Не успел начаться очередной учебный год, как снова обострились дискуссии по поводу того, допустимы ли в общеобразовательных школах хиджабы и другая религиозная одежда. По мере дальнейшего усиления в Казахстане позиций ислама ситуация, скорее всего, будет только усугубляться, причем противостояние может выйти на другой, куда более серьезный уровень.
Форма и содержание
Недавно некоторые СМИ, в частности «Радио Азаттык», сообщили о том, что в Жанаозене, городе сложном и неспокойном, около 60 школьниц (большинство их – ученицы младших классов) с 1 сентября не ходят на уроки. Администрации школ требуют, чтобы они, переступая порог учебного заведения, снимали хиджабы, но это вызывает протесты со стороны родителей девочек. Чиновники из местных органов образования грозят подать на них в суд: ст. 127 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере до 7 МРП за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей. В свою очередь, папы и мамы заявляют об ущемлении конституционных прав на свободу вероисповедания.
Вполне вероятно, что подобные конфликтные ситуации возникают и в других городах и селах страны, но они либо как-то гасятся (путем уговоров, достижения консенсуса), либо просто не выносятся в публичное поле.
Вроде бы правы те, кто апеллирует к известной поговорке «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Мол, мы же, посещая мечети и святые места, уважаем и соблюдаем принятый в них «дресс-код», а раз так, то и вы должны, приходя в светские учреждения, не права качать, а подстраиваться под действующие там правила. Однако у верующих свои контраргументы, от которых просто так не отмахнешься. И вообще, как показывает мировая практика, оптимальный и устраивающий всех баланс между двумя основополагающими конституционными принципами – свободой вероисповедания и светским характером государства – найти крайне трудно, если не невозможно.
Пока в нашей стране, если говорить конкретно о сфере образования, приоритет отдается второму из этих принципов. Но поскольку число верующих в Казахстане быстро растет, то в обозримом будущем маятник может качнуться в другую сторону. И не исключено, что, скажем, Верховный муфтият (или структура, которая придет ему на смену), сегодня предлагающий своей пастве находить компромисс с администрацией школ, завтра, почувствовав мощную поддержку со стороны разросшейся мусульманской уммы, перестанет быть «ручным» и перейдет в масштабное наступление. При таком сценарии споры о хиджабах и прочей религиозной атрибутике покажутся мелочью – линией фронта станет уже само содержание образования.
Неизбежный конфликт
Сегодня все мы, включая государственные институты, пытаемся убедить себя в том, что светское обучение в школах и религиозное воспитание в семьях могут мирно и бесконфликтно сосуществовать друг с другом. Но так ли это на самом деле? Ведь у них совершенно разные мировоззренческие установки. Первое делает акцент на том, что человек самодостаточен, что он не должен рассчитывать на участие в его судьбе каких-то высших сил (или, напротив, бояться их вмешательства), что надо верить, прежде всего, в силу науки. Тогда как второе обязывает человека соотносить свои желания и поступки с волей этих самых высших сил, во всемогущество которых он и должен беспрекословно верить.
А еще светское обучение, с одной стороны, и религиозное воспитание, с другой, дают совершенно разные и даже полярные представления о мироустройстве, о смысле человеческой жизни и т.д. То, что ребенку внушают дома верующие родители, входит в абсолютное противоречие с тем, чему его учат в школе на уроках анатомии, биологии, физики, астрономии… Представьте, что творится в головах таких детей. И если исламизация казахстанского общества будет продолжаться нынешними темпами, то серьезный конфликт между двумя подходами к школьному образованию – светским (предполагающим равноудаленность как от различных верований, так и от атеистической идеологии) и религиозным (в нашем случае исламским) – окажется неизбежным.
Впрочем, уже сегодня мы сталкиваемся с попытками начать ревизию основ существующего содержания школьных учебных программ. Достаточно вспомнить, как депутат мажилиса парламента РК Бекболат Тлеухан и некоторые другие призывали «решить вопрос» с дарвиновской теорией эволюции. Кстати, в Турции ее совсем недавно изъяли из учебников, а в России несколько лет назад издали учебное пособие (пусть оно не входит в список книг, рекомендованных для школьного обучения, но тем не менее), где эта самая эволюция преподносится как замысел Творца. Ни для кого не секрет, что названные страны тоже, как и Казахстан, переживают религиозный «ренессанс».
Или другой пример подобного же рода. Пару месяцев назад всей республике стало известно имя 28-летнего Азамата Байтасова – он на полном серьезе выдвинул теорию разнополых облаков, которые, соединяясь, образуют дождь. После того, как его высмеяли все кому не лень, он опубликовал в «Фейсбуке» развернутый ответ, где содержится такое признание (авторские орфография и пунктуация сохранены): «…Я стал собирать материалы из Корана про закономерности природы (земля, звезда, луна, горы, ветер и т.п.), которые были уже изучены западными учеными. Дело в том что в Коране обо всем этом было написано еще в 7 веке…. Например, есть аят, где говорится, что небо постоянно расширяется. Так же в них говорится, что горы созданы как колы для Земли, чтобы Земля держалась». Ну и т.д.
Таких «ученых» сейчас развелось много, и не стоило бы обращать на это внимание, если бы не одно обстоятельство – Байтасов работает учителем географии, причем не в каком-нибудь медресе, а в Алматинской специализированной школе-лицее №92 для одаренных детей (!). То есть в светском учебном заведении, имеющем довольно высокий статус. Интересно, какие взгляды на мироздание он прививает своим ученикам? Как к этому относятся администрация школы и местные органы образования? И сколько еще в Казахстане таких учителей, которые черпают знания по своим учебным дисциплинам из Корана и прочих священных книг?
Даешь школы-медресе?
Эти и другие подобного рода примеры наводят на мысль о высокой вероятности того, что светское образование и религиозное воспитание рано или поздно вступят в серьезное противоречие друг с другом. И в таком случае, возможно, встанет вопрос о разделении средних школ на два типа – светские и религиозные (с разными внутренними правилами, с различиями в содержании учебных программ). Во всяком случае, в тех регионах и городах, где особенно много верующих.
Понятно, что это потребует внесения изменений в законодательство, несколько иной трактовки того, какими должны быть отношения между государством и религией. Впрочем, уже сегодня госорганы идут на уступки мусульманской умме в сфере образования – разумеется, рассчитывая на ответную лояльность. Медресе наделяются статусом колледжей, получают образовательные гранты из бюджета (например, в прошлом году двум южноказахстанским медресе выделили в общей сложности 175 грантов), начинают выдавать дипломы государственного образца, с которыми выпускники могут устроиться не только в мечети, но и в госучреждения. Так недалеко и до создания сети религиозных учебных заведений в системе уже не среднего специального, а общего среднего образования. Поначалу это могут быть частные школы, открытые и содержащиеся на средства зажиточных верующих, затем государство, не исключено, возьмет на себя часть расходов – ту, что связана с оказанием услуг в рамках государственного образовательного минимума…
Безусловно, появление таких школ-медресе и финансирование их из бюджета сопряжены с определенными рисками. Это станет еще одним серьезным ударом по принципам светскости; государству и обществу станет сложнее контролировать то, чему и как учат подрастающее поколение, какие ценности ему прививают; наверняка осложнится декларируемый сегодня процесс формирования казахстанской идентичности и единой нации… А какие будут плюсы, помимо прекращения конфликтов из-за одежды, платков, из-за того, что дети в пятничные дни идут не на школьные занятия, а на «жума-намаз», из-за того, что можно преподавать на уроках, а что нет? Трудно сказать…
Все написанное выше отнюдь не означает, что автор призывает начать такое размежевание. Это лишь попытка заглянуть в не очень далекое завтра и спрогнозировать возможное развитие событий (кто-то сочтет подобный сценарий маловероятным и алармистским, кто-то, напротив, – возможным и желательным). И, конечно, это опасение по поводу того, к чему может привести дальнейшее усиление исламизации казахстанского общества.
Все-таки ориентиром для нас, думается, должны служить наиболее развитые и цивилизованные (кстати, не только западные) страны мира, где очень высокий уровень образования, науки и технологий, где качество жизни людей таково, что мы можем лишь мечтать об этом, где нет ценностей важнее, чем сам человек, его достоинство, права и свободы. А в этих странах уровень религиозности населения неуклонно снижается, и все идет к окончательной победе светских принципов…