СУББОТА, 23 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА
262 8-09-2017, 00:00

Как идет переход к 12-летнему школьному обучению?

В Казахстане продолжается поэтапный переход на 12-летнее школьное обу­чение. В начавшемся учебном году нулевые классы для пяти-шестилетних детей с единой программой и базовым учебником появились более чем в тысяче общеобразовательных учреждениях республики.

– Как показывают результаты исследований, чем раньше начинается выравнивание образовательного уровня детей, тем успешнее можно преду­предить их дальнейшее отставание в развитии друг от друга, – отметил во время одной из встреч с депутатами парламента РК глава профильного министерства Ерлан Сагадиев. – А потому во всех развитых странах рано начинают учить детей.
При этом в ведомстве уточняют, что нулевые классы будут не только в школах, но и в детсадах. Дело в том, что пока не все учебные заведения готовы к приему большого количества детей.
Суть 12-летнего обу­чения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для предшкольного класса. Иначе говоря, вводится нулевой класс, после которого дети будут учиться, как и было до этого, 11 лет. Переход всей школьной системы на обновленное содержание должен завершиться к 2020 году. При этом ныне действующий государственный общеобязательный стандарт образования менять не планируется.
В рамках обновленной программы у детей будут формироваться базовые навыки чтения и письма, математическая грамотность, они должны получить определенные знания, с которых начинается воспитание культурных и активных граждан страны. Вместе с изменением содержания поэтапно будет осуществляться переход на пятидневную учебную неделю. В связи с происходящими изменениями более 63-х тысяч педагогов прошли в 2016 году курсы повышения квалификации.
Как известно, переход на 12-летнее обучение начинался как эксперимент. В этот период Национальная академия образования при МОН РК неоднократно организовывала обсуждение непонятных и наболевших вопросов с участием учителей, охваченных экспериментом. Они также обменивались опытом, высказывали замечания и предложения, касающиеся содержания учебников.
«Работать в условиях эксперимента сложно, но можно, несмотря на множество нюансов», – говорят педагоги. Например, Досбол Кусаинов, учитель физики Аулекольской СШ им. Ч.Валиханова (Костанайская область), считает, что переход к 12-летке – требование времени.
– Это не просто механическое прибавление одного года, тут полностью меняется концепция обучения, – говорит он. – Если в 11-летней школе мы давали знания, умения и навыки, то в 12-летке, давая их, прививаем детям еще и информационную и коммуникативную компетентность. То есть создаются более оптимальные условия для их социализации. Главный плюс заключается в том, что наши выпускники смогут спокойно поступить в любой зарубежный вуз, поскольку в 12-летней школе преподавание английского языка и информатики ведется уже в начальных классах. В экспериментальной школе, в которой я работаю, 6-классники спокойно дискутируют с 11-клас­сниками и даже учителями. Это неудивительно: они, хорошо владея компьютером, делают слайды к урокам, разгружая тем самым учителя.
Сандугаш Кулжанова, учитель русского языка и литературы СШ №144 Кызылорды, тоже ратует за 12-летнее школьное образование.
– В учебниках есть недочеты – не учтены, например, психолого-возрастные особенности детей, тексты очень объемные, оформление оставляет желать лучшего (мы подготовили около 15 замечаний, адресованных авторам учебников), но в целом они нам нравятся, – делится Сандугаш. – В них впервые появились дифференцированные творческие задания, учитывающие разный уровень подготовленности детей, комментарии, различные диктанты. А главное – там нет такой нагрузки, как в 11-летке. Детям сейчас легче – у них остается больше свободного времени на творческую и самостоятельную работу. Это называется субъектно-субъектными отношениями: мы, учителя, выступаем не как руководители, чьи задания должны неукоснительно выполняться, а как помощники, направляющие учащихся на верный путь.
Учебники нового поколения, достаточно хорошо встреченные школьной общественностью, разрабатывались на паритетных началах коллективами, состоящими из вузовских работников и учителей-практиков. По мнению педагогов, их содержание соответствует учебной программе, в текстах учтены и продуманы языковые и психологические особенности школьников.
– При подготовке учебников мы опирались на академические издания, – говорит один из авторов Людмила Зуева, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнологии Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова. – Очень высоко оценили педагоги, например, качество учебников по истории Казахстана за 8-й и 9-й классы для 12-летней школы. По их мнению, они значительно лучше, чем те, по которым обучают в 11-летке. Но если будут какие-то замечания и предложения, то мы готовы их выслушать.

Автор: Сара САДЫК

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение