет в мастерстве. А ведь ей исполнилось уже 18 – возраст, к которому многие фигуристки достигают пика в карьере.

Именно тогда Татьяна Тарасова высказала мнение, что Элизабет в силу своих антропометрических данных (маленькая, худенькая, легкая) могла бы добиться больших успехов в парном катании, если подобрать хорошего партнера, а вот в одиночном ей придется очень сложно. Тем более что расти – в физиологическом плане – она уже не будет и останется в глазах судей девочкой-подростком. Конечно, даже такой авторитетный специалист, как Татьяна Анатольевна, может иногда ошибаться в оценках и прогнозах. Например, после ЧМ-2011 она сказала про Дениса Тена: «Был талант – и до свидания. Уже нет», а спустя два года казахстанец завоевал «серебро» чемпионата мира. Тем не менее, ее слова некоторые восприняли почти как приговор.

Настоящий прорыв

Летом прошлого года Лиза вместе с родителями приняла решение вернуться к Тутберидзе, которая за последние пять лет заработала репутацию лучшего на планете тренера в женском одиночном катании. Двукратная чемпионка мира Медведева, победительница Олимпиады-2018 Алина Загитова, золотая и серебряная медалистки юниорского ЧМ-2019 Александра Трусова и Анна Щербакова – это все ее воспитанницы. Именно в группе Тутберидзе появляются на свет самые сложные программы, включающие прыжки в четыре оборота.

Многие девушки-фигуристки сталкиваются с серьезной проблемой: при наступлении так называемого пубертатного возраста (чаще всего в 16-17 лет) в организме происходят изменения, ведущие к увеличению массы тела, и даже два-три «лишних» килограмма заметно затрудняют выполнение сложных технических элементов, особенно  прыжков, которые требуют легкости. В силу своей природной конституции Элизабет относительно безболезненно пережила этот период. В то же время за год работы с Тутберидзе она чисто визуально стала выглядеть более женственной, что очень важно с точки зрения получения судейских оценок за компоненты. 

Правда, начало сезона 2018/19 сложилось для нее не очень удачно. Но постепенно она прибавляла и в феврале неожиданно для многих завоевала серебряную медаль «Чемпионата четырех континентов» (в нем участвовали сильнейшие фигуристки Азии, Северной Америки, Океании и Африки), набрав рекордную для себя сумму в 207,46 балла. Произвольная программа Элизабет на этом турнире имела наибольшую базовую стоимость технических элементов, то есть была самой сложной – даже выигравшая чемпионат японка Рика Кихира, главное открытие нынешнего мирового сезона, уступила ей в этом плане. И тем более нет такой сложности у других фигуристок, входящих в «топ-10».  

Получить больше баллов в сумме Лизе не позволили ошибка в короткой программе, падение после четверного «сальхова» (она впервые выполняла его на официальных соревнованиях) в произвольной композиции и традиционно более низкие, чем у главных соперниц, оценки за компоненты. Именно эти составляющие необходимо было подтянуть, чтобы претендовать на медаль чемпионата мира в городе Сайтама (Япония).

Диспозиция перед ЧМ была следующей. Первые два места эксперты отдавали 16-летним Загитовой и Кихира, которые в ходе нынешнего сезона набирали больше 230 баллов. Претендентками на «бронзу» считались две другие представительницы Страны восходящего солнца (Сатоко Мияхара, Каори Сакамото) и в несколько меньшей степени россиянки (Евгения Медведева и Софья Самодурова), а также Элизабет, имевшая 6-ю сумму в текущем сезоне.

Но в фигурном катании решающим фактором часто становится психологический. Японки, выступавшие перед родной публикой, попросту «перегорели» и в итоге остались без медалей. Та же Кихира, едва ли не главная претендентка на «золото», в короткой программе вместо тройного «акселя» сделала «бабочку», после чего сорвала такой же прыжок в  произвольной. Не избежали ошибок и ее соотечественницы.   

Турсынбаева же идеально – впервые в сезоне – откатала короткую программу, получив за нее рекордную для себя оценку 75,96. В произвольной она тоже впервые (и первой в мире среди взрослых фигуристок) чисто выполнила четверной прыжок, чем навечно вписала свое имя в историю этого вида спорта. И хотя без помарки не обошлось, судьи поставили ей высокую оценку – 148,80, почти на десять баллов больше, чем на «Чемпионате четырех континентов». И, что тоже очень важно, за компоненты они дали 69,83 – сразу на 5,5 балла больше ее личного рекорда и ненамного меньше, чем, например, у всегда  «выразительной» Медведевой. То есть, судьи как бы признали, что отныне они воспринимают катание Лизы не как «угловато-подростковое», а как по-настоящему взрослое.

Это, во-первых, стало одной из составляющих ее «серебряного» успеха (достаточно сказать, что второе место, которое заняла по сумме обеих программ Элизабет, от пятого отделили менее двух баллов – настолько высокой оказалась плотность результатов), а, во-вторых, позволяет с еще большим оптимизмом смотреть в будущее. Ведь у нашей фигуристки с ее редкими для такого возраста антропометрическими данными еще есть резервы для дальнейшего усложнения своих программ, получения еще более высоких оценок за технику исполнения, и в то же время ее отставание в компонентах уже не выглядит столь критичным.

Объективная реальность

… Как уже сказано, Казахстан стал всего лишь 8-й страной, представительница которой завоевала медаль чемпионата мира (он проводится ежегодно) в женском одиночном катании в 21-м веке. А полный список выглядит так: Япония – 16 наград, Россия – 15, США – 11, Южная Корея и Италия – по 6, Канада – 4, Финляндия и Казахстан – по 1. Если учесть и другие дисциплины этого вида спорта, то добавятся Франция, Германия, Испания, Китай. В общем, если не считать Казахстан, сплошь ведущие страны Запада и восточной Азии, плюс такие крупные державы, как РФ и КНР.   

Зависимость тут простая. Чтобы культивировать фигурное катание на серьезном уровне, выдавать на-гора чемпионов, требуются соответствующая инфраструктура (широкая сеть крытых катков, строительство и аренда которых стоят немалых денег), наличие большого количества квалифицированных тренеров, чьи услуги тоже обходятся недешево, массовость, традиции…    

А потому звезды фигурного катания обычно появляются в странах с высоким уровнем жизни, где большое количество родителей может позволить себе оплачивать занятия своих детей, где есть много спонсоров, готовых участвовать в их подготовке и «раскрутке», и где этот вид спорта пользуется огромной популярностью у зрителей. Либо в тех странах (Россия, Китай), где государство, видя в спортивных достижениях важное средство своего международного позиционирования, не жалеет на это денег, благо располагает такими возможностями.  

Казахстан выбивается из этого ряда. К тому же фигурное катание не имеет у нас сколько-нибудь богатых традиций, хотя и культивируется с первых послевоенных лет. Скажем, в советские годы наша республика ни разу не принимала чемпионаты Союза (в отличие от Узбекистана, Армении, Беларуси, Литвы, Украины, не говоря уже о России), не подготовила ни одного фигуриста – кандидата в сборную СССР. У нас не было сильной тренерской школы. А после обретения независимости этот вид спорта стал и вовсе чахнуть. Да, в последние годы наметились  некоторые признаки подъема, но потребуется много времени, чтобы создать такую «почву», на которой начнут расти будущие чемпионы. Именно доморощенные.

А пока нам остается радоваться за наших соотечественников, воспитанных в других странах…

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии