Неудачным получился старт Дениса Тена на нынешней Олимпиаде. Сегодня утром, выступая с короткой программой, он не выполнил единственный заявленный им прыжок в четыре оборота и соответственно получил низкую оценку – 70,12 балла. В момент, когда пишутся эти строки, его попадание в число 24-х участников соревнований в произвольной программе находилось под большим вопросом.
На олимпийские соревнования мужчин-одиночников приехали 30 фигуристов. Перед сегодняшним выходом на лед они были распределены по пяти группам. Дениса включили в самую раннюю, то есть в компанию аутсайдеров, и это вполне объяснимо: его лучшая сумма в нынешнем сезоне – лишь 23-я среди всех участников. Она составляет 228,81 (при личном рекорде 289,46, установленном три года назад). Для сравнения: пятерка главных фаворитов получала нынешней зимой от 290 баллов и выше. Это японцы Юзуру Ханю и Шома Уно, американец Натан Чен, испанец Хавьер Фернандес и китаец Боянг Джин.
На трехминутный прокат с короткой программой казахстанец заявил один четверной прыжок («сальхов»), каскад из двух тройных и одиночный тройной. Не самая сложная программа, если учесть, что практически все фигуристы, попавшие в последнюю группу, решили делать по два четверных, причем один из них в каскаде с тройным.
К сожалению, Денис не выполнил даже этот единственный прыжок в четыре оборота, который значился в самом начале его программы. Видимо, сказалось неважное психологическое состояние (проистекающее из неважного физического). Что-то сработало в «подкорке», и вместо четверного прыжка получился то ли двойной, то ли полуторный. Разумеется, судьи не засчитали этот элемент, который при удачном исполнении мог быть оценен в 13-14 баллов. И хотя остальную часть программы наш соотечественник откатал чисто, он уже никак не мог претендовать на хорошую оценку.
- Это однозначно не лучший прокат в моей жизни, - Денис выглядел очень расстроенным. – Я уже говорил прежде, что нынешний сезон складывается для меня очень трудно. Поэтому был рад уже тому, что все-таки приехал на Олимпийские игры. Каждую ночь ложусь с болью в ногах и просыпаюсь в надежде на то, что завтра станет полегче. В последний раз я был в Южной Корее на костылях. По сей день передвигаюсь только в кинезио-тейпах, а до этого у меня был мини-гипс. Не хочу оправдываться, но спорт действительно требует жертв. Я много готовился к этому турниру. И мне особенно печально осознавать, что, хотя мы вложили в подготовку много сил - физических и психологических, я не смог показать то, на что рассчитывал. Знаете, когда вам физически больно… Но это жизнь, и я не опускаю рук.
- Сегодня появилось новое поколение фигуристов с очень сложными программами. Вы чувствуете в себе потенциал, который бы позволил вам после обретения хорошей физической формы на равных конкурировать с ними?
- Думаю, потенциал у меня есть. Хотя этот вопрос вам лучше задать моему тренеру. Однако есть очень много сложностей, которые мешают мне прогрессировать. Я выступаю на высоком международном уровне с 15-летнего возраста. Никто из тех ребят, о которых вы говорите, не начинал свою карьеру так рано. У каждого спортсмена бывают пики и бывают спады. У меня тоже был такой пик. Я не имею в виду, что он уже в прошлом и больше не наступит. Я имею в виду только то, что на протяжении почти десяти лет я работал на износ.
Мне было очень приятно оказаться первым в истории казахстанского фигурного катания, кто выиграл медаль Олимпиады. Но мне очень жаль, что у нас до сих пор не появилось других конкурентоспособных ребят в мужском одиночном катании, которые могли бы на время заменить меня, дать мне возможность хотя бы год передохнуть, залечить травмы.
Большой спорт – это космические нагрузки на организм человека, причем ежедневные. Не каждый их выдержит. После Олимпиады в Сочи я хотел завершить свою карьеру. Но решил остаться, поскольку продолжаю любить фигурное катание и хочу приносить радость своим поклонникам. Я благодарен всем казахстанцам за то, что они следят за моей карьерой.
- Вы уже очень долго выступаете на соревнованиях самого высокого уровня. Не накопилась ли психологическая усталость? Проще говоря, не надоело ли все это?
- Мне надоело только то, что я вынужден ходить, не ощущая свободы в теле, свободы в мыслях (вследствие физического состояния – прим. авт.), что я не могу выступать на льду, полностью сосредоточившись только на своем прокате. Это сильно мешает реализовать мой потенциал. Успокаивает то, что я вовремя атаковал и сумел завоевать медали всех крупнейших международных соревнований – Олимпиад, чемпионатов мира, чемпионата четырех континентов. В спорте бывают и взлеты, и падения, и с этим приходится считаться.
Фото Изтургана Алдауева
При поддержке Национального олимпийского комитета РК и ФНБ «Самрук-Казына»