ПОНЕДЕЛЬНИК, 4 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
964 1-12-2017, 00:17

Дарига Назарбаева: от «последнего героя» к «леди совершенство»

Шесть лет назад Дарига Назарбаева вернулась в большую политику. На вопросы «зачем?» и «почему?» однозначного ответа нет до сих пор. Но какими бы мотивами ни руководствовалась старшая дочь президента, сегодня очевидно, что она оказалась в нужное время и в нужном месте. И ее дальнейшие передвижения по замысловатой в своей кривизне политической лестнице – лишнее тому подтверждение.

Кавалер-девица
Конечно, не сразу, но логика в приходе Дариги Назарбаевой в мажилис обнаружилась. Своей депутатской деятельностью она попыталась нивелировать нарастающее в обществе недоверие к власти, вызванное неэффективной работой госаппарата по решению социально важных вопросов и громкими коррупционными скандалами.
С первых дней своего появления в нижней палате парламента Дарига Нурсултановна, как и раньше, в «асаровскую» пору (то есть до своего временного ухода в тень), стала позиционировать себя «помощницей отца», которая всегда находится на определенной дистанции, дающей ряд преимуществ. В качестве руководителя комитета по социально-культурному развитию она стала активно возделывать поле социальных проблем, а также зорко отслеживать движение бюджетных средств, тем самым снискав славу «последнего героя». Ее умение загонять в угол самых высокопоставленных чиновников, заставляя их вспоминать о таких побитых молью понятиях, как ответственность и добросовестность, вызывало бурные овации.
Безусловно, рамки парламента, весьма ограниченного в своих полномочиях, не позволяли Дариге Нурсултановне окончательно и бесповоротно разрубать гордиевы узлы. Но нельзя не признать, что всего за пару лет пребывания в мажилисе она сумела сделать то, с чем не могли (или не хотели) справиться и ее коллеги-депутаты с посыпанным нафталином мандатами, и партия «Нур Отан» с ее многочисленными подразделениями. Она попыталась восстановить давно утерянную связь между властью и обществом, и кое-что ей удалось. Возможно, потому, что она подходила для этой роли как никто другой из политической элиты.
Злые языки, конечно, не упускали случая напомнить об особенностях ее родословной и попутно съязвить по поводу ее певческой карьеры, но это были одиночные выхлопы раздражения, не влиявшие на восприятие Дариги Назарбаевой как политика в целом. Для большинства она оставалась понятной, не вызывающей вопросов фигурой, тем более что многие были очарованы «политическими манерами» старшей дочери президента еще задолго до ее возвращения в мажилис. Имеется в виду лидерство Дариги Нурсултановны в «Асаре» – по сути, единственной за всю историю независимого Казахстана партии, не побоявшейся повернуться лицом к своему электорату.
Впрочем, почивать на лаврах предыдущих побед она не стала и решительно взялась за то, чтобы заново заслужить доверие. При этом выбрав роль «проводника» между властью и обществом и продолжая расти как политик. Если раньше с ее уст могли слетать весьма неоднозначные заявления вроде того, что она будет «злоупотреблять своей фамилией», то теперь она старалась избегать откровенного «мальчишества» и осторожно относиться ко всему, что формирует ее имидж. Поэтому неудивительно, что вошедшая в пору политической зрелости Дарига Назарбаева заняла посты вице-спикера мажилиса и руководителя фракции президентской партии в парламенте.

Госпожа сдержанность
Но куда серьезнее на ее имидже сказался переход в правительство. Конечно, и должность вице-премьера, курирующего социальный блок, обязывала трансформировать словесные баталии в поиск путей для достижения компромиссов, и упавшая на хрупкие женские плечи недюжинная ответственность естественным образом заставляла сдерживать эмоции. С другой стороны, не исключено, что, чуть «притушив свет», заместитель премьер-министра Дарига Назарбаева решила разом избавиться от тех политических минусов, о которых регулярно напоминали эксперты, – отсутствия управленческого опыта и излишней импульсивности, порой грозившей спровоцировать войну с другими представителями элиты.
Но, несмотря на подчеркнутую холодность и выдержку, все же «человеком в футляре» она в эту пору своего карьерного рывка так и не стала. Критического настроя в ее риторике не убавилось, просто он приобрел более сдержанную тональность. Хотя надо признать, что, замахнувшись шашкой, Дарига Назарбаева редко решалась рубить головы, несмотря на наличие у нее куда большего, чем раньше, круга полномочий. Впрочем, такая «толерантность» пошла ей только в плюс. Она стабильно занимала лидерские позиции во всевозможных рейтингах, а эксперты, пусть и не пели ей осанну, но признавали, что ситуация в курируемой ею сфере, несмотря на кризисные явления в экономике, вызванные падением цен на нефть и девальвацией, остается стабильной – «менеджмент под руководством Назарбаевой не допускает системных сбоев».
Не исключено, что время, проведенное ею в стенах правительства, прошло под знаком так называемого «эффекта ореола» и что значительное влияние на формирование положительного образа вице-премьера сыграл авторитет, наработанный в мажилисе. По крайней мере, психологи считают, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятное, то и в дальнейшем его черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Но проверить, так это или нет, всего за год ее работы на посту вице-премьера было невозможно. Хотя, наверное, это уже и не суть важно. Куда важнее другое – пребывание Дариги Назарбаевой в кабмине не только обогатило ее личный политический капитал, но и усилило социальное направление в деятельности правительства. Она заметно выделялась на фоне своих предшественниц слабого пола, ранее занимавших эту должность. Инициативы и программы, у истоков которых она стояла, сегодня не просто реализуются, но и востребованы населением.

Сапер на минном поле
В верхнюю палату парламента Дарига Назарбаева «въехала на коне», растормошив это сонное царство. Прибавило ей авторитета и то, что она возглавила традиционно «мужской» комитет сената – по международному сотрудничеству, обороне и безопасности. То есть она взяла, по сути, под общественный контроль кураторство над законодательным полем в этом стратегически важном для любого государства направлении. Так что возвращение в парламент ничуть не ослабило позиций Дариги Нурсултановны. Скорее, наоборот, оно стало для нее коридором новых возможностей. Конечно, пока потенциальных. И хотя любые намеки на ее персону в качестве вероятного политического «наследника» своего отца сама сенатор Назарбаева называет спекуляцией, очевидно, что она призвана сыграть важную роль в период транзита власти, заняв достойное место в рядах так называемого «коллективного преемника».
Не станем рассуждать о том, имеют под собой основания подобные версии или нет, но в любом случае Дарига Назарбаева, прошедшая за последние шесть лет хорошую школу, способна сыграть эту роль. Ее работа в сенате наглядно показывает, как микшируется опыт, приобретенный ею в мажилисе и правительстве. На выходе же получается трезвый политик, лишенный иллюзий.
Сегодня Дарига Назарбаева, как и прежде, позиционирует себя как лидера, но теперь она работает с новым для себя сегментом электората – военными и силовиками, опорой государства. И, судя по ее инициативам, двигается она в этом направлении осторожно и грамотно – как сапер на минном поле. Что вполне объяснимо, если учесть, какие события в последние годы разворачиваются на постсоветском пространстве и какова в них роль людей в погонах. Как говорится, тише едешь – дальше будешь. А то, куда двигается Дарига Назарбаева, по большому счету, никогда не было секретом. Она сама говорила следующее: «Я – убежденный член команды Лидера нации и стремлюсь следовать его принципам в политике».

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Author Kardinal
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-дек-2017, 14:28

Раз ее отец президент, то всех ипостасях она считается первой: она выдающаяся оперная певица, доктор всех наук. И будучи депутатом в мажилисе-она редко спала. Не был бы ее отец нашим президентом, на неё мало кто бы обратил внимание.

Author казах
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-дек-2017, 16:44

у нас не монархия и наследство во власти от отца она не получит

Оставить мнение