ЧЕТВЕРГ, 15 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
1331 Вчера, 15:58

В Америке Маск, а в Казахстане – маскоты…

Человечество уже давно вступило в космическую эру и, казалось бы, сегодня нас мало что может удивить на этом направлении. Тем не менее, недавний запуск компанией SpaceX сверхтяжелой ракеты-носителя «Фалкон Хэви» произвел фурор.

О причинах ажиотажа вокруг деятельности Илона Маска, проблемах и перспективах космической отрасли, в том числе, будущем космодрома Байконур, мы беседуем с главным редактором журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом Аселканом.

Стагнация порождает бунтарей

- Итак, Илон Маск запустил свою сверхтяжелую ракету-носитель. Что это означает для развития космонавтики? Революционный прорыв? Или это вполне прогнозируемый эволюционный этап развития ракетостроения? Объясните простым языком, чтобы это было понятно рядовому человеку, что же такого сделал Илон Маск?

- Илон Маск и его компания SpaceX давно привлекают внимание общественности. 6 февраля 2018 года они удивили весь мир еще раз. Что такого сделал Маск с профессиональной точки зрения и в плане восприятия простыми гражданами?

С позиции профессионального подхода все очень просто. Компания Маска создала сверхтяжелый носитель, который может выводить на околоземную орбиту свыше 60 тонн полезной нагрузки.

На сегодняшний день к этому классу носителей относятся две ракеты. Американская ракета «Сатурн-5», которая дебютировала в 1967 году и предназначалась для лунных экспедиций. Вторая – советская ракета «Энергия», которая полетела в 1987 году. В первом случае американцы достигли Луны, во втором Советский Союз продемонстрировал способность создать аналогичную американской системе «Спейс-Шаттл» программу и развернуть необходимые боевые комплексы в случае создания американцами программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

Прошло достаточно много лет, и наконец-то не у государства, а у обычной компании нашлись силы и возможности создать ракету, которая в три раза мощнее ракеты-носителя «Протон», которая используется сегодня на космодроме Байконур.

Для восприятия простого человека я бы подчеркнул следующее. Последние несколько лет деятельности Маска - его дебют с легким носителем, потом создание ракеты «Фалкон-9», затем запуск первого грузового корабля «Дракон» к международной космической станции, разработка пилотируемого корабля – все это происходило перед глазами настолько быстро, что ошеломленная публика (будь то специалисты или простые обыватели), убедилась, такие серьезные космические разработки могут делаться в довольно сжатые (до пяти лет, а иногда и меньше) сроки. Ракета, впервые показанная публике в 2012 году, уже через четыре года завоевала себе место в линейке космических достижений мира. Маск показал, что серьезнейшие космические проекты вполне осуществимы силами частного инвестора, который собрал специалистов, организовал компактную фирму (в начале деятельности в его компании работало менее тысячи человек). Он мобилизовал людей, которые устали работать в офисах крупнейших аэрокосмических корпораций.

Не будет преувеличением сказать, что понятие «современное ракетостроение» в известном смысле категория, переживающая стагнацию, поскольку за последние 40 лет в ней ничего принципиально нового не появлялось. И серьезных дерзновенных идей у специалистов, работающих в ракетных КБ, не зарождалось.

Тернистый путь и новые подходы

- Хотелось бы уточнить один принципиальный момент. В 1987 году, когда советские ракетостроители запустили «Энергию», ее грузоподъемность оценивалась, чуть ли не в 80 тонн. Но если это так, то какой прорыв совершил Маск, ведь пороговый уровень в 60 тонн уже был превзойден?

- Если быть еще более детальным, то, к примеру, максимальный выводимый груз американским «Сатурном-5» составляет 140 тонн. Этот рекорд до сих пор никем не побит и в ближайшем будущем едва ли кто его сможет превзойти.

Речь о другом. За каждым проектом создания и эксплуатации сверхтяжелых ракет стоят неимоверные усилия государства. И даже американцы, совершив порядка 15 запусков ракет «Сатурн-5», были вынуждены закрыть программу, и когда через некоторое время им понадобилось реанимировать лунные программы, они обнаружили, что им все придется создавать с нуля. Потому что сборочные линии разобраны, а специалисты разбрелись.

Советский Союз создал ракету «Энергия-Буран», осуществил два успешных пуска, но последовавший развал государства подвел черту под этим проектом. Это, конечно, была трагедия. На космодроме Байконур находилось три комплекта этой ракеты-носителя. Финансирование отсутствовало. Однако специалисты очень рассчитывали на сохранение ракеты и каждые полгода ее собирали, а потом разбирали, чтобы не утерять навыки и сохранить ракету в работоспособном состоянии.

Парадокс состоит в том, что в природе не существует официального указа президента РФ о закрытии программы «Энергия-Буран». Она ликвидировалась сама собой, когда в 2002 году в монтажно-испытательном корпусе упала кровля и похоронила под собой эти самые три готовые к полету ракеты. Специалисты до последнего момента надеялись на кооперацию России, Украины и Казахстана, и для этого сохранялись возможности.

Поэтому, я подчеркну, что сегодня, например, создание сверхтяжелого носителя заявлено в планах России, обсуждается в Китае, но это настолько уникальная концентрация ресурсов и редкая техническая удача, что сам по себе факт успешного пуска третьего в истории человечества сверхтяжелого носителя – это событие огромного масштаба для мирового ракетостроения. А для специалистов иных отраслей – это наглядная демонстрация того, что это можно сделать не за двадцать лет упорного труда многотысячных коллективов, огромной кооперации предприятий и КБ. «Фалкон Хэви» был построен компактной компанией, которая привлекла очень неплохих специалистов, использовала самые современные методы управления и отказалась от догм ракетостроения.

- Говоря образно, это результат принципиально новых подходов?

- Да, это новый путь в деле создания уникальной ракеты.

Расклад сил

В Америке Маск, а в Казахстане – маскоты…

- Запуск «Фалькона» скажется на раскладе сил и возможностей на мировом рынке космических услуг и технологий?

- Это, понятное дело, успех американской космонавтики. Безусловно, создание «Фалкона Хэви» было не блажью Маска, а глубоко продуманной и успешной реализованной идеей. Ракета выводит свыше 60 тонн нагрузки на низкую орбиту. Это означает, что ее создатель имеет ракету, которая способна запускать группировку тяжелых спутников. Они менее чем за сутки могут быть напрямую выведены на геостационарную орбиту, где работают спутники связи.

Илон Маск сегодня может уверенно зайти на рынок спутникового Интернета. Проекты в этом сегменте развиваются весьма активно и требуют запуска множества спутников на низких орбитах, и счет их может идти на сотни. Как правило, это небольшие по габаритам спутники, и они могут быть по размерам меньше стола, за которым мы с вами беседуем.

Конечно, сегодня в мировой космонавтике есть и другие страны и участники, которым есть чем похвастаться в плане достижений. Но пример Маска важен в том смысле, что он выступает в роли «иконоборца». Он показал, как при наличии ресурсов, правильном планировании, используя деловой климат, который существует в США, такие масштабные проекты по силам даже небольшим компаниям. Маск и его компаньоны ломают догматы и стереотипы, существовавшие в космической отрасли.

Да, такие гиганты, как «Локхид Мартин» и «Боинг», тоже негосударственные, но это все же сгусток акционерного капитала огромного масштаба.

Хотел бы сказать немного о ситуации на мировом космическом рынке. На нем происходит много позитивных событий. КНР недавно приступила к испытаниям тяжелой ракеты, которая сможет выводить на орбиту более 27 тонн полезного груза. Это очень серьезная заявка. А еще через год китайцы планируют привести лунный грунт. Причем взятый с обратной ее стороны, да еще целых два килограмма. Это серьезный масштаб и демонстрация уровня технологической мощи. Для лучшего понимания напомню, что в рамках советских лунных программ доставлялось менее 100 г. Эти поистине драгоценные частички лунного грунта. И каждый раз ради этих граммов конструкторы стояли перед сложной дилеммой: либо увеличение массы носителя с риском не выполнить программу, либо хотя бы наперсток грунта привезти.

С 2020 года европейская компания «Арианспейс» собирается запускать на геостационарную орбиту сервисные спутники. Суть идеи в создании возможностей по предоставлению сервисных услуг на орбите для других спутников, от дозаправки батарей до ремонта оборудования. В каком-то смысле это европейский ответ Маску.

Не так давно в ряды космических держав вступила Новая Зеландия. Там появился свой молодой и дерзкий энтузиаст, похожий на Маска. Ракета, построенная им, небольшая, но при этом практически полностью произведена на «3D»-принтере.

Не думай о конкуренте свысока…

- Палитра комментариев была весьма разнообразной – от восторженных до откровенно скептических, особенно с российской стороны. Дескать, что можно будет загрузить на ракету грузоподъемностью 60 тонн, поскольку космических грузов такой массы на сегодняшний день нет. Можете пояснить ситуацию?

- Начнем со второй части вопроса. Это может быть группировка-кластер спутников для обеспечения спутникового интернета, и их должно быть не просто много, а очень много. Это сейчас весьма востребованное направление. Та же Россия по заказу европейских компаний в этом году будет запускать с космодромов Байконур и Восточный спутники системы «One Web». У Маска тоже есть намерение продвигаться в этой сфере. Поэтому можно не сомневаться, без работы детище Маска не останется.

В печати, особенно ее русскоязычной части появилась масса публикаций, которые могут быть объединены под лозунгом –«А знаете, Маск на самом деле…». Появилось много «разоблачителей» Маска. Дескать, запуск «Фалкона» не более чем рекламная кампания. И вообще, как-то странно все это, его компания терпит убытки, а он отправляет в космос свою «Теслу-Ростер».

Да, компания «Тесла» действительно понесла убытки в связи с разработкой новой линейки электромобилей, продвижением этого важного с точки зрения вопросов экологии направления, вкладыванием средств в перспективные сегменты рынка. Интересно, что, несмотря на официально обнародованные данные об убытках, стоимость акций «Теслы» не упала и никто с ними особо расставаться не хочет. То есть рынок реагирует вполне адекватно, и здесь просматривается понимание потенциала «Теслы» и ее владельца.

Такие же курьезные комментарии озвучивались и на более серьезном уровне. В частности, руководитель пресс-службы «Роскосмоса» господин Буренков высказался, что запуск автомобиля «Тесла» с помощью сверхтяжелого носителя – это рекламный трюк и за этим ничего не стоит. Это заявление вызвало отторжение в русскоязычном сегменте Интернета.

Недавно ракеты Маска были предложены Пентагону для вывода на орбиту спутников, выполняющих военные задачи. До последнего времени эти спутники запускались при помощи носителей консорциума компаний «Боинг» и «Локхид». Они достаточно надежны, но очень дорого обходятся, порядка несколько сот миллионов долларов за пуск. Илон Маск предлагает это сделать в разы дешевле, демонстрируя надежность своих ракет и экономя деньги налогоплательшиков. Растущая конкуренция со стороны столь неожиданного соперника не может не тревожить крупные компании.

Стоит ли после этого удивляться сарказму и неконструктивной критике?

Миражи Байконура

В Америке Маск, а в Казахстане – маскоты…

- В контексте происходящих событий, какими вам видятся перспективы космодрома Байконур? Запусков оттуда с каждым годом все меньше. Что с ним будет?

- Сложный вопрос. Положение дел непростое, и я пока не вижу особо обнадеживающих моментов. В свое время, в 2004 году руководителями России и Казахстана была поставлена задача - создать на Байконуре новое поколение носителей, которые бы использовали экологически чистое топливо. С тех пор минуло почти полтора десятка лет, а на Байконуре не то, что не появилась новая ракета, а даже исчезли некоторые летающие, причем наиболее современные.

Сегодня с Байконура летают два носителя – «Союз-2» и «Протон-М». Вспыхнувший конфликт между Россией и Украиной создал непреодолимые препятствия (как заявляет Роскосмос) для дальнейшей эксплуатации самой лучшей советской ракеты «Зенит», разработанной КБ «Южное» (Украина). Это произошло в тот момент, когда казахстанцы особенно остро нуждаются в работе на космодроме экологически чистой ракеты.

Объявлена новая версия программы «Байтерек» с ракетой «Союз-5». И по самым оптимистическим оценкам и обещаниям ее начнут испытывать в 2022 году. Специалисты же полагают, что раньше 2025 года мы ее не увидим. Таким образом, «Зенит» убран с Байконура без какой-либо альтернативы.

Эксплуатируемые ракеты «Союз-2» и «Протон-М», увы, далеко не беспроблемны. В последнее время их преследует череда аварий, связанных с тем, что российские предприятия не могут обеспечить надлежащее качество уже давно разработанных и стоящих в серийном производстве узлов, компонентов, двигателей и т.д. Особенно опасные последствия связаны с использованием токсичных компонентов топлива, «Протон-М» несет их около 600 тонн.

Перед Байконуром стоит две основные задачи.

Первая – прекращение эксплуатации ракет на токсичном топливе.

Вторая - минимизация или даже полная ликвидация полей падения, на основе принципиального совершенствования конструкции ракет-носителей. Байконур - сухопутный космодром, он как никакой другой, нуждается в применении технологий управляемого падения или даже возврата ступеней носителя в заданный район. Причем не для того, чтобы использовать их для новых стартов. Пусть отделяемые части носителей падают очень точно, в конкретном небольшом районе. Это во многом облегчило бы жизнь нашим хозяйственникам и решило бы вопросы экологии.

Специалистами КБ «Южное» предлагалась в свое время модификация ракеты «Зенит», у которой первая ступень возвращалась бы в режиме планирования на полигон, прилегающий непосредственно к космодрому, для последующей утилизации. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не пошло, хотя казалось, вот оно, главное направление модернизации носителей для Байконура.

В общем, не сделано ничего для того, чтобы изменить ситуацию. Думаю, это большой просчет, который создает сегодня и приведет в ближайшем будущем к нарастанию общественного отторжения деятельности на космодроме. Что не может не вызывать беспокойства как у нас, так и у российских коллег.

Маск и мы

- Пути Илона Маска и казахстанских космических программ пересекались или пересекутся в будущем?..

- Невозможно заниматься проблемами космоса и не обращать внимания на работу компании SpaceX. Мы издаем журнал по космической тематике. В 2012 году мы сделали серию статей о частном космосе, в том числе большой материал о компании Маска. Мы отправили один экземпляр номера в штаб-квартиру компании, ну и предложили господину Маску стать членом редакционного совета журнала. Буквально через несколько недель мы получили ответ, в котором нас поблагодарили за предложение, но очень вежливо отказали, сославшись на занятость. При этом выразили готовность сотрудничать на информационной основе. С этого момента мы регулярно отсылаем им наше издание, публикуем материалы о пусках, переводим их на английский язык.

Если говорить об уровне Казкосмоса, то могу сказать, что у него вполне деловые отношения с компанией SpaceX. К концу текущего года запланирован запуск с космодрома на мысе Канаверал ракетой «Фалкон-9» казахстанских научных и технологических спутников. Они созданы специалистами компании «Гарыш Сапары» в сотрудничестве с британской фирмой SSTL.

Чем еще нас удивит Илон?.. 

В Америке Маск, а в Казахстане – маскоты…

- На каких направлениях сконцентрирует свои усилия Илон Маск в дальнейшем? Чего еще от него ждать?

- Компания Маска практически каждые полгода выдает очередную модификацию своих носителей «Фалкон-9». Скоро полетит пятая версия этой ракеты. К концу года SpaceX должен отправить на орбиту пилотируемый корабль «Дракон» с экипажем для МКС.

В случае успешной реализации этого проекта, можно будет говорить о существовании своего рода отдельной космической державы – «Маск и К», имеющую в своем арсенале космические ракеты среднего класса, сверхтяжелую ракету-носитель, самый современный пилотируемый космический корабль.

Объявлено о новой стратегической цели – в 2019 году начинаются испытания «BFR» - ракеты фантастических размеров и спектра применения. Ее испытательный пуск запланирован на 2022 год.

Маск также заявил, что после завершения испытаний планирует запустить эту ракету к Луне с экипажем в 50 человек! Возможно, Маск постарается подойти к этому вопросу нестандартно, как и положено человеку творческому. Поговаривают, что в команде будут 20 американских астронавтов, а остальные 30 мест предложат другим странам. Это будет, конечно, демонстрация невероятного интеллектуального и технологического отрыва SpaceX от конкурентов – компаний и даже стран.

Возможно, таким образом он покажет тем, кто уже безнадежно отстал в плане космических технологий, что не стоит идти по проторенному пути, повторяя ошибки и риски, кто был среди первых.

Что ж, поживем, увидим…

Автор: Кенже Татиля

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение