Гибель в пожаре сестер Ситер стала не только трагедией, из которой каждый из нас еще долго будет извлекать свои собственные уроки, но и олицетворением социальных проблем всех многодетных семей Казахстана – они, как показали прокатившиеся по стране митинги, далеко не всегда готовы нести самостоятельную ответственность за свою жизнь и благополучие. В итоге общество вновь раскололось на два лагеря – на тех, кто винит в сложившейся ситуации государство, и тех, кто уверен, что, наоборот, государство ничего не должно людям, решившим завести много детей. Расставить точки над i в этой дилемме невозможно, но есть смысл расставить некоторые характерные акценты, что мы и попросили сделать историка Нуртая Мустафаева.
Многодетность в Казахстане постепенно сходит на нет
- Какую роль с точки зрения укрепления демографического потенциала в Казахстане сегодня играют многодетные семьи?
- Конечно, они играют определенную роль, участвуя в небольшом ежегодном приросте численности населения страны. Тем не менее, преувеличивать этот фактор не стоит. В историческом прошлом многодетность в Казахстане была не столь распространена, как, например, в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане. С переходом от традиционного к современному обществу рождаемость у нас постепенно снижалась.
Наиболее точно эту тенденцию отражает изменение суммарного коэффициента рождаемости (СКР), который показывает количество детей, рожденных среднестатистической женщиной в течение жизни. Так, в 1960 году он в Казахстане составлял 4,55, в 1980-м – 2,90, в 2017-в – 2,73. Для простого воспроизводства населения при развитой медицине и относительно низком уровне смертности необходимо сохранение этого показателя не ниже 2,3.
А теперь сравним с ситуацией в мире. Наиболее высокая рождаемость фиксируется в странах черной Африки, южнее Сахары, в развивающихся странах Азии. В последние два-три десятилетия снижается рождаемость в Северной Америке, но особенно она низка в Евросоюзе. Так, в том же 2017-м показатель СКР составил в Нигере – 6,49, в Афганистане – 5,12, в Египте – 3,47, в Израиле – 2,64, во Франции – 2,07, в Великобритании – 1,88, в США – 1,87, в Эстонии – 1,60, в Литве – 1,59, в Латвии – 1,51, в Германии – 1,43.
Многодетными в Казахстане признаны семьи, где растят четырех и больше детей. Согласно результатам переписи, проведенной десять лет назад, количество членов таких семей (муж, жена, четверо и более детей) составило по стране 343 043 человек, или лишь 8,5 процента от общего числа граждан, объединенных в семьи, и 2,1 процента от всего населения Казахстана.
Иначе говоря, фактор многодетности в Казахстане сильно преувеличен. Дело в том, что на протяжении всего послевоенного времени рождаемость у нас снижалась. Ее рост был отмечен только в 1983-1987 годах, со вступлением в браки поколения «бэби-бума» конца 1950-х – начала 1960-х. Этот «бэби-бум» наступил в Казахстане несколько позже, чем в США, Европе, других развитых странах.
- Какими мотивами руководствуются семьи, ступившие на путь многодетности? Каков их портрет? Насколько ими обдуман этот шаг? Некоторые исследователи приходят к выводу, что количество детей, рождаемых в конкретной семье, находится в обратной зависимости от образования их родителей. Мол, супруги с высшим образованием, как правило, ограничиваются небольшим количеством детей – даже если хотят иметь много. Соответствует ли это нашим реалиям?
- Во второй половине XX века в развитых, а затем и в развивающихся странах мира произошел демографический переход, характеризуемый снижением рождаемости, когда на смену многодетным семьям приходят малодетные (один-два ребенка). По мере урбанизации и глобализации меняется образ жизни. Не обошла стороной эта тенденция и Казахстан. И сегодня у нас, в отличие от прежнего традиционного, преимущественно аграрного общества, все более преобладающим становится малодетный тип семьи.
Современные молодые люди более прагматичны и, прежде чем заводить детей, задумываются над тем, смогут ли обеспечить им достойные условия жизни, нормальное будущее. Этот тренд можно оценивать по-разному. Некоторые говорят, что представители нового поколения более эгоистичны, другие полагают, что они более ответственны. Хотя, на мой взгляд, такие молодые семьи понять можно. Они давно, и небезосновательно, поставили крест на какой-либо социальной поддержке со стороны государства. Например, если в советский период пособия по уходу за ребенком составляли 50 процентов от среднемесячной зарплаты, то сегодня размер таких пособий крайне невелик: от 14500 тенге на первого ребёнка до 20500 тенге на четвёртого и последующих детей. Эти мизерные пособия выплачиваются лишь до того момента, когда ребенку исполнится один год. А как быть дальше?
Многодетность характерна больше для сельской местности. В 2017-м суммарный коэффициент рождаемости среди городского населения составил 2,57, среди сельского – 3,0. Наиболее высоким этот показатель был на юге и частично на западе страны: в Мангистауской области – 3,78, в Южно-Казахстанской – 3,62, в Атырауской – 3,46, в Алматинской – 3,39, в Жамбылской – 3,36, в Кызылординской – 3,32. Самый же низкий показатель рождаемости зафиксирован в Алматы – лишь 1,67.
В разрезе этносов высокая рождаемость и многодетность характерны для узбеков, уйгуров, у которых СКР значительно выше, чем у казахов. Так, результаты специального исследования, проведенного статистическим ведомством страны в 2012 году, показали, что если в среднем по республике этот показатель на тот момент составил, 2,62, а у казахов – 2,77, то у уйгуров – 2,89, у узбеков – 3,63.
Критерии социальной поддержки критически занижены
- Как вы охарактеризуете социально-экономическое положение многодетных семей в Казахстане?
- Конечно, уровень доходов и качество жизни в многодетных семьях ниже, чем в малодетных. Если говорить с чисто прагматической точки зрения, то, возможно, заводя много детей, такие семьи поступают несколько опрометчиво. Особенно с учетом наблюдающегося с начала 1990-х годов последовательного ослабления социальной политики.
Министерство труда и социальной защиты населения РК, другие ведомства стремятся самоустраниться из всех сфер, предполагающих какое-либо участие государства в социальной поддержке граждан. Различные виды социальной работы государственных служб переводятся на так называемый «аутсорсинг» - они передаются частным компаниям, работающим на платной основе. С 1 января 2018 года государство обязало многодетных матерей работать, выплачивая им мизерное пособие на детей до достижения ими совершеннолетия лишь в том случае, если суммарный доход семьи составляет менее 50 процентов от прожиточного минимума в расчете на каждого ее члена. А половина прожиточного минимума – это 14142 тенге (в 2018 году). И на таких условиях между государством и многодетной матерью заключается контракт! На самом деле, никто не сможет существовать на такой доход в 14,1 тысячи тенге в месяц, и соответственно никто не сможет претендовать на эти пособия.
Мы не Швеция, Финляндия или Швейцария, где реально созданы социальные государства, где уже сегодня предлагается выплачивать всем гражданам безусловный доход порядка 1,5 тысячи евро в месяц. Если объективно анализировать ситуацию, не вестись на ненаучные, демагогические ярлыки «социальное иждивенчество», «популизм», не имеющие ровным счетом никакого отношения к казахстанской действительности, то процессы, происходившие и продолжающие происходить в постсоветский период, можно охарактеризовать как асоциальную модернизацию.
- Официальные лица постоянно заявляют о том, что Казахстан привержен курсу на развитие, совершенствование человеческого капитала. Вписываются ли в эту концепцию современные многодетные семьи? Человеческий капитал какого качества они способны дать с учетом их сегодняшнего социально-экономического положения и того уровня поддержки, которую оказывает им государство?
- Многодетные семьи не вписываются в социальную политику, реализуемую в Казахстане. Пособия по уходу за ребенком до одного года – мизерные. Пособия многодетным матерям до достижения детьми совершеннолетия – тоже мизерные. Многие даже не обращаются за этой помощью. Об условиях, на которых ее можно получить, я уже сказал. Иначе говоря, критерии социальной поддержки критически занижены.
В бедственном положении оказались дети-сироты. Согласно законодательству РК, после выпуска из детдомов им должны предоставить жилье. Но государство пытается сбросить с себя это «бремя», передать таких детей опекунам, усыновителям, а, следовательно, не обеспечивать их жильем. Вследствие этого за период с 2010-го по 2017-й количество детей и подростков в детдомах сократилось почти вдвое – с 14052 до 7236. Отдельные представительницы общественных объединений призывают брать пример с Чечни, где нет детдомов, ратуют за то, чтобы передать детей-сирот на усыновление. Звучит вроде бы прекрасно и возвышенно. Однако если опуститься на грешную землю, то мы увидим, что граждане Казахстана не могут обеспечить жильем не то что усыновленных детей, но даже своих собственных! Опекуны, приемные родители по достижении сиротами 18-20 лет просто отправят их на все четыре стороны, по сути, обрекая на бездомность. То есть в данной ситуации государство им не Родина, не мать, а мачеха.
Не все измеряется деньгами
- Когда спрашиваешь многодетных родителей, зачем вам столько детей, в 90 процентах случаев можно услышать: «Чтобы любить их». Но любовь – это не только ласкать, гладить по головке. Ребенка надо еще и кормить, одевать, учить, обеспечивать его безопасность. Может, прав детский врач Петерис Клява из Латвии, который пусть довольно жестко, но справедливо заявил: «Когда ты хоть немножко начал соображать в этой жизни, когда ты можешь что-то ребенку дать, тогда и следует его заводить. Хоть какой-то цивилизованный подход! А когда люди размножаются как треска, то это уже безответственность»? Вам есть что ему возразить?
- Конечно, не всё так однозначно. Заводя много детей, родители должны думать об их будущем. У молодых пап и мам должна быть не только любовь к ним, но и ответственность – чтобы дети качественно и разнообразно питались, занимались спортом, ходили в музыкальные, физико-математические и прочие школы, а позже получили качественное высшее образование (оно у нас на 85 процентов платное) и максимально успешно самореализовались в профессии.
Справедливости ради следует отметить, что не все измеряется деньгами. Не только советский, но и постсоветский период показывает, что многие успешные люди были выходцами из многодетных семей. В таких семьях дети растут более общительными, дружными, они рано начинают понимать цену труду и денег, зарабатывать. Да и в повседневной жизни многочисленные, сплоченные братья из таких семей не дают себя в обиду, верховодя, например, в среде дворовых группировок. Хотя у этой сплоченности есть и оборотная, негативная сторона – скажем, выходцы из многодетных семей в «лихие» девяностые стали костяком ОПГ, именуемой «Четыре брата».
В условиях современных государств оптимальной является семья с двумя-тремя детьми. Только в этом случае можно свести на нет угрозу депопуляции. Даже два ребенка в каждой семье не обеспечивают простое воспроизводство населения, поскольку часть детей погибает в ДТП, от несчастных случаев, болезней. Суммарный коэффициент рождаемости, исключающий вымирание населения, – не менее 2,3 ребенка на женщину за репродуктивный период.