Нурсултан Назарбаев обратился к парламенту с просьбой не затягивать рассмотрение законопроекта, касающегося упрощения регистрации самозанятого населения и введения единого совокупного платежа (ЕСП) в Казахстане. По мнению президента, принять эти законодательные изменения необходимо уже до конца текущего года.
Выступая 1 сентября на открытии очередной парламентской сессии, глава государства призвал депутатов продолжить качественную законодательную работу для дальнейшего поступательного социально-экономического развития страны. И первое, на что он попросил обратить внимание, – это вопросы вовлечения самозанятых в систему социального обеспечения.
По его словам, эта часть населения не делает никаких отчислений с доходов и, соответственно, полноценно не охвачена пенсионной системой и мерами социальной поддержки. С введением единого совокупного платежа у них, уверен президент, появится возможность участвовать в системах медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения.
– Это особенно актуально в связи с переходом на обязательное социальное медицинское страхование, – пояснил Нурсултан Назарбаев. – Разработан законопроект, в котором помимо вопросов ОСМС предусмотрено внедрение новой модели гарантированного объема медицинской помощи, совершенствование вопросов охраны общественного здоровья, системы корпоративного управления в медицинских организациях и другое.
Напомним, что речь идет о проекте закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения». Данный документ предлагает упорядочить определения и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах, а также предусматривает упрощение регистрации и облегчение налогового бремени посредством введения специального налогового режима ЕСП для самозанятых граждан.
Раздвоение занятости
Как известно, в действующем законодательстве нет четкой классификации занятого населения, а также отсутствует определение «занятых лиц». Что касается «самостоятельно занятых», то в двух законах они вообще определены по-разному. Так, согласно Закону РК от 6 апреля 2016 года «О занятости населения», таковыми являются «физические лица из числа индивидуально занятых производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых работников семейных предприятий (хозяйств) и работодателей, использующих труд наемных работников».
В то же время в Законе РК «Об обязательном социальном страховании» самостоятельно занятым лицом считается «индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход».
Помимо разных определений одного и того же понятия, оба имеют не концептуальный характер, а лишь перечисляют подкатегории. В первом случае – согласно действующей статистической классификации Международной организации труда 1993 года. Во втором – согласно различным способам формализации самостоятельной деятельности, принятым в Казахстане.
Более того, действующее законодательство охватывает лишь часть категорий самозанятых, исходя из своих профильных целей.
Например, в налоговом и пенсионном законодательстве в отдельных нормах по установлению размеров взносов и налогов к самозанятым отнесены только адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители, крестьянские и фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели. К тому же отсутствие в законодательстве четкой классификации занятого населения привело к расхождениям в категориях плательщиков в Законах РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении».
Учитывая все эти недочеты, новый законопроект предлагает, во-первых, ввести единые определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица», имеющие концептуальный характер. Во-вторых, включить четкую классификацию занятого населения с выделением конкретных категорий, что позволит выявить целесообразность и определить необходимые меры государственной поддержки (вовлечение в продуктивную занятость, охват инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения).
В-третьих, провести корректировку и унификацию категорий плательщиков в Законах РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении».
Без вины неформальные
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в 2017 году число неформально занятых в стране составило около 1,4 млн человек (16 процентов), что ниже среднемирового уровня в 2,2 раза (35 процентов). Для сравнения: в Финляндии этот показатель равен 18 процентам, в Бразилии – 37, в Аргентине – 48, в Мексике – 57 (данные Всемирного банка). При этом неформальная занятость в Казахстане наблюдается как среди наемных работников (57,6 процента или 799 тыс человек), так и среди самозанятых (42,4 процента или 588 тыс человек), которые не регистрируют свою деятельность в установленном законодательством порядке по самым разным причинам.
Но все-таки корень проблемы неформальной занятости, по мнению экспертов, кроется в несовершенстве правового и налогового регулирования. У тех же наемных работников, к примеру, помимо индивидуального предпринимательства или трудового контракта отсутствуют иные правовые или налоговые режимы. Или для людей, занятых работой в личном подсобном хозяйстве, отсутствует отдельная организационно-правовая форма, вследствие чего все они автоматически получают статус «неформальных».
В настоящее время самостоятельно занятые предприниматели при осуществлении своей деятельности имеют возможность применять лишь один из шести налоговых режимов: общеустановленный, специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов, на основе упрощенной декларации, патента, уплаты единого земельного налога и с использованием фиксированного вычета. Во всех этих режимах необходимы регистрация, подача отчетности/ декларации, отдельная уплата социальных платежей. Соответственно, препятствиями для этого являются высокая финансовая нагрузка, сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем, сложность администрирования и предоставления отчетности.
Между тем, как показало социологическое исследование, проведенное в прошлом году Министерством труда и социальной защиты населения, более 50 процентов самостоятельно занятого населения выразили готовность легализоваться при условии роста и стабильности доходов, упрощении процедур регистрации и при низкой налоговой нагрузке...
Семь бед – один ответ
Возникает вопрос, сможет ли один лишь ЕСП решить все эти проблемы? Как нам объяснили в Министерстве труда и соцзащиты, единый социальный платеж является инструментом, посредством которого неформальный самозанятый работник сможет проинформировать государство о своей деятельности и на льготных условиях оплачивать одновременно индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы (ЕНПФ), взносы на социальное (ГФСС) и медицинское страхование (ФСМС).
То есть уплата ЕСП будет означать начало автоматической регистрации в системах пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. И наоборот – отсутствие уплаты в течение месяца приведет к автоматическому приостановлению деятельности. Важно заметить, что данный режим не будет предусматривать регистрацию и представление налоговой отчетности.
Для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по данным платежам. Предлагаемый размер ЕСП: для города – 1 МРП (2405 тенге), для села – 0,3 МРП (722 тенге). Максимальный доход плательщика ЕСП – 235 700 тенге в месяц/2 828 400 тенге в год. Платеж будет оплачиваться через банк или терминалы, а НАО ГК «Правительство для граждан» будет распределять средства между социальными фондами и бюджетом.
ЕСП будет распространяться на физических лиц, осуществляющих деятельность с целью получения заработка или извлечения доходов, которые: не используют труд наемных работников; выполняют работы и оказывают услуги для физических лиц; реализует сельскохозяйственную продукцию (кроме подакцизной продукции), полученную от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.
По мнению экспертов, предлагаемая мера придаст стимул для формализации деятельности вышеуказанных физических лиц и создаст условия, при которых будет выгодно работать в формальном секторе и оплачивать необходимые налоги и социальные платежи в бюджет.