ВТОРНИК, 7 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
4-02-2010, 18:47

Искусство требует не только жертв


Почему писать интересные песни стало неинтересно?

Когда в дискуссионный клуб "АйтPARK" приходят политики или общественные деятели, это всегда интересно. Однако, когда туда же приходят известные деятели отечественной культуры - это интересно вдвойне. И причиной тому нынешнее весьма печальное состояние этой самой культуры. 

Как защитить авторские права?

Впрочем, культура и в иные времена оставалась на втором плане. Хотя сейчас прежнее, советское, отношение к ней вызывает ностальгические воспоминания.

Почему у нас так мало хороших песен, которые становились бы всенародными шлягерами? Почему так скудны подмостки казахстанской эстрады? Где новые таланты?

Как известно, кухня шоу-бизнеса - это такая сложная и тонкая материя, что непосвященному очень трудно понять принципы и механизмы ее функционирования. Поэтому поиск ответов на возникающие вопросы лучше всего, конечно же, осуществлять с помощью профессионалов, к коим, несомненно, относятся гости последнего заседания "АйтPARKa" - популярный композитор и певец Батырхан Шукенов и известный продюсер Эрик Тастембеков. Кому как не им знать причины такого положения вещей.

Хотелось бы отметить очень верную тональность, которую изначально задал модератор Н.Еримбетов. Учитывая, что сегодня казахстанскую эстраду шпыняют все кому не лень, он четко и ясно дал понять, что "избиения младенцев" не будет, а будет поиск ответов на вопросы, которые важны не только тем, кто олицетворяет казахстанскую эстраду, но и тем, кто бы хотел увидеть ее новое лицо в качестве слушателей. Причем достойное лицо.  

Так вот, оказывается, ответы эти нужно искать, прежде всего, в плоскости проблемы охраны авторских прав. Как обстояло с этим раньше? Существовала такая контора - Всесоюзное агентство авторских прав (ВААП), которое и занималось урегулированием этих вопросов. То есть, когда какой-то музыкант писал песню, которая в одночасье становилась популярной, то вышеуказанная структура занималась защитой созданной авторской собственности

Сейчас же, как это ни странно, авторы совсем не защищены. С самого начала творческого процесса каждый из них уже точно знает, что положенных дивидендов не дождется. Парадокс заключается в том, что закон о защите авторских прав есть, но он практически не работает. Правда, в последние годы сами создатели и исполнители стали объединяться в профессиональные союзы, с помощью которых они пытаются защитить свои авторские права. Но не только эта узкая цель является для них главной. Гораздо важнее другое: это союзы талантливых людей, которые понимают, что качество казахстанской эстрады начнет меняться только тогда, когда производитель соответствующей продукции будет защищен как автор.

Здесь нет ничего оригинального или нового. Такова общемировая практика: ни одна радиостанция не имеет права давать в эфир песню без разрешения исполнителя. В той же России уже создан механизм, с помощью которого любой исполнитель имеет реальные возможности отследить, не нарушаются ли радиостанциями его авторские права. 

 

Даешь программу "100 дворцов культуры"!

И все же: почему нет хороших песен? А откуда же им взяться, если нет заинтересованности у авторов? Это исходная позиция, из которой вытекает великое множество вопросов. И вопросы эти касаются не только музыкальных исполнителей, а затрагивают практически весь спектр творческих людей: балет, театр и т.д. Таким образом, маленький, на первый взгляд, вопрос трансформируется в глобальную проблему, решить которую исключительно силами артистов вряд ли возможно.   

Б.Шукенов поделился своим восприятием затрагиваемых вопросов. В прошлом году он провел большой тур по Казахстану, охватив порядка десяти городов. Больше всего его поразило состояние дворцов культуры в этих городах, которое он охарактеризовал как плачевное.

По словам музыканта, после обнародования программы "100 школ, 100 больниц" он подумал: а почему бы следующей не сделать программу, предусматривающую строительство хотя бы 15 хороших дворцов культуры? В ответ на это Н. Еримбетов предложил не мелочиться и призвал журналистов озвучить цифру 100 дворцов культуры.

Сейчас остро дебатируется вопрос выступления артистов под фонограмму. Однако при этом мало кто задается вопросом, почему такое происходит? Объяснение проще простого: в наших ДК нет хорошей аппаратуры и соответствующего персонала, что позволило бы работать вживую на достаточно хорошем уровне.

Модератор привел пример из того же ряда. Когда гостем "АйтPARKa" была Жания Аубакирова, то он поинтересовался у нее, сколько в Казахстане найдется роялей, на которых она смогла бы продемонстрировать свой исполнительский уровень. Наша прославленная на весь мир соотечественница насчитала порядка 10 роялей. Н.Еримбетов едко подвел печальный итог: 1 рояль на полтора миллиона человек. Когда этот же вопрос был спроецирован на количество залов, в которых мог бы достойно выступить певец Шукенов, ответ был предельно лаконичен: "Немного".

 

Замкнутый круг искусственных проблем

Еще один бич нашей эстрады - это контрафактная продукция. Возможно ли музыкантам объединиться и сообща выступить против этого негативного явления?

Э.Тастембеков настроен по этому поводу весьма пессимистично. Аргумент простой: наш музыкальный рынок фактически на 100 процентов - пиратский. И хотя кое-какие усилия в этом направлении предпринимаются, результат пока нулевой. С другой стороны, продюсер высказал мысль, что в противостоянии пиратству не хватает жесткости и последовательности. Закон-то в принципе есть, но нет обязательности в его соблюдении и исполнении. 

Есть противоречия в отношениях с телевизионными каналами. Когда какой-то телеканал приглашает артиста, то авторское общество вполне закономерно ставит вопрос об оплате работы приглашенного исполнителя. Такая постановка вопроса вызывает непонимание у телевизионщиков: "С какой стати мы должны платить музыканту, когда это ему же выгодно?". Получается некий замкнутый круг. Но как считает Э.Тастембеков, телеканал, приглашая певца уровня Б.Шукенова, тем самым поднимает свой рейтинг. Рост рейтинга - это гарантированное привлечение дополнительных рекламных средств. Опять же как будто бы замкнутый круг. Однако, как считает известный продюсер, когда каналы заявляют об отсутствии у них необходимых средств для оплаты приглашенных "звезд", то они явно лукавят.    

Есть более абсурдные ситуации. Казахстанские радиостанции за прокрутку песен казахстанских исполнителей требуют с них же деньги. И в то же время песни российских исполнителей транслируются бесплатно.

 

Цензура и безвкусица

Модератор клуба затронул такой важный аспект, как качество исполняемых песен, которое порой не выдерживает никакой критики. Поэтому он поинтересовался:  может, стоит вернуться к какой-то форме цензуры, хотя по закону цензура запрещена? Или, может быть, государство должно, наконец, начать хоть как-то регулировать исполнительский уровень через жесткую репертуарную политику? Одним словом, надо что-то делать, чтобы наша песенная культура окончательно не скатилась на "трехаккордный" уровень, обрамляемый примитивными текстами. Уже вырастает целое поколение, для которого такой формат песенной культуры становится привычным.

На телевизионном экране демонстрируются образцы, которые в прежние времена не прошли бы даже на уровне районной художественной самодеятельности.

Продюсер считает, что на качестве нашего культурного пространства негативно сказывается абсолютизация рыночного принципа. И это неправильно. На уровне национальных каналов должны демонстрироваться самые лучшие образцы музыки: национальной, классической, джазовой, эстрадной. Поэтому в какой-то мере разумная цензура быть должна. Хотя бы для того, что избавить всех нас и особенно подрастающее поколение от вопиющих образчиков безвкусицы, а порой и от откровенной пошлятины. Пока же мы наблюдаем картину обратного порядка. То же "Алма TV" изымает из своего пакета потрясающий культурный канал "Меццо".

Для того чтобы каналы, подобные "Меццо", были доступны более широкому кругу людей, нужно заинтересованное участие государства, так как это связано с ощутимыми финансовыми вливаниями. Только в этом случае зрители в меньшей степени будут зависеть от культурных пристрастий руководителей телеканалов, которые зачастую далеки от настоящей культуры. На что продюсер грустно заметил, что нередко люди платят телеканалам деньги, и за это их выпускают в эфир. Если бы бюджет телеканалов формировался строго за счет рекламных поступлений, то культурной, точнее бескультурной всеядности было бы меньше.

 

Без системы не будет качества

Вспоминая самый первый конкурс "Superstar.kz", Б.Шукенов охарактеризовал его как потрясающий. В нем участвовала великолепная сборная профессионалов: творческая группа, телевизионщики, администраторы. Группа проехала 15 городов Казахстана, было прослушано 5500 детей. Как человек, немало поездивший по миру, певец убежден, что казахстанские дети талантливее многих своих ровесников за рубежом. По его мнению, это предопределено исторически: большое количество национальностей, традиций, культурное многообразие.

Сложность заключается в другом. Когда отсутствует преемственность, отсутствуют традиции, когда нет государственной поддержки людей искусства, которые могли бы создавать школы и направления, очень сложно говорить о перспективе культуры. В итоге из попавших в поле зрительского внимания талантливых ребят из первой волны "суперстаровцев" на виду остались только трое: Макпал, Айкын и Алмаз. Дальше продвигаться очень сложно в силу вышеуказанных причин. Одним словом, нет системы отбора, подготовки и продвижения талантов.

Отсюда же и проблемы с национальной музыкой, когда не выдерживается технология создания исконно казахской музыки. Как считает Б.Шукенов, Казахстану нужна национальная школа звукорежиссуры и звукозаписывающая студия мирового уровня. 

 

Сознание определяет бытие

И наконец, последнее и, может быть, самое важное. Б.Шукенов считает, что проблемы казахстанской культуры кроются в сознании: общества, людей во власти, отдельно взятых граждан. Особенно это касается сознания людей, ответственных за формирование культурной политики государства.

Кстати, люди, олицетворяющие определенный спектр этой самой культуры, почему-то государственную культурную политику никак не ощущают. Хочешь писать хорошие песни - пиши! Хочешь снимать дорогие клипы - снимай! Хочешь участвовать в международных конкурсах - поезжай и участвуй! Но это все твои проблемы…

Для Батырхана же главное в его работе - это чувство ответственности. Он признался, что тоже мог бы легко писать песни-однодневки, но никогда не будет делать этого. Потому что он прошел большую школу жизни у таких мэтров, как Роза Рымбаева, Байгали Серкебаев, которого он считает своим учителем. Свое жизненное кредо он сформулировал так: чтобы ты ни делал, ты должен делать это хорошо. Ответственность должна быть у каждого, кто может внести свою лепту в то, чтобы наша жизнь стала достойной.

P.S. Напоследок хотелось бы выразить робкую надежду, что пока в нашей культуре есть такие личности, как Б.Шукенов и Э.Тастембеков, ковчег нашей культуры, несмотря на многочисленные пробоины, выстоит под натиском рыночной стихии, и у государства дойдут руки до того, чтобы пошить ему новые паруса. А люди, в нем находящиеся, в конце концов, обретут под ногами точку опоры.

Комментарии