В начале июня в сенат парламента РК поступил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». И хотя сомневаться в том, что депутаты примут его без особых возражений, почти не приходится, в обществе все еще не утихают дискуссии по некоторым его нормам. Сегодня у нас в гостях магистр религиоведения ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Айдана Айтказыкызы, с которой мы еще раз пройдемся по самым спорным моментам этого документа.
– Законопроект в сфере религии обсуждается уже больше года, но некоторые граждане до сих пор не понимают, в чем смысл всех этих реформ...
– Граждане должны понять, что некоторые нормы в законопроекте просто необходимы для урегулирования религиозной сферы в стране. Например, рассматривается вопрос о недопущении вовлечения несовершеннолетних в религиозную деятельность.
Ведь бывают ситуации, когда один из родителей хочет втянуть ребенка в какую-нибудь религиозную общину или ребенок сам попадает под влияние деструктивных религиозных течений и принимает участие в обрядах. Для таких случаев и планируется запретить посещение культовых сооружений без согласия обоих родителей, которое должно подтверждаться в письменном виде. Таким образом мы сделаем большой шаг в борьбе с распространением идеологии деструктивных религиозных течений среди несовершеннолетних.
Также согласно законопроекту религиозное образование будет допускаться только после получения высшего религиозного образования в Казахстане. Я считаю, что, во-первых, это позволяет заложить основы религии в молодежи, во-вторых, повлияет на повышение уровня духовного образования в Казахстане.
Немаловажным пунктом в законопроекте является запрет на заключения и прекращения брака по религиозным обрядам без официальной регистрации. Как известно, представители нетрадиционных религиозных течений нередко вступают в брак именно таким способом, в том числе с несовершеннолетними. В случае развода (тоже по религиозным обрядам) защитить права женщины и детей на имущество и алименты становится практически невозможно.
Бывают даже случаи, когда молодые люди заключают брак в специальных «группах знакомств для мусульман» в социальных сетях, то есть не выходя из дома. Важно предотвратить данную тенденцию, пока она не стала главной эпидемией общества.
– Самым обсуждаемым, пожалуй, стал запрет на ношение в общественных местах закрытой одежды? Вы верите в то, что благодаря ему удастся, наконец, решить эту проблему?
– Действительно, эта норма закона не только получила широкий резонанс в обществе, но и разделила его на несколько лагерей. Фанатично настроенные люди считают, что ношение никаба или паранджи – это священный долг в исламе, и крайне негативно воспринимают подобные нововведения. Другая группа полагает, что это личный выбор каждого человека... Есть и третья группа, которая поддерживает позицию государства в этом вопросе.
Инициатива Министерства по делам религий и гражданского общества по принятию такой нормы обусловлена в первую очередь необходимостью идентификации личности. Ни для кого не секрет, что подобные предметы одежды препятствуют распознаванию лиц в общественных местах. То есть эта норма продиктована исключительно вызовами современного мира, прагматизмом и практической необходимостью.
Уместным тут, думаю, будет следующий пример. В 2016 году ИГИЛ, которое утверждало, что женщины обязаны носить паранджу и бурку из плотного черного материала, вдруг запретило закрывать лицо. Это было вызвано покушениями на боевиков террористической организации женщинами в закрытых одеждах, в результате которых погибли полевые командиры. То есть даже в ИГИЛ предпочитают меры безопасности «религиозным принципам». Что уж говорить о нашей стране, нашем народе, традициям и обычаям которого чужда арабская одежда и все, что с ней связано.
Проявление веры должно исходить изнутри, а не подчеркиваться только внешними атрибутами. Выпячивание и пропаганда последних в большей степени выражена только у представителей нетрадиционных течений.
– А как вы относитесь к инициативе профильного ведомства обязать религиозные объединения предоставлять данные о финансовой деятельности?
– Думаю, в этом есть целесообразность и необходимость в свете открытого общества. Однако данная инициатива содержит определенные риски, в частности отсутствие четких механизмов исполнения, которые могут привести к срыву либо затянуть этот процесс. Как известно, данный вопрос поднимался еще в 2012 году в бытность Агентства РК по делам религий, однако так и не был эффективно реализован.
Следует учитывать, что основной доход религиозных объединений складывается из благотворительной помощи и пожертвований, которые оставляют прихожане мечетей, церквей и т.д. Важно выработать удобную и простую систему учета каждого внесенного тенге, которая будет работать без перебоев и не станет вызывать возмущение у верующих.
Вместе с тем у данной инициативы много положительных сторон. Прозрачность финансовой деятельности в будущем поможет выработать рекомендации по эффективному управлению денежными средствами.
Также этот шаг позволит исключить возможность финансирования каких-либо экстремистских организаций или политических партий за счет пожертвований прихожан того или иного религиозного течения. К тому же это дисциплинирует и повышает эффективность работы религиозных объединений.
– Вроде все просто и понятно, польза очевидна. Но почему же общество так неоднозначно реагирует?
– В целом, считаю, все вышеперечисленные инициативы государства отвечают на вызовы со-
временного мира. Что касается неоднозначной реакции на них в обществе, то ее можно объяснить слабым информационным сопровождением и разъяснением в медийном поле страны... Любые нововведения и изменения вызывают споры и неприятие со стороны отдельных групп общества. Но, не учитывая эти изменения, можно остаться на задворках эпохи и обрести ряд проблем, которые в будущем способны расколоть наш социум.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!