ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
2955 29-10-2018, 11:02

Можно ли научить казахстанцев патриотизму?


В Казахстане все активнее говорят и пишут о патриотизме, но далеко не все граждане понимают истинное его значение. А некоторые и вовсе используют этот термин в своих, нередко корыстных, целях... Можно ли изменить ситуацию? И как пробудить в казахстанцах, особенно молодых, настоящие патриотические чувства? Об этом мы беседуем с главным научным сотрудником КИСИ при Президенте РК Георгием Дубовцевым.

Можно ли научить казахстанцев патриотизму?

- Любовь к Родине и патриотизм: в чем разница?

- Это близкие, но не однозначные понятия. Далеко не каждый, кто заявляет о своем патриотизме и любви к Казахстану, на самом деле готов в случае необходимости встать на его защиту с оружием в руках. Патриотизм включает то же, что и любовь к Родине, но дополнительно подразумевает готовность пожертвовать своими интересами ради нее, в том числе и жизнью в военное время. То есть практическим выражением патриотизма выступает морально-психологическая готовность населения к вооруженной защите своей страны.

Вот почему подготовка молодых казахстанцев к воинской службе и сама служба в армии должны рассматриваться в нашей стране как обязательный экзамен на звание гражданина и патриота. Ведь военно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений по формированию у людей, особенно у молодежи, патриотического и в целом - общественного сознания, чувства верности своему Отечеству. Его результаты проявляются не только в период службы в армии, но и во всей последующей жизни.

Уверен, через патриотическое воспитание формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, готовый всегда служить интересам нашей страны.

- У нас есть множество госпрограмм, прямо или косвенно нацеленных на патриотическое воспитание молодежи. Но какая из них, на ваш взгляд, наиболее близка к цели?

- В своей программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» глава государства Назарбаев инициировал уникальные проекты, направленные на модернизацию общественного сознания казахстанцев. В статье значительное внимание уделено тем направлениям, которые позволяют воспитать конкурентоспособное поколение наших граждан. Одним из таких направлений как раз является формирование патриотизма. И это закономерно, поскольку патриотизм занимает важное место во всех сферах деятельности нашего государства и нашего народа, составляя основу их идеологии. 

Реализация ряда проектов в рамках инициированной программы «Рухани жаңғыру» имеет чрезвычайно важное значение для модернизации общественного сознания. Ведь в последние годы на фоне экономических проблем и социальной дифференциации нашего общества происходила определенная девальвация традиционных духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на сознание различных групп населения страны. Поэтому вполне обоснованными являются опасения, что снижение воспитательного воздействия образования, культуры и искусства может привести к постепенной утрате нашим обществом традиционно патриотического сознания, истинного значения и понимания интернационализма. 

Как отмечает Нурсултан Назарбаев, «когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, переделанные культурные символы других народов».

Речь идет о том, что в современных условиях широкое распространение получили информационно-психологические и сетевые технологии, которые направлены на скрытое управление культурно-мировоззренческой сферой в ряде стран с целью изменения ментальности, переориентации, ослабления, а затем и уничтожения традиционных духовных и культурных ценностей народов.  

В результате подобной целенаправленной информационно-психологической обработки  общественного сознания получают широкое распространение среди различных групп населения, особенно молодежи, такие качества, как равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к  государству, к его истории, традициям, культуре и национальным святыням.

Именно по этой причине повышение эффективности патриотического и военно-патриотического воспитания является важнейшей задачей государства в современных условиях. Поскольку в ходе воспитания граждан как патриотов своей страны у них формируются основные личностные морально-психологические качества, которые помогут им противостоять возникающим негативным тенденциям в жизни.

- А какие конкретно мероприятия проводятся в этом направлении? И есть ли от них  эффект?

- В стране проводится множество военно-патриотических мероприятий, различных по своей форме и содержанию. В их числе тематические викторины, акции и конкурсы, «Уроки мужества», «Дни открытых дверей», «Дни юнармейца». Это также военизированные эстафеты и игры «Улан», «Алау», «Батыр», «Жас Улан – Новая миссия», «Ак найза» и другие. Это и различные республиканские совещания, слеты военно-патриотических клубов, а также республиканский месячник «Патриот», фестиваль армейской песни «Жас улан» и военно-патриотический сбор молодежи «Айбын».   

Повышенный интерес у молодежи вызывают военно-патриотические мероприятия соревновательного характера. Молодые люди охотно участвуют в конкурсах военной песни, викторинах по военной истории и истории Вооруженных сил. Значительную роль играют также спортивно-массовые мероприятия: военизированные эстафеты, военно-спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта, выполнению нормативов физической подготовленности.

Эти формы внеучебной воспитательной работы позволяют решать сразу несколько задач: во-первых, популяризировать героические подвиги казахстанцев; во-вторых, воспитывать подрастающее поколение на боевых традициях старших поколений; в-третьих, готовить молодежь к трудовой деятельности и защите Родины, в-четвертых, организовать сдачу нормативов по физической подготовке, развивать массовость физической культуры и спорта.

Значительный эффект для военно-патриотического воспитания молодых казахстанцев дает военно-шефская работа. Как известно, сегодня большинство воинских частей и учреждений казахстанской армии, других войск и воинских формирований на постоянной основе проводят военно-патриотическую работу в подшефных общеобразовательных школах и детских домах. 

- Как, по-вашему, можно закрепить и усилить полученные результаты?

- Необходимо постоянно совершенствовать работу по подготовке молодежи к воинской службе, воспитанию у казахстанцев готовности к защите своей Родины. Эту задачу необходимо осуществлять в тесном взаимодействии всех государственных органов и общественных организаций при реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта как базовых факторов, определяющих способность гражданина проходить воинскую службу.

В рамках реализации предложенных Елбасы проектов «Туған жер» и «Духовные святыни Казахстана» молодежь должна знакомиться с героическими страницами истории нашей страны, с ветеранами войны и труда, героями настоящего времени, которые живут среди нас и создают современную историю. В этой связи актуальным является инициируемый ветеранскими организациями вопрос о создании аллей славы республиканского масштаба – в столице нашей страны, а также регионального масштаба – в областных центрах. 

«Будущее творится в учебных аудиториях», – подчеркнул в своей статье Нурсултан Назарбаев. И действительно, патриотизм у казахстанцев должен формироваться со школьной скамьи в процессе изучения общественных дисциплин, прежде всего, отечественной истории. Грамотная организация учебно-воспитательного процесса в школах и других учреждениях образования позволяет целенаправленно осуществлять работу по идейно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию учащихся. Для этого имеется широкий спектр различных средств, форм и методов обучения и воспитания.

 

Комментарии