СУББОТА, 4 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
2462 2-11-2017, 16:21

Казахские «зиялы кауым» выступают против прогресса?

В казахском социуме есть особая категория людей, именуемая «зиялы кауым». Это нечто вроде интеллектуальной и духовной элиты. Принято считать, что представители именно этой группы имеют право говорить от имени народа. И тем более так считают они сами. Однако иногда даже «зиялы кауым» попадают впросак.

Именно это случилось совсем недавно, когда группа таких товарищей выступила с открытым письмом к президенту Нурсултану Назарбаеву по поводу планируемого временного отвода части земель Джангельдинского района Костанайской области под территорию падения отделяющихся частей ракет-носителей «Союз-2». Обращение было опубликовано в газете «Қазақ үні», а среди подписавших его значатся поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, академик Кенжегали Сагадиев, писатель Сабит Досанов, драматург Дулат. Исабеков и ряд аксакалов регионального масштаба.

Послание пропитано искренней тревогой за судьбу Отечества, в данном конкретном случае за землю Тургая, которая дала миру выдающихся деятелей Ахмета Байтурсынова и Миржакупа Дулатова. Авторы письма проводят прямые аналогии между планами правительства относительно Тургая и историей Семея — родины великого Абая, едва не погубленной вследствие испытаний ядерного оружия.

На первый взгляд, такие аналогии выглядят уместными. Но только на первый взгляд. Дело в том, что обращение аксакалов грешит некоторыми неточностями, а кое-где и вовсе откровенными передергиваниями. Но обо всем по порядку. 

Во-первых, в письме утверждается, что земли отводятся якобы под полигон. Но это, мягко говоря, не совсем так. Представители Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК на недавно состоявшихся в Джангельдинском районе слушаниях четко заявили, что район падения отделяемых частей ракет-носителей (ОЧР) не является полигоном: там не планируется испытаний образцов техники и будет осуществляться лишь  прием первых ступеней ракет-носителей «Союз-2». Также они акцентировали внимание на том, что эти ракеты-носители используются уже длительное время и являются многократно проверенным типом космической техники. 

Во-вторых, выражая свою обеспокоенность по поводу будущих запусков, авторы письма приводят давно апробированный и оттого практически «железобетонный» аргумент о вреде печально известно ракетного топлива - гептила. Но они либо не знают предмета спора, либо лукавят, сознательно наступая на больную мозоль казахского общественного мнения, для которого само слово «гептил», что красная тряпка для быка. Дело в том, что в ракетах-носителях «Союз-2» высокотоксичный гептил не используется, а топливом служит керосин. Думается, нет особой нужды объяснять, насколько широко он используется и в промышленности, и в быту. Кроме того, как утверждают авторитетные эксперты, при  падении первой ступени «Союза-2» остатки керосина могут попасть только на ограниченные участки и исключительно в пределах района падения. 

В-третьих, в письме содержится весьма прозрачный намек на то, что случившийся два года назад на территории нашей страны массовый падеж сайги связан именно с космическими запусками. Однако по этому поводу нет единого мнения даже среди казахстанских экспертов. Более того, некоторые из них, в частности, эксперт ООН по биоразнообразию и Международного союза охраны природы по особо охраняемым территориям Казахстана и Центральной Азии Константин Плахов заявил, что в тканях погибших сайгаков гептил обнаружен не был. При этом районы падения первых ступеней ракет-носителей типа «Протон» расположены далеко от мест миграции и гибели этих животных. По его словам, симптоматика во время массовой гибели сайгаков в 2015-м никак не похожа на случаи отравления животных гептилом. Поэтому попытки увязать эту природную трагедию с космическими программами выглядят, по меньшей мере, некорректными. И некоторым подписантам, отягощенным солидными научными регалиями, следовало бы понимать это.  И уж тем более не вводить в заблуждение широкую общественность.

Есть в письме еще один очень странный пассаж, не имеющий никакого отношения к предмету спора. Речь идет о некоторых участках земли в Южно-Казахстанской области, отданных в далеком 1956 году в аренду сроком на 30 лет тогдашней Узбекской ССР. Авторы гневно вопрошают: дескать, где теперь эти земли?! Честно говоря, это уже ни в какие ворота. Как говорится, мухи отдельно, а котлеты отдельно.

Но опять же сошлемся на уполномоченный орган — Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК. В ведомстве подчеркивают, что использование района падения запланировано только на время запусков: два из них – в 2018-м и шесть в 2019-м. О последующем продлении сроков использования (заметьте, не аренды, а использования) земель речи не ведется. 

Не планируется и какого-либо изъятия земель. Сотрудничество с российскими партнерами предполагает лишь эпизодическое использование земель на время проведения пусков на условиях сервитута. В данный временной отрезок, составляющий несколько суток, район падения действительно будет закрыт для людей. Но такой режим будет соблюдаться только с одной целью - обеспечить безопасность граждан Казахстана. В остальные периоды никаких ограничений не предусмотрено.  

Но только этим меры безопасности и природоохранная деятельность не ограничатся. Казахстанский научно-исследовательский центр (НИЦ) «Ғарыш-Экология» будет контролировать экологическую обстановку на выделенной территории до и после проведения пусков ракет-носителей «Союз-2». В этих целях будет осуществляться регулярный отбор проб с объектов окружающей среды с проведением в дальнейшем количественных химических анализов на содержание керосина. Кроме того,  НИЦ при каждом пуске будет проводить работы по гигиенической оценке среды обитания близлежащих населенных пунктов с отбором проб, осуществлять скрининг состояния здоровья местных жителей. Также при эксплуатации района падения предусматривается ежегодный мониторинг животного и растительного мира.

В то же время необходимо отметить, что в границах предполагаемого района падения нет населенных пунктов с постоянно проживающими людьми. Крестьянских хозяйств там тоже  нет.

Так было угодно судьбе, что именно наша земля стала колыбелью космической истории человечества.  Казахское название космодрома «Байконыр» теперь воспринимается как  символ человеческого гения и силы его духа (кстати, один из подписантов обращения в свое время написал оду, посвященную покорению космоса). Однако мы, казахи, все это время оставались, по сути, на периферии космического прогресса, и только с обретением независимости у нас появился шанс хоть как-то вклиниться в шеренгу покорителей Вселенной.

Понятно, что дело это далеко не простое и связано со множеством проблем технологического свойства. Но давайте признаемся честно: у нас есть еще и сложности, природа которых явно лежит в области человеческой психологии, а еще точнее, психологии общественной. Нам, казахам, как молодой нации, долгие годы находившейся в идеологических тисках инородной культуры, присущ своеобразный комплекс неполноценности. Проявляется он в латентном отторжении всего того, что не вписывается в наши традиционные ценности, в коих некоторая часть нашего общества ищет ответы на вызовы дня сегодняшнего. Но двигаться в будущее, все время оглядываясь на прошлое, невозможно. И, думается, именно в этом нашем комплексе неполноценности лежат корни многочисленных фобий, в том числе и космофобии.

Как нам представляется, она усиливается другой, еще более глубокой, фобией, связанной с неприятием некоторых нюансов нынешнего политического курса нашего северного соседа. Но хотелось бы напомнить, что, как бы мы к ней ни относились, Россия была, есть и остается одним из лидеров в области космических исследований. А с учетом ее технологической привязки к космодрому Байконыр, существующих  межгосударственных соглашений о сотрудничестве и конкретных перспективных проектов нам следовало бы быть более открытыми и последовательными в вопросах космического партнерства. С этой точки зрения открытое письмо «зиялы кауым» и особенно используемая в нем аргументация, на наш взгляд, выглядят, по меньшей мере, архаичными.

Во-первых, оно свидетельствует о непонимании важности вхождения нашей страны  в сферу  высоких технологий, а применительно к Казахстану именно космические проекты дают такой шанс. Ведь сегодня даже страны так называемого «третьего мира» из кожи вон лезут, чтобы застолбить себе место в этом сегменте. А мы, имея на своей территории самый мощный космодром, как черт от ладана шарахаемся даже от одного слова «космос».

Во-вторых, это показывает уровень недоверия к нашим государственным институтам. Для сведения: все мероприятия по проработке вопроса, открытию нового района падения ракет-носителей выполняются в строгом соответствии с требованиями законодательства РК. Согласно нормам Экологического кодекса РК, будет проводиться государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) материалов оценки воздействия на окружающую среду. В настоящее время все документы подготовлены и направлены в Министерство энергетики РК для проведения такой экспертизы. После получения положительного заключения начнется согласование  проекта межправительственного соглашения.  

Какие после всего этого могут быть еще вопросы?

Грустно все это наблюдать, уважаемые господа «зиялы кауым»...  

Экспертный комментарий:

Нурлан Аселкан, директор компании «Cosmоs.kz”  

- Я думаю, что причиной всех треволнений вокруг временного отвода части земель Костанайской области для приема первых ступеней носителей "Союз-2" является элементарная неинформированность общественности. Так уж сложилось, что многие негативные техногенные происшествия, экологические проблемы мы по привычке увязываем с космической деятельностью. Особенно с работой космодрома Байконыр. Не секрет, что в ряде случаев действительно происходили серьезные аварии, проливы токсичного топлива. Все это усугублялось отсутствием объективной и оперативной информации.

Но сегодня ситуация иная. На космодроме действует Экологический кодекс РК. Все пусковые операции проходят под бдительным контролем специалистов казахстанского предприятия "Гарыш-Экология". Приоритет при реализации совместных проектов отдается ракетам-носителям с экологичной топливной парой: керосин/кислород.

Тем не менее, казахстанцы весьма слабо информированы об этом. Гуляют разные домыслы, стало традицией объяснять все загадочное и вредное деятельностью Байконура. Это создает  серьезные проблемы для казахстанских космических структур, их совместных проектов и начинаний.

Что в такой ситуации необходимо предпринять?

Нашим космическим структурам нужно в опережающем режиме вести пропаганду своей работы, разъяснять процессы внедрения космических технологий в экономику страны. Не вторично реагировать на опасения граждан и их обращения к власти, а пытаться найти в них союзников, разделяющих мечты руководителей отрасли и политического руководства страны о мощном космическом рывке Казахстана. Ведь не зря же многие десятилетия работал Байконур, не зря же столько усилий приложил президент страны Нурсултан Назарбаев к тому, чтобы космонавтика стала козырной картой нашей страны.

Высококвалифицированное овладение космическими технологиями даст нам в руки уникальный объем информации, поднимет экономику на новый уровень и, что тоже очень важно, обеспечит нам безопасность и обороноспособность. Именно на это нацеливает нас руководство страны, реализуя перспективные планы, а нам, организациям и компаниям, работающим на казахстанский космос, необходимо не искать новых оппонентов, а разъяснять людям пользу от этого, находить в обществе понимание и поддержку. К сожалению, придется столкнуться и с ретроградами, и с людьми, просто не желающими прогресса своей собственной страны. Увы, таковые тоже имеются. С ними сталкивались в свое время и Циолковский, и Королев. Но время рассудило иначе.

Хочется верить, что так будет и у нас.

Автор: Кенже ТАТИЛЯ

Комментарии

Author Масгут
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-ноя-2017, 19:51

Думаю, космическая технология не тема для "зиялы кауым". Лучше ответили бы, почему отдали Казахский язык на растерзание латинице. Это же прямой путь к поглощению казахского языка английским произношением. Казахские тексты на латинице "англоязычная" молодежь будет читать автоматически английским произношением, что приведет к нелепым искажениям казахского языка. В 20-е годы казахи не говорили на английском, поэтому могли писать и читать на латинице. Кирилица как пишется, так и читается, а на английском пишутся одни буквы, произношения разные. Казахское слово "сүйіспеншілік" на латинице будет "suispensilik", а на английском произношении будет черти-что. Стремящаяся к овладению английского языка молодежь будет читать тексты на родном языке только на английском произношении, в силу привычки. Ряды мангуртов будут стремительно пополняться.

Author казах
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-ноя-2017, 15:00

КЕНЖЕ ТАТИЛ! кто вы такой чтобы комментировать письмо казахских патриотов аксакалов?Они совесть и честь казахского народа а вы-обыкновенный бумагамарака без рода и племени , без родины и флага!!!!

Оставить мнение