В России стремительно растут цены на топливо. Так, бензин в мае подорожал на 13%. Это не может не беспокоить казахстанцев: наученные горьким опытом и зная, что почти треть бензина поступает в республику из России, они сразу же решили, что стоит ждать витка роста цен и в РК. Однако Минэнерго заверяет, что топливного коллапса, который уже не раз заставал врасплох нефтяную страну, в этот раз не случится. По словам главы ведомства, не стоит ждать и скачка цен.
Уже в этом месяце может быть введен трехмесячный запрет на ввоз бензина из России, чтобы не допустить затоваривания внутреннего рынка нефтепродуктов. Также планируется увеличить экспорт своего топлива, сказал министр энергетики Канат Бозумбаев.
«Сегодня наш запас - почти 330 тыс. тонн, а нам нужно около 200 тыс. тонн. Нам хватит. В августе Шымкентский НПЗ введет установку каталитического крекинга, и в сентябре-октябре у нас начнется затоварка — 500 или 600 тыс. тонн будет. Поэтому мы работаем по двум направлениям. Первое — снижение импорта, второе связано с экспортом», - подчеркнул Бозумбаев.
Но можно ли верить этим обещаниям? Ведь казахстанцы уже сталкивались со случаями, когда представители Минэнерго утверждали, что ситуация с топливом стабильная, а в это же время на АЗС вводились ограничения на его отпуск. И главное, что сегодня беспокоит казахстанцев – удастся ли, наконец, обеспечить топливную независимость страны?
Корреспондент Central Asia Monitor поговорил с экспертами о том, стоит ли ждать топливного коллапса в Казахстане нынешним летом, что на самом деле происходит с ценами на бензин в России, и какие последствия это будет иметь для отечественного рынка?
Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»: «Российский бензин традиционно дороже казахстанского»:
Взрывная динамика цен на бензин в РФ стала результатом редкого сочетания фискальных мер российского правительства и дисбаланса нефтяного и валютного рынков. Ситуация в Казахстане, на мой взгляд, несколько отличается. Предшествующее падение цен на нефть и снижение нефтегазовых доходов бюджета заставили финансовые власти РФ перейти к практике ускоренного роста ставок акцизов на моторное топливо. Сейчас акцизы составляют около 20% в розничной цене бензина и около 15% в розничной цене дизельного топлива. В Казахстане тоже поднимают акцизы, но их доля в цене гораздо меньше.
Относительная стабильность в РФ розничных цен, которые росли в основном из-за инфляции и увеличения ставок акцизов, обеспечивалась тем, что изменение нефтяных котировок компенсировалось соответствующим укреплением или ослаблением валютного курса рубля. Условно говоря, баррель нефти в пересчете на рубли стоил в диапазоне от 2400 до 3200. Но в этот раз все пошло не так. Нефть с начала года подорожала на четверть, а рубль долгое время оставался стабильным. Вследствие введения новых экономических санкций в начале апреля он еще и ослабел на 10%. В результате условный баррель нефти стоит уже около 4700 рублей, то есть в 1,5 раза больше. А между тем, сырье составляет около 80% в себестоимости производства и около 40% в розничной цене российского бензина. Динамика валютного курса тенге относительно доллара была похожей, и этот фактор тоже должен был отразиться на стоимости топлива в республике. Но, видимо, в меньшей степени, если учесть, что у производителей бензина в Казахстане должен быть больший запас прочности. В РФ этот запас уже исчерпан, цены на оптовом и розничном рынках почти сравнялись, и дальше сдерживать рост цен на АЗС стало невозможно. Российские власти пытаются остановить его, стимулируя производителей к тому, чтобы они продавали больше топлива на бирже, где формируются оптовые цены. Кроме того, решено с 1 июля не повысить, как планировалось ранее, а, наоборот, снизить ставки акцизов. Благодаря нефтяным ценам и слабому рублю нефтегазовые доходы бюджета заметно увеличились, и необходимость в высоких акцизах отпала. Снижение ставок должно составить 3000 рублей на тонну бензина и 2000 рублей на тонну дизельного топлива (ДТ). Это даст минус 2,2 рубля на литр бензина и минус 1,7 рубля на литр ДТ. Ставки снизятся почти на треть, но конечный эффект не будет слишком значительным. Покуда нефть дорогая, а рубль не укрепляется, риск продолжения роста цен остается существенным.
Дополнительной мерой могло бы стать временное повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Однако пока власть намерена двигаться в противоположном направлении. Планируется постепенно снижать и в итоге обнулить экспортные пошлины, компенсировав их ростом ставок НДПИ. Сейчас внутренние цены в РФ примерно на треть ниже экспортных, и это в основном благодаря пошлинам. Их единовременное обнуление сейчас привело бы к выравниванию внешних и внутренних цен, то есть к росту внутренних цен в 1,5 раза, о чем говорит даже «Роснефть». Обсуждение этих мер продолжается.
Российский бензин традиционно дороже казахстанского: сейчас его розничная цена уже почти на четверть выше, чем на АЗС Казахстана. Тем не менее, пока собственные НПЗ не могут полностью обеспечить потребности республики, и спрос на импорт сохраняется, хотя постепенно снижается. В 2017-м из России в Казахстан было экспортировано 1189 тыс. тонн легких дистиллятов, что на 6,9% меньше, чем в предыдущем году.
К 2019 году Казахстан намерен выйти на полное самообеспечение и окончательно отказаться от импорта топлива из России. Эти намерения связаны с завершением модернизации Павлодарского и Атырауского НПЗ. Как только то же самое произойдет и на Шымкентском НПЗ, достижение поставленной цели станет вполне возможным.
Александр Егоров, валютный стратег ГК TeleTrade: «Если Астана найдет альтернативные каналы поставок топлива, то это будет оправданный экономический шаг»:
В условиях роста мировых цен на нефть рыночное ценообразование ведет к повышению оптовых, а затем и розничных цен. Но особенность российского налогового законодательства в нефтегазовой сфере такова, что цены на топливо могут расти и при снижении мировых цен на энергоносители. И в этом случае у производителей находятся логичные объяснения: выпадающие расходы, которые ограничивают инвестиции в отрасль, необходимо компенсировать за счет роста цен на внутреннем рынке. То есть, картельный сговор, под который можно подвести «очень логичные» объяснения, и огромные финансовые ресурсы нефтяных гигантов позволяют им лоббировать свои интересы на самых высоких уровнях. Отдельные члены российского правительства, профильно отвечающие за этот сектор экономики, как говорится, тоже люди. И зачастую по их не очень убедительным интервью складывается впечатление, что они не заинтересованы или имеют ограниченные полномочия для того, чтобы решить вопрос в интересах конечных потребителей. Начиная с середины апреля, стоимость литра бензина на российских заправках дорожает приблизительно на 1 рубль еженедельно. Продекларированное снижение акцизов в лучшем случае может только стабилизировать ситуацию, но не приведет к удешевлению бензина на АЗС даже с учетом того, что мировые цены на нефть уже отошли от максимальных значений.
Поскольку основной рост формируется в оптовом звене, закупки бензина и других видов топлива в России становятся невыгодными для внешних потребителей. Поэтому если Астана найдет альтернативные каналы их поставок по более выгодным ценам, то это будет вполне оправданным экономическим шагом.
Айкын Конуров, депутат мажилиса парламента РК: «Бензин не пропадет с заправок совсем – он просто подорожает»:
Резкое подорожание бензина в России связано со многими факторами. Во-первых, это рост цен на нефть, из-за чего на внешних рынках начали дорожать все виды моторного топлива. Российским производителям и трейдерам стало выгодно его экспортировать. Экспорт из РФ за четыре месяца с.г. увеличился в 1,5 раза. Если государственные нефтяные компании еще отгружают топливо на внутренний рынок, то «частники», которых на рынке больше, спешат заработать валюту на внешних рынках. В результате внутри России возник дефицит.
Во-вторых, игра спекулянтов. Есть региональные игроки, которые способны на уровне субъекта федерации раскачать рынок и на стандартных вложениях «наварить в мутной воде» хорошую маржу. Такая ситуация стала возможной по причине отсутствия реального государственного регулирования рынка моторного топлива, а также вследствие коррупции.
В-третьих, это результат так называемого налогового маневра российских властей. После выборов были увеличены акцизы на топливо и налоги (НДПИ) на нефть, снижена экспортная таможенная пошлина.
Все это привело к повышению цен на нефть и по цепочке к подорожанию ГСМ на внутреннем рынке. Понятно, что крупные компании имеют возможности для лоббирования своих интересов во властных структурах и искусно ими пользуются, а в условиях либерального, или, можно даже сказать, анархичного рынка это всегда сопровождается ростом цен для конечного потребителя внутри страны. Так было и так будет.
В Казахстане, где Минэнерго уверяет, что решило проблемы с основным моторным топливом, может повториться российский сценарий, при котором бензин будет выгоднее экспортировать, чем продавать внутри страны. Уже делались информационные вбросы о том, что в Казахстане самый дешевый бензин, а рынок нефтепродуктов у нас нерегулируемый, поэтому отвечать за рост цен на топливо некому. Чтобы не допускать недовольства населения, здесь постараются сделать так, чтобы бензин не пропал с заправок совсем (из прошлого топливного кризиса были сделаны выводы) – он просто подорожает.
Анна Бодрова, старший аналитик инвестиционной компании «Альпари»: «Решение Казахстана снизить объем закупок в РФ является вполне логичным»:
Рост цен на бензин в России произошел не внезапно. Поначалу розничные продавцы держали отпускные цены перед президентскими выборами в РФ, которые прошли в марте. Но затем популярное топливо стало дорожать - сначала плавно, потом с ускорением. Отчасти это связано с «поствыборным синдромом», а отчасти с тем, что оптовые цены на топливо все это время росли без перерыва на фоне роста стоимости нефти.
Казахстан уже заявлял о намерении снизить долю закупок бензина в России, и в текущих условиях это вполне логичное решение. Российские власти изначально не предприняли и сейчас не предпринимают особых действий, чтобы снизить цены на бензин для конечного потребителя.
По оценкам экспертов, 2/3 стоимости топлива приходится на акцизные сборы, которые пополняют бюджет. Да, с 1 июля ставки акциза в РФ подниматься не будут, в то же время других мер для снижения цен на топливо власти РФ не предпринимают.
Сейчас, когда вокруг подорожания бензина в России поднялся такой шум, ценники на топливо будут расти плавно и не столь болезненно для кошелька граждан.
Нельзя говорить о том, что в России сейчас бензиновый коллапс - идет разгон цен, но с дефицитом топлива это никак не связано. Таковы законы рынка.
Жарас Ахметов, директор ТОО «Oil Gas Project»: «Поставлять на экспорт выгоднее, чем на НПЗ»:
Запрет на импорт российского бензина не окажет позитивного влияния на наш рынок. Наоборот, снижение предложения приведет к росту цен.
Надо понимать, что стоимость нефти на внутреннем рынке ниже экспортной минус пошлины, налоги и логистика.
То есть поставлять на экспорт выгоднее, чем на отечественные НПЗ. Если цены на нефть выровнять, то стоимость ГСМ вырастет.
Но, с другой стороны, без этого мы не сможем полностью обеспечить себя собственным топливом.
Денис Кривошеев, экономический обозреватель: «Цена на бензин в Казахстане - вопрос политический»:
Напомню, что например, в ноябре 2015 года при текущей стоимости доллара ориентировочная цена бензина была в районе 180 тенге. В апреле следующего года стало понятно, что восьми месяцев оказалось достаточно, чтобы адаптироваться к новой реальности. Стоимость бензина снова вошла в традиционно сложившийся коридор в районе 50 центов за литр.
В России этот уровень уже пройден. Цена «народного» АИ-92 на АЗС составляет в среднем 33,45 рубля, или от 168 до 175 тенге. У нас цены пока держатся. Власти Казахстана опасаются возможного возмущения граждан подорожанием бензина, хотя и говорят постоянно о принципах рыночного ценообразования.
При нынешней конъюнктуре цен продавать нефть на внутренний рынок невыгодно, и потоки снова пойдут на экспорт, как это у нас всегда бывает, тем более что происходит постепенная отмена ограничений на международные поставки. К сожалению, многие не вполне понимают, как складывается цена на бензин. Значительная часть ее приходится на налоги, причем в Европе этот процент выше, чем в Казахстане. При этом необходимо понимать, что цена на бензин в Казахстане - вопрос политический, вопрос социальной стабильности. Общество считает, что топливо должно быть дешевым. Однако это справедливо только для стран с низким социальным порогом. Радость от потенциального увеличения поступлений, связанных с экспортными пошлинами, омрачается ростом цен на нефть, приобретаемую для внутреннего рынка. Можно, конечно, заставить продавать нефть на внутренний рынок со значительным дисконтом, как это делалось многие годы, но это существенные потери и для компаний, и для государства. Захочет ли власть снова повторять эту ошибку?
Еще один важный вопрос - ситуация с НПЗ. Принято считать, что после того, как все они будут реконструированы, мы сможем полностью закрыть свои потребности, и наступит бензиновый рай. Но это не совсем так. Во-первых, нам все это обошлось настолько дорого, что дешевле было вовсе отказаться от собственных заводов. Затраты и кредиты нужно возвращать, а это влияет на себестоимость ГСМ. Растут налоги и аппетиты государства, пошли вверх цены на нефть, добавьте к этому инфляцию. Так что пора прекратить истерику: в Европе уже готовы к повышению цен в результате биржевого роста нефтяных котировок, значит, и мы должны быть готовы к подорожанию бензина.
Кубат Рахимов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты Кыргызстана: «Под угрозой могут оказаться основные зерновые регионы Северного Казахстана»:
Судя по общей картине, есть признаки картельного сговора производителей ГСМ в РФ. В ряде регионов России розничные цены на дизельное топливо превысили 41-42 рубля, что сильно бьет по аграриям и транспортное-логистическому сектору. Совпадение этого фактора с объявленным ранее профицитом бензина в Казахстане должно привести к обратному процессу, то есть к перетоку казахстанского ГСМ в приграничные районы РФ.
Рост цен на российские нефтепродукты таков, что вводить запрет на его импорт в РК становится бессмысленным. Наоборот, надо думать о том, чтобы не возник дефицит ГСМ вдоль всей границы РК с РФ. К тому же под угрозой окажутся основные зерновые регионы Северного Казахстана, если местный бизнес начнет перепродавать дизель, например, в Челябинскую область. Ярким примером стал казахстанского-кыргызстанский кейс осени 2015 года, когда после резкой девальвации тенге и открытия таможенной границы в КР хлынул поток ГСМ с нефтебаз Жамбылской и Алматинской областей, «оголив» снабжение некоторых АЗС, расположенных вдали от крупных населенных пунктов или оживленных трасс.
Поэтому мое мнение таково: запрет на импорт российского бензина ничего не даст. Понятно, что можно защищать внутренний рынок от дешевого импорта, но в данном случае получается какой-то вегетарианский бешбармак, извините. Тут надо думать о том, как избежать перепродажи дешевого казахстанского бензина в РФ, а не мифического давления российских поставщиков на рынок РК. Более того, есть угроза ограничений не только импорта, но и транзита российских нефтепродуктов в Кыргызстан и Таджикистан под предлогом борьбы с контрабандой. Потому, с точки зрения формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС, я бы не спешил с разного рода ограничениями, а искал компромиссные формулы совместно с ЕЭК как органом согласования отраслевых национальных политик.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!