ПЯТНИЦА, 13 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
2250 Вчера, 20:26

Министр отвлекающих маневров. Арыстанбек Мухамедиулы: Show Must Go On

KZ RUS ENG

Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы обладает завидным запасом прочности, стойкостью оловянного солдатика и живучестью тихоходки. Это микроскопическое животное на удивление легко приспосабливается к любым условиям, способно пережить температурные перепады от -273 до +151 градус  и воздействие радиации, в тысячу раз превышающее смертельную для любого другого существа дозу. Наш «культурный» министр и того круче – его даже осиновый кол с серебряными пулями не берет.

 

До его прихода в министерство кресло главы этого ведомства считалось чем-то вроде переходящего вымпела. Надолго в нем обычно никто не засиживался – год-два, и, как говорится, «давай, до свидания».  А вот Мухамедиулы уже пятый год подряд не только наводит свои порядки, но и расширяет зону собственного влияния, прирастая новыми обязанностями: с недавнего времени он, помимо культуры и спорта, курирует еще и туризм. И, похоже, отскребать его от министерского трона в ближайшей перспективе никто не намерен, несмотря на то, что человека со столь неоднозначной репутацией на этой должности еще не было.  

Понять, в чем секрет долгожительства Арыстанбека Мухамедиулы, довольно сложно.  Особых прорывов при нем ни в спорте, ни в культуре так и не случилось. В отличие от прорывов дыр в бюджете. Но об этом чуть позже. Конечно, ежегодно в своих отчетах министр озвучивает красивые цифры количества медалей, завоеванных казахстанскими спортсменами, и проведенных культурных мероприятий, однако, если говорить откровенно, у некоторых его предшественников и цифры в отчетах были пожирнее, и планы на будущее пореалистичнее. Так что «фишка» явно в другом. Но чем больше наблюдаешь за деятельностью министра Мухамедиулы и той атмосферой, которую он создает вокруг себя, тем все назойливее напрашивается мысль: а, может, и нет вовсе никакого секрета? Как и в любом другом «королевстве», кому-то же и у нас  нужно исполнять роль «придворного баламута», и почему бы ее не примерить на себя главе культурного ведомства, который имеет в анамнезе опыт выступлений на артистических подмостках? Тем более что те качества, которые демонстрирует нынешний министр, ничуть этому не противоречат. Скорее, наоборот. Впрочем, и тут не все так просто.

Начнем с того, что Арыстанбек Мухамедиулы – прекрасный шоумен, если не сказать мастер отвлекающих маневров. Недаром он так охоч до спецэффектов - то планирует  на территории «Казахфильма» устроить казахстанский «Диснейленд», то предается мечтам о том, что Боровое оккупируют звезды Голливуда, жаждущие снимать кино в наших широтах. В общем, такого медийного министра у наших культуры и спорта уж точно никогда не было. Он постоянно на виду. И это приносит свои дивиденды – прежде всего, самому ему. Ведь, как и любой другой чиновник такого уровня, Мухамедиулы не может не понимать: пока он работает «в поле» - сажает деревья,  качает бицепсы на брусьях, крутит педали велосипеда, музицирует в радиоэфире, иллюстрируя таким образом неимоверные усилия по подъему отечественного спорта и культуры, мало кому приходит в голову ковыряться в скучных министерских отчетах, пытаясь понять, что конкретно он как глава ведомства сделал для развития вверенных ему отраслей, насколько качественно исполнил данные ему поручения и не забыл ли о своих  обещаниях.  Поэтому ничуть не удивительно, что над головой Мухамедиулы, часто предстающего перед публикой  «без галстука», недавно засиял нимб лучшего министра культуры и спорта за все годы независимости Казахстана – такого звания его удостоили участники «народного голосования», которое организовал  политолог Талгат Калиев.  За какие конкретно заслуги – это, понятное дело, осталось за кадром. А между тем, если заглянуть за кулисы шоу под названием «министр Мухамедиулы», можно узнать много интересного.

Только не подумайте, что главе ведомства нечем гордиться. Взять хотя бы проведение зимней Универсиады  или организованное им сопровождение  грандиозного для нашей страны проекта под названием ЭКСПО. Можно также вспомнить, что при Мухамедиулы у нас была создана национальная академия хореографии - единственное в Центральной Азии высшее учебное заведение подобного профиля. В ближайшей перспективе должен появиться национальный университет спорта. Активно участвует министерство и в развитии Щучинско-Боровской курортной зоны. Но, увы, все эти плюсы накрывает плотная волна минусов.

Вот, например, выводы Счетного комитета, красноречиво говорящие об «умении»  лучшего в истории РК министра культуры обращаться с государственными деньгами: «Министерством подведомственным театрам и музеям выделены субсидии с превышением установленных размеров на сумму 1 миллиард 739,6 миллионов тенге… В 2015 году Национальному музею, не подлежащему субсидированию, необоснованно выделено 514,7 миллионов тенге». Также в пресс-релизе Счетного комитета сообщалось о том, что министерство в 2013-2015 годах без применения норм законодательства о государственных закупках необоснованно заключило договоры с АО «Казахфильм» на производство фильмов на общую сумму 5 миллиардов  824,1 миллиона тенге, а общая сумма выявленных нарушений превысила 52 миллиарда тенге…

Может, за годы пребывания в должности Мухамедиулы научился более грамотно распоряжаться бюджетными средствами? Хотелось бы в это верить, но, похоже, чуда  не произошло. Жирную точку в этом вопросе в конце прошлого года поставил заместитель председателя республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» Каирбек Сулейменов. «Государством на развитие спортивной инфраструктуры и строительство новых физкультурно-оздоровительных проектов ежегодно из республиканского и местных бюджетов выделяются многомиллиардные средства, которые уходят в песок»,  - заявил он и подтвердил свои слова конкретными фактами: «Республиканская база олимпийской подготовки в Алматинской области 11 лет строится. Стоимость – 37 миллиардов тенге. Республиканская база лыжного спорта в Щучинске Акмолинской области строится 12 лет. Таких примеров много. Для чего затягивается? Определяется стоимость объекта, все высасывается оттуда, разворовывается. Денег нет дальше строить, поэтому замораживают».

Подобных примеров можно привести массу. И все они будут не в пользу менеджмента в министерстве. Кстати, по нему чуть больше года назад, причем очень  резко, прошелся и глава государства: «…сколько культурных объектов, центров - никто не управляет ими. Они пустуют. Деньги не зарабатывают… ни хрена не делаете вы. Отдайте под управление западным специализированным компаниям. Есть же предложения. Сюда должны приезжать, проходить соревнования. Никто не занимается этим, стоят все объекты на гособеспечении. А мы говорим: уникальные в мире построили театры…».

Или чего, например, стоит приказ министра об утверждении республиканского перечня  приоритетных (и неприоритетных) видов спорта. Он вызвал немало критических оценок, поскольку может усугубить ситуацию в тех видах, которые и без того переживают серьезный кризис. А на очереди новшества, которые принесет принятие Закона «О кино»…  В общем, всего и не перечислишь. И если вся эта бочка с дегтем разом выльется, то может потопить «непотопляемого» министра.

Но надо отдать должное Арыстанбеку Мухамедиулы – он принимает грамотные контрмеры. Главный ингредиент в рецепте спасения все тот же – переключение внимания. Тут к велосипедам и брусьям добавляется язык, который у главы «культурного» ведомства, что называется, без костей. И еще куда ни шло, если подворачивается повод шокировать публику высказываниями, напрямую касающимися полномочий ведомства, как это было в случае со списком фильмов, как выразился министр, «позорящих  Казахстан» (в этот список он внес картины, получившие международное признание). Но такие поводы выпадают нечасто. Поэтому приходится включать смекалку и вспоминать, например, об уроженках Кыргызстана, моющих общественные туалеты в Москве, - мол, министру их «очень жалко», и это «задевает» его человеческие чувства.

Кстати, упражнения в словесной схоластике - еще и прекрасный способ защиты. Особенно когда министра откровенно прижимают к стенке. Вспомните, как он объяснял, почему  на стадионе «Астана Арена» начала протекать крыша: «В первую очередь, это спортивное сооружение. Мы рассматриваем технический вопрос. Потому что оно больше зимнее. Когда в зимнее закрывается, стык клеится с пластилина. А в летнее время это не было как-то предусмотрено. Потому что стадион закрыли, и как раз этот стык, который заклеивается пластилином в зимнее время, он, конечно, при таком сильном природном явлении не выдержал».

Критикам строительства пантеона за 79 миллиардов тенге Мухамедиулы  посоветовал следующее: «Вы прочитайте, пожалуйста, книгу Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества». Это моя любимая книга. Когда там у старушки спрашивают: почему наше село попадает то в природные катастрофы, то в экономические, почему люди не задерживаются; она сказала великолепную фразу о том, что кто-то из нас должен лечь и тогда наши потомки не будут уходить с этих мест. Она сказала: я готова лечь в эту землю, чтобы я стала первым человеком, стержнем. И благодаря вот таким шагам мы будем знать, что у нас были великолепные личности. И поэтому Астана в действительности должна построить этот пантеон». А впоследствии развил свою мысль, чтобы уж наверняка ни у кого не остались сомнения: «Мы достигли такого уровня, когда мы обязаны строить Национальный пантеон, потому что пантеон является основой деятельности в области человеческих отношений».

Когда от министра потребовали объяснить, почему  казахстанские спортсмены вернулись с последней зимней Олимпиады лишь с одной бронзовой медалью, хотя сам он с высокой трибуны заявлял, что они «обречены на успех»,  Арыстанбек Мухамедиулы тоже «включил дурочку»:  «Моя задача как первого руководителя всегда заострить внимание. Сказано слово, весь Казахстан взбудоражился в ожидании успеха, и все заинтересованно смотрели зимнюю Олимпиаду». И добавил:  весь мир наблюдал за выступлениями наших спортсменов, что послужило лучшей рекламой для страны.

После таких заявлений кому-то может показаться, что нынешний министр страдает неким расстройством (не будем уточнять, каким) и лишь по недоразумению продолжает занимать свой пост. Но на ситуацию можно посмотреть иначе и прийти к выводу, что,  скорее, нарушения наблюдаются у тех, кто не видит, насколько талантливо играет Арыстанбек Мухамедиулы, исполняя роль министра и обеспечивая себе такими замысловатыми способами длительное пребывание на высокой должности. И ведь надо признать, что столь странная стратегия работает, причем куда более эффективно, чем те, к которым прибегают его коллеги по правительству. Ни один из них не сумел бы так спокойно и комфортно, как это получилось у Мухамедиулы, пережить череду громких скандалов, связанных с обвинениями в коррупции и сексуальных домогательствах.

Как тут не согласиться с оценкой, которую дал себе пару лет назад сам министр культуры и спорта в эксклюзивном интервью Total.kz: «говорить о том, что я как министр – провальный, думаю, нет оснований»...

Действительно, нет.

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение