4628 17-10-2018, 11:01

Казахстанский спорт: ослепленные блеском медалей, мы перестали видеть главное

Решение многих проблем, существующих в отечественном спорте, так или иначе упирается в деньги. Насколько рационально и эффективно расходуются средства, выделяемые государством на эти цели, откуда можно привлечь дополнительные финансовые ресурсы, с какой целью введен принцип ранжирования видов спорта и как он осуществляется на практике, роль национальных федераций – об этом наш сегодняшний разговор.  

Денежный вопрос

В одной из предыдущих публикаций была названа цифра: суммарно из республиканского и местных бюджетов на физкультуру и спорт в Казахстане ежегодно выделяется порядка 140 миллиардов тенге, или около 400 миллионов долларов. По этому показателю мы значительно уступаем развитым странам. Скажем, в Нидерландах, где численность населения примерно такая же, как у нас, государство в лице и центрального правительства, и местных муниципалитетов тратит на спорт в 4,5 раза больше – 1,8 миллиарда (в пересчете с евро на доллары). Плюс еще более 6 миллиардов вкладывают частные лица и компании. Понятно, что мы себе такого позволить не можем.

А значит, нужно с умом и по-хозяйски использовать то, что есть. Но до последнего времени с этим у нас были серьезнейшие проблемы. Мало того, немалая часть выделенных из бюджета сумм просто расхищалась. Причем подобное происходило на всех уровнях – от детского спорта до профессионального – и чаще всего через якобы поездки на соревнования и проведение учебно-тренировочных сборов (УТС), которые были только на бумаге. В бухгалтерии предоставлялись фиктивные документы, а деньги оседали в карманах чиновников от спорта и тренеров. 

Несколько лет назад в течение довольно короткого промежутка времени такого рода махинации были вскрыты в Западно-Казахстанской, Атырауской областях, городе Алматы. Чуть позже антикоррупционные службы взялись за государственных и главных тренеров национальных сборных по видам  спорта, и в их сети попали сразу шестеро наставников, которые, чтобы не оказаться в местах не столь отдаленные, согласились погасить нанесенный государству ущерб, который в каждом из случаев составил миллионы тенге. А сколько подобных фактов остались нераскрытыми? О масштабах злоупотреблений, о тех суммах, которые не дошли до спортсменов, можно только догадываться.

С передачей полномочий в сфере спорта высших достижений Национальному  олимпийскому комитету (с начала нынешнего года) его руководство, озадачившись этой проблемой, решило изменить схему финансирования УТС и выездов на соревнования. Теперь средства перечисляются непосредственно на счета тех спортивных баз, гостиниц, которые принимают у себя сборные Казахстана, а командировочные для спортсменов поступают на их банковские карточки. Конечно, это тоже не дает стопроцентной гарантии от махинаций, но все же коррупционных лазеек остается значительно меньше. А чтобы тренеры не поддавались соблазну и при этом имели материальные стимулы к работе с национальными сборными (все-таки квалифицированными специалистами негоже разбрасываться), им решили существенно поднять зарплаты, которые сегодня составляют порядка 180 тысяч тенге. Думается, на местном уровне тоже надо переходить на аналогичные схемы.

Остро стоит и вопрос привлечения дополнительных инвестиций в спорт. На Западе в его финансировании самым активным образом участвует частный капитал. В упомянутой Голландии на долю последнего приходится 78,5 процента от общей суммы вложений в эту сферу (государственное участие составляет лишь 21,5 процента), в Финляндии – 76,3, в Швеции – 82,7, в Германии – 84 и т.д. А в США бюджетное финансирование спорта, можно сказать, вообще отсутствует. Но зато и в Штатах, и в других западных странах компании, инвестирующие в данный сегмент общественной жизни, получают за это серьезные налоговые и прочие преференции. Видимо, и нам пора принять какие-то законодательные меры, чтобы привлечь потенциальных спонсоров. Ведь сегодня отечественный бизнес не имеет практически никаких финансовых стимулов к тому, чтобы поддерживать олимпийское движение, вкладывать деньги даже в потенциально высокодоходные виды спорта вроде футбола.  

Как построить пирамиду?

Другой важный момент, связанный с финансированием, касается ранжирования видов спорта по степени их приоритетности. Такой подход предусмотрен дополнениями, внесенными в законодательство РК и вступившими в силу с начала нынешнего года. Конечно, можно дискутировать по поводу методологии, принятой за его основу. В частности, на взгляд автора этих строк, она не учитывает в должной мере разный, а порой и вовсе несопоставимый уровень международной конкуренции как в различных видах спорта, так и на различных соревнованиях (например, трудно согласиться с тем, что чемпионаты мира поставлены на одну доску с Азиатскими играми). Но некое рациональное зерно здесь, безусловно, есть.  

Чтобы вырастить конкурентоспособных атлетов, добиться успехов в спорте, необходимо выстроить стройную систему – пирамиду. Сначала дети занимаются в секциях, ДЮСШ, затем лучших из них отбирают в спортинтернаты, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, после чего наиболее перспективные попадают в сборные команды Казахстана. И все эти звенья должны работать согласованно, на достижение общей цели. Но сложность в том, что, как уже говорилось в одной из предыдущих статей, за каждое звено отвечают разные структуры: за начальное – акиматы, за среднее – профильное министерство, за высшее – Национальный олимпийский комитет. И на всех этих уровнях управления сидят конкретные люди, имеющие собственные (часто субъективные) представления о том, какие виды спорта должны быть в приоритете, на что выделять больше бюджетных средств, а что финансировать по остаточному принципу. И введение ранжирования призвано устранить разнобой, исключить влияние субъективного фактора. Допустим, признали плавание  приоритетным видом – значит, нужно обеспечить  его присутствие и надлежащее финансирование на всех уровнях пирамиды. 

Спустя два месяца после того, как глава государства подписал закон, предусматривающий внедрение данного новшества (это случилось весной прошлого года), министр Арыстанбек Мухамедиулы издал приказ «Об утверждении Правил ранжирования видов спорта в РК», а в конце октября утвердил «Республиканский перечень приоритетных видов спорта на 2018-2019 годы». Однако, судя по всему, механизм реализации этих  правовых и нормативных актов не был должным образом отработан.

Один только пример. В республиканском перечне футбол отнесен к группе «С», то есть к видам спорта, «обладающим низким уровнем потенциала и набравшим по итогам ранжирования низкие баллы». Но во всех областях, за исключением Карагандинской, его повысили до группы «В». Мало того, в целом по стране финансирование футбола (точнее будет сказать, профессиональных футбольных клубов) из госказны в нынешнем году по сравнению  с прошлым еще больше увеличилось – с 23,8 до 28,5 миллиарда тенге, а доля этих расходов в суммарном спортивном бюджете регионов возросла с 25,1 до 26 процентов. В то же время ряд видов спорта, включенных в группу «А», то есть признанных наиболее приоритетными, получил меньше денег, чем год назад: дзюдо недосчиталось 605 миллионов, водное поло – 120 миллионов. Под «секвестирование» попали также велосипедисты, стрелки, таэквондисты, вошедшие в группу «А». Иначе говоря, законодательное новшество не работает, и спортивному руководству страны тут есть над чем подумать.  

Богач, бедняк…

Назрела необходимость и в повышении статуса и роли национальных федераций  – а их у нас только в олимпийских видах спорта насчитывается четыре десятка. Ведь именно они непосредственно работают с международными федерациями, именно они призваны заниматься популяризацией и развитием своих видов, активно участвовать в создании той самой пирамиды, которая должна охватывать все уровни подготовки атлетов и максимально возможное количество регионов. Плюс по возможности материально поддерживать спортсменов. Но чтобы успешно решать эти задачи, они должны иметь соответствующие финансовые и кадровые ресурсы.  

Конечно, есть в Казахстане федерации, обладающие такими возможностями. Речь идет в основном о некоторых игровых и о так называемых «ударных» видах спорта – футболе, теннисе, хоккее, боксе, борьбе, тяжелой атлетике… Но таковых, к сожалению, меньшинство. Тогда как большинство, можно сказать, выживает.  

Например, «офис» республиканской федерации академической гребли одно время располагался в небольшой квартире ее руководителя и по совместительству главного тренера национальной сборной Анны Белоноговой, а Казахстанская федерация гимнастики (КФГ) ютилась в одной из тесных комнаток подтрибунных помещений Центрального стадиона Алматы, не имея порой денег даже на оплату международных телефонных разговоров. А ведь в этих видах спорта на Олимпиадах разыгрывается соответственно 14 и 18 комплектов наград.

Помнится, генсек КФГ Махмуд Ескендиров в разговоре с автором этих строк, обрисовав грустную картину жизни гимнастов, сказал, что готов бросить клич на всю страну: «Требуется богатый и влиятельный человек на пост президента федерации». Позже КФГ обрела нового руководителя, но, судя по нынешнему состоянию гимнастики в стране и недавнему интервью Ескендирова порталу Sportplus.kz, он тоже далеко не всесилен.

Понятно, что развитие таких видов спорта, как гимнастика, плавание, легкая атлетика, гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля, фехтование, прыжки в воду (кстати, в них разыгрывается более половины всех олимпийских наград) и ряд других, требует достаточно серьезных затрат и длительного времени. Но сегодня нужно хотя бы обеспечить отвечающие за них федерации необходимым минимумом – офисами, квалифицированными специалистами, финансовыми средствами на первоочередные нужды. И хорошо, что Национальный олимпийский комитет наконец-то вплотную взялся за решение этой проблемы.   

Тут есть еще один немаловажный аспект. Относительно богатые федерации могут позволить себе содержать пресс-службы, которые регулярно выпускают и распространяют пресс-релизы, становящиеся затем (через СМИ) достоянием общественности. Благодаря чему казахстанцы узнают об успехах представителей этих видов спорта даже на малозначащих международных соревнованиях. Тогда как «малоимущие» федерации не имеют такой возможности, а потому достижения (и тем более просто результаты) гимнастов, фехтовальщиков, пловцов и т.д. становятся известными лишь очень узкому кругу болельщиков. А как мы собираемся популяризировать эти виды спорта, увеличивать количество детей, занимающихся ими, если в СМИ о них очень мало информации? 

Послесловие

Это четвертая и заключительная часть начатого больше месяца назад цикла «После Азиады. Системные сбои в казахстанском спорте: кто виноват и что делать?». В предыдущей статье, которая называлась «Казахстанский спорт: корень неудач – в невнимании к тренерам и инфраструктуре»  (1 октября) речь шла в том числе о необходимости возобновить строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и повысить зарплаты спортивным наставникам. А 5 октября, выступая с посланием к народу Казахстана, глава государства поручил правительству и акимам построить в ближайшее время 100 ФОКов. Также в блоке, посвященном социальным вопросам, предусмотрено повышение тренерских окладов. Посмотрим, какой будет реализация на практике.

Побудительным мотивом к написанию этой серии статей послужили итоги летних Азиатских игр, которые прошли в августе с.г. и на которых Казахстан занял самое низкое место (8-е, если брать в учет олимпийские дисциплины) за всю историю участия наших спортсменов в этих соревнованиях. А сегодня, 17 октября, в Буэнос-Айресе завершится летняя юношеская Олимпиада – можно сказать, смотр ближайшего резерва национальных сборных. И весьма показательно, что перед ее заключительным днем, если говорить об  азиатских странах, Казахстан по количеству завоеванных медалей (4) значительно уступает не только «большой тройке» – Китаю, Японии и Южной Корее,  но и Индии (12), Узбекистану (10), Ирану (10), то есть странам, которые опередили нас на Азиаде, а также Таиланду (7). Это лишний раз доказывает, что пока мы мирились с наличием серьезных проблем в детско-юношеском спорте и даже закрывали на них глаза, наши соседи по континенту добились существенного прогресса и вырвались вперед. Теперь уже мы оказались в роли догоняющих…

Предыдущие статьи на эту тему можно прочитать здесь:

«После Азиады. Системные сбои в казахтанском спорте: кто виноват и что делать?» 

«Казахстанский спорт: на рыхлом фундаменте дом не построить»

«Казахстанский спорт: корень неудач – в невнимании к тренерам и инфраструктуре»

 

Фото: Sportsatu.kz

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии