В истории взаимоотношений Узбекистана и Турции были разные периоды – от всеобщего братания и тесного экономического сотрудничества до полного разрыва связей. Сегодня, когда президент Шавкат Мирзиеев восстанавливает партнерство со многими странами, особенно с географическими соседями, Турция может стать для Узбекистана и вовсе приоритетным союзником. Что в полной мере доказал трехдневный визит Реджепа Тайипа Эрдогана, во время которого политик посетил Ташкент и Бухару.
Речи – парламенту, деньги – бизнесу
Турецкие СМИ подчеркивали, что в столице Узбекистана дорогих гостей приветствовали не только флагами обеих стран, украшавшими центральные улицы города, но и настойчивыми рекламными плакатами с патетическими надписями: «Добро пожаловать в Узбекистан, турецкие братья!», «Добро пожаловать в нашу страну, друзья!», «Добро пожаловать в Узбекистан, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган!».
Президент Турции также подготовился к визиту со всей ответственностью. В Ташкент он прибыл не только в сопровождении своей супруги. В составе делегации были восемь министров, ряд высокопоставленных чиновников, включая главу турецкой разведки Хакана Фидана. Кроме того, для участия в бизнесфоруме прибыло свыше 150 предпринимателей. Самый настоящий десант с берегов Босфора.
Как и ожидалось, ташкентская часть визита получилась весьма плодотворной. Эрдоган и Мирзиеев подписали 25 документов о сотрудничестве во многих сферах – от промышленности и обороны до культуры и туризма. Стороны договорились наращивать взаимный товарооборот. В 2017 году показатели в этом плане выросли на 30% в годовом выражении, до $1,5 млрд. С начала года вновь зафиксирована положительная динамика торговли – объемы возросли на 20%. Однако в ближайшей перспективе стороны намерены увеличить товарооборот до $5 млрд.
Эрдоган также отметил роль Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (ТИКА), которое намерено инвестировать в Узбекистан $60 млн. По информации «Анадолу», в первом квартале текущего года количество проектов, осуществляемых ТИКА в Узбекистане, достигло 725. Причем, по соглашению президентов двух стран, подписанному ранее, указанная цифра должна удвоиться в ближайшем будущем.
Нельзя не упомянуть, что в программе государственного визита Эрдогана в Узбекистан были запланированы сопутствующие мероприятия. Президент Турции выступил перед членами узбекского парламента, подчеркнув, что «стороны, твердо поддерживая избранные нашими странами пути развития, будут стремиться всесторонне углублять практическое взаимодействие, расширять торгово-экономические связи, еще более активизировать партнерство в сферах производства, энергетики и сельского хозяйства, развития инфраструктуры».
Два исламских института в Бухаре
Второй день визита Эрдогана прошел в Бухаре – осматривали достопримечательности. Если судить по твиттеру супруги Эрдогана, Бухара произвела неизгладимое впечатление.
На пресс-конференции перед отъездом из Узбекистана Эрдоган заявил о планах Турции основать в Бухаре два исламских института. Один будет назван в честь имама Бухари, другой – в честь имама Матуриди – богослова из Самарканда, жившего в девятом веке.
Посещение турецкой делегацией Бухары играет важную роль для туристической отрасли Узбекистана. Политолог Шерзод Кудратходжаев заметил, что «турецкие граждане проявляют очень большой интерес к святым местам, например, мавзолею Имама Бухари, Абу Мансура Мотуруди и Бахоуддина Накшбанди». По его словам, благодаря введению безвизового режима только в марте этого года в Узбекистане побывали почти 6000 турков. Кудратходжаев обратил внимание на близость исторических корней двух народов: «В XII веке произошло перемещение Сельджукидов из Средней Азии в Анатолийский полуостров, но даже спустя столько веков языковая, культурная, религиозная общность остались как прежде. Очень близок язык, ценности, традиции. По сей день турки называют Узбекистан «Ота юрт» – «Родиной отцов». В этой связи поездку Эрдогана можно считать идеальной рекламой для паломнического туризма в древние города Узбекистана.
Как на вулкане
В числе документов, подписанных 30 апреля в Ташкенте, был закон о защите прав трудовых мигрантов и членов их семей, что особенно актуально для Узбекистана, граждане которого активно уезжают в Турцию на заработки. Создание подобного документа при Исламе Каримове трудно было себе представить – прежний президент республики, мягко говоря, не привечал мигрантов, считая их лентяями, позорящими страну. Неохотно допускал Каримов иностранцев к природным ресурсам. В этом аспекте Мирзиеев также отличается от предшественника. В частности, он разрешил турецким геологам совместно с узбекскими коллегами проводить разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе золота, на трех месторождениях.
Вообще, в период правления первого президента Узбекистана отношения с Турцией можно было обозначить расхожим выражением «как на вулкане». То центральноазиатская республика резко полюбила все турецкое – и в стране тут же появились турецкие образовательные учреждения, торговые центры, супермаркеты. Спустя годы ситуация повернулась на 180 градусов: сообщалось, что турецкие вузы готовят вольнодумцев, турецкие сериалы развращают народ, а приезжие бизнесмены только и думают, как бы обмануть узбекских налоговиков. Масла в огонь подлил переезд в Турцию главного политического оппонента Каримова – Мухаммада Салиха. Как итог, резкое охлаждение отношений между странами, сопровождавшееся закрытием турецких и совместных предприятий и оттоком инвестиций.
«Оттепель» началась после смерти узбекского диктатора и прихода к власти Шавката Мирзиеева.
Тюркский мир
Однако некоторые эксперты усматривают в визите Эрдогана в Узбекистан другие причины. Вот как прокомментировал событие политолог Виктор НадеинРаевский: «Последние 20 лет Турция активно работала над «Тюркским проектом», как его можно назвать. Речь идет о создании объединения тюркских государств, желательно вокруг Турции, которое бы способствовало укреплению позиции Турции в регионе. Это развитие той идеи, которую у нас называли пантюркизмом, потому что в разных ипостасях, в разных формах эта идея развивалась, но из этой когорты на какомто этапе выпал Узбекистан».
В этой связи важнейшими стоит признать два заключенных между странами документа. Во-первых, Узбекистан и Турция создали Совет по стратегическому сотрудничеству, заседания которого будут проходить ежегодно. Безусловно, данный коллегиальный орган выводит отношения на уровень эксклюзивного партнерства. Во-вторых, Мирзиеев решил присоединиться к Совету сотрудничества тюркоязычных государств. Таким образом, Узбекистан стал пятым членом международной организации, появившейся в 2009 году по инициативе Турции, Азербайджана, Кыргызстана и Казахстана.
По мнению доцента департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворга Мирзаяна, одна из внешнеполитических задач визита Эрдогана – реальная интеграция Ташкента в пантюркистские схемы Анкары. Узбекистан интересен Турции как ключевое государство в Центральной Азии, которое к тому же еще не определилось с геополитическим выбором. «Казахстан и Кыргызстан уже в российском интеграционном проекте, Туркменистану ничего не нужно, а Таджикистан пока не может рассматриваться как надежный и долгосрочный партнер», – аргументирует ученый улучшение отношений Узбекистана и Турции.
Есть и еще один немаловажный для Эрдогана аспект. Тюрколог, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков отмечает, что «24 июня Эрдогану предстоят важнейшие выборы, причем как президентские, так и парламентские. Победа на них во многом будет зависеть от того, сможет ли турецкий лидер мобилизовать националистический сегмент электората. Сегмент, который ратует за пантюркистские идеи.
Азиз ЯКУБОВ fergananews.Com