ПЯТНИЦА, 16 МАРТА 2018 ГОДА
252 Вчера, 16:53

Острое нарушение финансового обращения. Прорвут ли инсультные центры «дыру» в бюджете?

Шесть лет назад Министерство здравоохранения выступило с инициативой создания по всей стране инсультных центров для полноценного лечения и реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения.  И, надо признать, шаг был более чем своевременным, так как количество инсультов в Казахстане  зашкаливало.  Но то, в какой фарс вылилась эта инициатива, на которую, думается, были потрачены немалые бюджетные средства, здравому смыслу не поддается.

 

Данные статистики говорят о том, что за период реализации государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы в стране появилось 40 инсультных центров.  Еще 20 планируется открыть в ближайшие пару лет. Но есть ли в этом смысл? Стоит ли и дальше тратить силы и средства на создание «потемкинских деревень»? Чтобы понять это, нужно, как говорится, плясать от печки.

В Казахстане инсульт занимает третье место среди причин смертности. Частота инсультов составляет от 349 на сто тысяч человек у женщин до 400 у мужчин. Это один из  самых высоких показателей в мире. Ежегодно в республике регистрируется порядка 50 тысяч случаев этого заболевания. По статистике, в  первый месяц после инсульта умирают 37 процентов больных, а более половины выживших остаются глубокими инвалидами, требующими постороннего ухода. На сегодня инвалидность после перенесенного инсульта имеют около 300 тысяч казахстанцев. И далеко не все они – пенсионеры. Согласно данным Казахстанской национальной ассоциации по борьбе с инсультом, более половины людей, страдающих этим заболеванием, находятся в трудоспособном возрасте.  При этом лишь 8-12 процентов переживших инсульт казахстанцев возвращаются к трудовой деятельности.

Создание инсультных центров должно было вывести борьбу с этим недугом на новый, более качественный уровень, ведь задача таких учреждений заключается в максимальном восстановлении функций организма после перенесенного приступа и в предупреждении рецидивов. С самых высоких трибун красочно расписывалось, как пациенты после апоплексического удара на своих двоих будут убегать из новоявленных центров помощи. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Это видно хотя бы на примере инсультного центра, который был открыт в апреле 2012 года на базе Алматинской городской больницы скорой неотложной помощи.

…Информация, размещенная на официальном сайте больницы, безусловно, радует глаз, и, вникая в суть изложенного, можно прийти к выводу, что и казахстанцы, наконец-то, дожили до пресловутых европейских стандартов, о которых все уши прожужжали авторы инициативы по открытию подобных центров. На красочных картинках, сопровождающих  текст, – чистенькие и ухоженные пациенты с довольными лицами. На деле же… Но обо всем по порядку.

Читаем на сайте: «Для своевременной диагностики и оказания специализированной помощи инсультный центр расположили на одном этаже с отделением нейрохирургии и кабинетом компьютерной томографии, который работает в круглосуточном режиме. При поступлении пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения больные напрямую доставляются в кабинет КТ. Здесь же их осматривают врач-невролог, врач лучевой диагностики».

Однако на деле все обстоит иначе. Пациент поступает в приемное отделение на первом этаже больницы. Его осматривает врач, который ставит первоначальный диагноз, а затем… Затем начинается путешествие по многочисленным кабинетам.  Сначала в одну сторону – на МРТ, затем в другую – на УЗИ. В каждом кабинете две хрупкие сестрички пытаются переложить больного с каталки на «рабочий стол». Получается когда как, в зависимости от габаритов перекладываемого.  А  дальше еще интереснее: пациента  привозят в какой-нибудь тихий коридорный закоулок,  где ему торжественно вручают, простите уж за деликатную подробность, баночку и ждут с непроницаемыми лицами «результата» - врач сказал, значит, надо. Только после такой «прогулки», занимающей в среднем час, больного поднимают на третий этаж, в пресловутый инсультный центр. И не стоит думать, что после этого он будет пребывать в покое, получая весь комплекс услуг непосредственно в центре. Предстоят еще несколько «турне» с этажа на этаж – на ЭКГ, УЗИ сосудов и далее по списку, назначенному лечащим врачом.

Идем дальше. На сайте утверждается: «В отделении успешно внедряются методы ранней реабилитации больных с ОНМК (острым нарушением мозгового кровообращения – прим. авт.) (ЛФК, массаж, ИРТ (иглорефлексотерапия – прим. авт.), вертикализация), а также проводится большой спектр медикаментозных и немедикаментозных воздействий: индивидуальные и групповые занятия лечебной физкультурой; массаж; электростимуляция; физиотерапия; гипербарическая оксигенация (ГБО); наблюдение врачом-психотерапевтом…».  Несомненно, все эти прелести ранней реабилитации – требование, спущенное сверху. В свободном доступе легко можно найти документ под названием «Инструкция по организации  деятельности неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения». В нем черным по белому написано, что в составе инсультных центров должна работать «мультидисциплинарная бригада в составе врачей и инструкторов лечебной физкультуры, врачей физиотерапевтов, логопеда, психотерапевта».

Но, как говорится, обещать – не значит жениться. Логопеда в инсультном центре больницы нет вовсе, о чем врачи сообщают незамедлительно. А это огромный и жирный минус, так как значительная часть людей, перенесших инсульт, страдает разными формами нарушения речи.

Занятия лечебной физкультурой, конечно, возможны, но только в том случае, если инструктор не ушел в очередной трудовой отпуск, не заболел, не взял отгул (нужное подчеркнуть) и не закрыл кабинет, оборудованный тренажерами, на амбарный замок. Замены у него нет. В общем, тут кому как повезет. Впрочем, врачи советуют не расстраиваться: в холле больницы к перилам привязаны веревочки – мол, можно беспрепятственно разрабатывать мелкую моторику рук.

Что касается массажа, то не исключено, что он входит в комплекс бесплатных услуг, но даже если ваш лечащий врач грозится прислать вам массажиста, не факт, что вы хотя бы раз за все время пребывания в центре его увидите. Другое дело, если вы готовы раскошелиться и оплатить сеансы из собственного кармана – 3 тысячи тенге за полчаса поглаживаний пострадавших конечностей. Кстати, многие из перечисленных на сайте процедур оказываются только на платной основе. Иглорефлексотерапия – 2,5 тысячи за сеанс, полчаса в барокамере, благодаря которой пострадавшие клетки мозга напитаются хорошим кислородом, – 3 тысячи тенге…

Что такое вертикализация, электростимуляция, физиотерапевтические процедуры, необходимые при инсульте, – тайна, покрытая мраком. О существовании всех этих «благ» ни пациентам, ни их родственникам персонал центра почему-то не сообщает. То ли они есть, то ли их нет.

С медикаментозным лечением ситуация тоже занятная. Таблетки от холестерина, давления, да уколы, разжижающие кровь,  и витамин Б – вот и вся терапия. В день поступления еще капают лекарственные препараты, со второго же дня пребывания – сплошная «магнезия», предназначенная  опять же для снижения давления. Если родственники больных окажутся внимательными и поинтересуются странностью такой лечебной схемы, то им на ушко шепнут, что можно бы прокапать не очень дорогой, но эффективный препарат (по понятным причинам называть его не будем). Недаром  пациенты  центра шутят: «Закончится «магнезия» - будут лечить физраствором»…

Жаль, что больница не хвастается своим оснащением. На страничке сайта об этом, увы, ни слова. А посмотреть тут есть на что. На все отделение, где половина пациентов обездвижена, – всего одна утка и два кресла-туалета, за которые, понятное дело, ведутся самые натуральные бои. Кстати, в рекомендуемом перечне оборудования, который определен стандартом организации оказания неврологической помощи, для отделений ранней реабилитации инсультных центров предусмотрено не менее 1 кресла-туалета на три кровати, а для отделений интенсивной терапии и реабилитации – в зависимости от числа коек.

В функциональных кроватях, наличие которых тоже определено стандартом, недостатка вроде бы нет. Но многие из них давно уже утратили эту самую функциональность – то спинки отваливаются, то подголовники не поднимаются (что крайне неблагоприятно сказывается на больных, так как в первые дни после инсульта голова пострадавших должна быть поднята на 30 градусов). Аналогичная ситуация с противопролежневыми  матрасами.

А вот все остальное, судя по всему, отсутствует. Речь идет о прикроватных креслах с высокими спинками и о столах-вертикализаторх, которых должно быть, как минимум, по одному экземпляру на шесть коек; о массажных кушетках – не менее одной штуки на десять коек; о креслах-каталках – не менее одной на три койки. Точнее, последние есть в наличии, но их только два на все отделение, да и состояние этих кресел-каталок вызывает и смех, и слезы одновременно – спущенные шины, прикрученные к сидушкам проволокой спинки. Их и без груза-то докатить куда-то непросто – нужно обладать недюжинной физической силой, а уж с больным на борту – самые настоящие муки. Впрочем, о чем вообще говорить, если в отделении банально не хватает жгутов – перед капельницей персонал перетягивает руки пациентов порванной медицинской перчаткой…

Единственный плюс во всей этой истории – врачи, внимательные, деликатные по  отношению к пациентам и к их родственникам. По любому вопросу проконсультируют, дадут совет.  Максимально открыты и всегда доступны. В остальном же…

Вполне возможно, что где-то, например, в Астане ситуация с инсультными центрами совсем иная. Там все-таки начальство поближе, а значит, и страху побольше. В регионах же, можно предположить, дела обстоят не лучше, чем в Алматы. Вот и спрашивается: а стоит ли городить огород с созданием новых инсультных центров, если не доведены до ума уже существующие?  

К сожалению,  узнать точно, в какую копеечку влетает создание каждого подобного медицинского учреждения, не представляется возможным. Но, похоже, речь идет, как минимум, о 500-600 миллионах тенге – во столько, если верить опубликованной в СМИ информации, обойдется намеченное в этом году строительство инсультного центра в Зыряновском районе ВКО. Выводы, как говорится, делайте сами.

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение