Уровень знаний кыргызстанских священнослужителей, которые напрямую контактируют с верующими, оставляет желать лучшего. Оказалось, что всего 20 процентов имамов имеют базовое религиозное образование. Замдиректора Госкомиссии по делам религии доктор философских наук Закир Чотаев рассказал о проекте концепции религиозного образования в Кыргызстане.
Интеграция светского и религиозного образования
Первое, что мы сделали, приступив к реализации Концепции госполитики в религиозной сфере, это запустили пилотный проект теологического колледжа, который совмещает в себе светские предметы и религиозные дисциплины.
Для чего это делалось? В настоящее время в медресе преподают только религиозные дисциплины, при этом в каждом медресе, несмотря на то, что у Духовного управления мусульман Кыргызстана есть программа, преподают по-своему. Это было выявлено в процессе выборочного мониторинга. Провести проверку всех религиозных учебных заведений очень сложно, поэтому мы пошли по другому пути – создали пилотный проект теологического колледжа.
Это, можно сказать, и альтернатива – здесь предоставляется и светское, и религиозное образование, и с другой стороны – цель для остальных религиозных учебных заведений. Система обучения идет на базе светского образования – стандарты государственного образца, куда добавили основные религиозные дисциплины, необходимые для среднего религиозного учебного заведения. Это уровень техникума. Поступление в колледж возможно только после 9-го класса. Первый пилотный год прошел, сейчас уже идет основной набор.
Например, по окончании медресе дети получают религиозное образование, которое не имеет стандартизации и нигде, честно говоря, кроме системы ДУМК, не признается. Ни у одного медресе, ни у одного религиозного учебного заведения диплома государственного образца нет. И дети, которые поступили туда или которых отправили учиться родители, со временем часто меняют свой выбор, но в итоге, потеряв столько времени, остаются в безвыходном положении. С дипломом 9-го класса, а многие и этого диплома не имеют, они не могут никуда поступить.
Теологический колледж дает диплом государственного образца и возможность поступать в любой светский вуз страны. И с другой стороны, его выпускники имеют сертификат или диплом о религиозном образовании, могут работать имамами на местном уровне. Учредителями этого колледжа являются Министерство образования и науки КР, Госкомиссия по делам религий, ДУМК и Университет имени Арабаева. То есть он создан на базе государственного вуза, а со временем должен отделиться и стать самостоятельной структурой. Колледж уже получил лицензию Министерства образования и науки.
Если эта пилотная модель с системой интеграции светского и религиозного образования оправдает себя, она будет распространятся по всей территории Кыргызстана, чтобы дети имели не только религиозные знания, но и имели понятие о светскости государства.
Подготовка руководства ДУМК
Другой пилотный проект – это подготовка руководящих кадров Духовного управления мусульман Кыргызстана. Под контролем государства на базе университета имени Арабаева создан Институт подготовки и переподготовки руководящего состава ДУМК.
Мы набрали первых студентов на базе высшего образования. Они должны получить углубленные религиозные знания с предметами светской направленности. Это будет стандарт Минобразования по теологии – выпускники получат диплом государственного образца с углубленным изучением религии. Для того чтобы занимать руководящие должности в муфтияте, они должны иметь соответствующие знания и четкое понимание светскости. Здесь ограниченное количество студентов – всего 15 человек. Сама программа подготовки и переподготовки начнется в этом году, сейчас мы подали документы на лицензию в Минобразования.
Мы выбрали университет имени Арабаева, потому что там есть кафедра теологии, и мы хотим поднять именно наш уровень. Оба учебных заведения действуют при поддержке фонда «Ыйман», позже они должны перейти на самофинансирование. В качестве обязательных мы предлагаем ввести комплекс светских предметов: в средних религиозных учреждениях 6 предметов, в высших – 10, чтобы был баланс получения знаний как в религиозном, так и в светском направлениях.
Что будет с религиозными образовательными учреждениями, которые не включат светские предметы в программу?
Если религиозное учебное заведение не будет преподавать утвержденный список светских предметов, оно не будет функционировать. Любое религиозное учебное заведение проходит регистрацию в Госкомиссии.
Когда концепция будет принята, мы дадим возможность медресе в определенные сроки переделать их программу, дадим рекомендации ДУМК разработать учебные программы по различным направлениям. Потом они пройдут через нашу экспертизу, мы дадим свои рекомендации.
Таким образом, мы хотим создать условия для воспитания нового поколения религиозных деятелей, которые будут иметь определенные знания как светского, так и религиозного характера.
Классификация религиозных учебных заведений
Также мы предлагаем ввести классификацию религиозных учебных заведений. Медресе и теологический колледж будут предоставлять среднее религиозное образование. Согласно законам, в Кыргызстане получать религиозное образование до окончания основного общего образования – 9 классов – запрещается. В законодательстве эта норма была предусмотрена. В Конституции КР закреплено, что государство предоставляет обязательное 9-классное образование светского характера. Это прописано и в законе, и задача государства – предоставить им такую возможность, а родители обязаны его исполнять – отправлять детей в общеобразовательные школы. Мы также оставляем возможность для посещения так называемых «воскресных школ», религиозных курсов, в качестве кружков дополнительного образования для детей, но при условии, что ребенок учится в средней школе. Программы религиозных курсов также будут проходить через экспертизу Госкомиссии.
После идет высшее религиозное образование, куда можно поступать после 11 классов средней школы или после среднего религиозного образования. Обучение должно длиться минимум четыре года, как на бакалавриате, также предусматривается возможность магистратуры и докторантуры по религиозному направлению.
Альтернативой высшим религиозным учреждениям, не имеющим государственной стандартизации, мы показываем теологические факультеты, которые имеют стандарт и диплом государственного образца.
Сегодня у нас существует неправильное восприятие теологии: во всем мире она преподается как религиозный предмет, у нас же, переняв опыт Турции, стали вводить теологическое образование, называя его светским. При этом в той же Турции теологическое образование признается как религиозное и находится полностью под контролем государства. Там вместе с теологическими предметами преподаются светские. Теология – это изучение бога и религии изнутри. А религиоведение – это объективное нейтральное изучение религии – одной или различных. Поэтому мы говорим о том, что теологическое образование должно быть признано религиозным, чтобы не было путаницы. В рамках действующего законодательства мы предлагаем в концепции, что программы для теологических факультетов будут утверждать Минобразования, Госкомрелигия и соответствующая религиозная организация.
Религиоведческое образование
И другое направление в реформировании – это религиоведческое образование. Первое – это внедрение курса в общеобразовательные школы, вузы. Второе – подготовка непосредственно специалистов по религиоведению, это общее религиоведение и углубленное религиоведение – исламоведение, христиановедение, буддаведение. И третье – это повышение уровня религиоведческих знаний как граждан, так и госслужащих по вопросам религии.
Мы работаем над повышением уровня знаний как учителей средних школ, так и учеников по базовым вопросам религии. Уже провели с Министерством образования тренинги, разработали доступное для учеников старших классов методическое пособие по религиозным аспектам на кыргызском и русском языках. Сейчас мы также готовим пилот по внедрению уроков религиоведения в школах. В рамках урока будут преподаваться нейтральные знания светского характера о различных аспектах религий о том, что такое религия, какие есть мировые религии, как религия развивалась в Кыргызстане, каков подход государства к религиозной тематике.
Пилотирование начнется в 10 школах страны с сентября этого года. В августе пройдут тренинги для учителей гуманитарных наук, сейчас мы разрабатываем методические материалы. Программа рассчитана на две четверти 9-го класса. После пилота будем рассматривать, какие есть проблемы и недочеты, и приблизительно с 2017 года начнется внедрение таких уроков по всем школам Кыргызстана.
Сроки реформы религиозного и религиоведческого образования
Этот проект Концепции религиозного и религиоведческого образования в Кыргызстане сейчас проходит согласование. В ближайшие дни его разместят на сайте правительства, после чего он должен быть утвержден. Внедрение всех принципов мы предполагаем осуществить в течение трех лет, а потом будет период закрепления. Документ не является постулатом, он еще будет дорабатываться.