3438 24-07-2017, 08:01

За что осужден Адил Тойганбаев – зять Аскара Акаева?

В Кыргызстане заочно приговорен к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества зять первого президента республики Аскара Акаева, казахстанский бизнесмен Адил Тойганбаев. Местное правосудие признало его виновным в совершении ряда преступлений экономического характера (все они якобы имели место в период до 2005 года) – «мошенничестве, монополистических действиях и ограничении конкуренции, уклонении от уплаты налогов».

Высокое покровительство

Как гласит приговор, органами следствия КР установлено, что Адил Тойганбаев в 1998-м, «заведомо зная о противоправных своих действиях, встал на путь совершения умышленных преступлений». В 2005-м он был объявлен в международный розыск по линии Интерпола. В 2013-м и 2014-м задерживался в Алматы и Москве, в 2016-м – в Дубае (ОАЭ). Однако добиться его экстрадиции властям Кыргызстана не удалось.

Зятя бывшего президента КР обвиняют в том, что он, де-юре не занимая никаких должностей, де-факто руководил такими крупными коммерческими структурами, как АООТ «Каинды-Кант» и ОАО «Международный аэропорт «Манас» с целью незаконного обогащения.

Что касается первого из названных предприятий… Процесс разгосударствления и приватизации Каиндинского сахарного завода в соответствии с приказом Фонда госимущества КР был начат в начале января 1999 года. Государственный пакет акций предприятия в размере 60,19% уставного капитала, как явствует из материалов дела, был незаконно реализован на сумму 28 млн. 167 тыс. 200 сом ОсОО «Перидот Анштальт», фактическим владельцем которого являлся А.Тойганбаев, но по документам руководство предприятием осуществляли граждане Казахстана Д.Джалишев, З.Майтеков и А.Абубаев.

Вот что говорится в материалах дела: «С целью незаконного обогащения за счет реализации государственного пакета акций 60,19% по низкой стоимости руководство ОсОО «Перидот-Анштальт» в лице Джалишева Д.Р. взяло на себя обязательства для расширения производства привлечь прямые инвестиции в размере 30 млн. 557 тыс. дол. США, которые фактически не собирались исполнять, - говорится в материалах дела. - Кроме того, при продаже госпакета акций Фонда Госимущества КР не было учтено наличие в ГАО «Каинды-Кант» готовой продукции по итогам переработки сахарной свеклы сезона 1998-1999 годов, чем не преминуло воспользоваться новое руководство АООТ «Каинды-Кант» в лице Майтекова Зейнура (ставленник Тойганбаева А.).

Готовая продукция и сырье предприятия стали реализовываться различным фирмам, на которые указывали Акаев Айдар и Тойганбаев А.…. Всего реализовано на общую сумму 297700 дол. США (12795146 сомов по курсу НБКР 4298 за 1 дол. США), также были присвоены Акаевым Айдаром и Тойганбаевым А.

Кроме того, руководством ГАО «Каинды-Кант» по указанию Акаева Айдара и Тойганбаева А. были приобретены основные средства по завышенной цене. Например, в октябре 1999 г. центрифуги стоимостью 40300 дол. США были закуплены за 198000 дол. США, роторы стоимостью 12000 дол. США приобретены за 152000 дол. США. Вырученные от разницы денежные средства на общую сумму 297 тыс. дол. США были также присвоены Акаевым Айдаром и Тойганбаевым А.

Таким образом, … АООТ «Каинды-Кант» причинен ущерб в особо крупном размере на общую сумму 69496586 сом (56701440 +12795146=69496586).

Данные действия Тойганбаева А. органом следствия квалифицированы по ст. 166 ч.2. п.2 ч. 4 п.2 УК КР как мошенничество, т.е. завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере».

«Каинды-Кант» был не единственным объектом, которым, как утверждают следственные органы, де-факто руководил и за счет которого незаконно обогащался зять первого президента КР Аскара Акаева.

«Он же (Тойганбаев А.), - говорится далее в материалах дела, - пользуясь незаконным содействием высших должностных лиц государства, их покровительством, с целью незаконного обогащения, …с марта 1999 г, выступая фактическим поверенным оффшорной компании «Мерлисайд ЛЛС» (штат Делавер США, учредителем которой числится некая Майории Петерсон), привлекая для представительства на территории КР граждан Республики Казахстан Джалишева Данияра Руховича, Сагимбаева Слямхана Мукатаевича. Кашкимбаева Сабита Богембаевича и Оразымбетова Нулана Тыныбековича, решил занять монопольное положение на рынке поставок авиатоплива в КР.

В целях реализации своего преступного замысла Тойганбаев А. при содействии отдельных должностных лиц, а именно председателя правления акционерного общества «Национальная авиакомпания – Кыргызстан Аба жолдору» (АО НАК «КАЖ») Муратова Т., начал действия по передаче топливно-заправочного комплекса международного аэропорта «Манас» в качестве учредительного взноса в специально создаваемое ОсОО «Аалам сервис».

По данным Генпрокуратуры КР, «Аалам сервис» и «Мерлисайд ЛЛС» принадлежали Адилу Тойганбаеву. В течение шести лет эта компания, заняв монопольное положение, продавала горюче-смазочные материалы различным авиаперевозчикам и укрыла прибыль на общую сумму 677,291 млн. сомов (9,7 млн. долларов). Киргизская служба радио «Свобода» утверждала: «В 2005 году Генеральная прокуратура Кыргызстана сообщала о том, что летом 1999 года «Международный аэропорт Манас» незаконно передал в качестве учредительного взноса ОсОО «Аалам сервис» топливно-заправочный комплекс аэропорта «Манас», который был оценен всего в 510 тысяч долларов. Другим учредителем этого общества с 70-процентной долей была оффшорная компания «Мерлисайд ЛЛС», которая фактически не внесла взнос в сумме 1,19 млн. долларов».

Комментарий Адила Тойганбаева:

- 20 лет лишения свободы за экономические преступления - это само по себе очень много, а с учетом срока давности – 12 лет - абсурд: во всех без исключения странах срок давности исчисляется семью, максимум десятью годами. Дело против меня состряпано со слов какого-то человека, который утверждает, что до 2005 года я, «являясь зятем Аскара Акаева, похоже (!), контролировал экономику Кыргызстана».

Второй абсурдный момент: единственный, кому кыргызстанское правосудие вынесло столь тяжелый приговор, – это я. Но коль «преступления» совершались на территории Кыргызстана, то, следовательно, они должны были проводиться руками местных чиновников. Последние должны были передавать средства кому-то на баланс. Однако ни один из моих «подельников» почему-то не был привлечен к ответственности.

Иначе говоря, все предъявленные мне обвинения в экономических преступлениях - не более чем фальсификация. Мало того, это можно квалифицировать как политическое преследование накануне президентских выборов, которые должны состояться в октябре. Дело в том, что сегодня, спустя 12 лет, народ совсем по-другому стал относиться к Аскару Акаевичу и к его семье. Возможно, экс-президент был не идеальным человеком, но теперь все понимают, что он очень многое сделал для свободного Кыргызстана. Киргизам есть с кем его сравнивать, и это очень беспокоит нынешнее руководство. Но поскольку на Аскара Акаева распространяется президентский иммунитет и предъявить ему претензии невозможно, то пытаются действовать через близких ему людей.

После того как Кыргызстан объявил мою персону в розыск, меня задерживали в Казахстане и в России. И здесь, и там отпускали буквально на следующий день, так как кыргызстанская сторона не смогла предоставить подтверждающие документы.

На стыке 2016-2017 годов меня задержали в Объединенных Арабских Эмиратах. Тамошняя прокуратура, ознакомившись с предъявленными обвинениями, заявила, что это весьма странное дело имеет явную политическую окраску. «Можем отпустить сразу, но если вы хотите в дальнейшем свободно прилетать в Дубай, давайте проведем через суд», - предложили мне. Я согласился, хотя это и заняло время. Независимый суд ОАЭ, отпуская меня на свободу, на первом же заседании принял решение: доказательная база у киргизской стороны слабая, документы представлены не по существу.

Но сейчас, когда вынесен заочный приговор – 20 лет лишения свободы, я даже в какой-то мере доволен, поскольку появилась некая определенность. Это все-таки лучше, чем виртуальный розыск и задержание в разных странах неизвестно за что. Теперь, когда мы подали апелляцию, киргизская сторона просто обязана выдать хоть какие-то документы, доказывающие их позицию.

Мнения адвокатов

- Юридических перспектив, то есть законных оснований, у этого дела нет, поскольку оно шито белыми нитками, - считает адвокат Икрамидин Айткулов, представляющий интересы А.Тойганбаева в Кыргызстане. – Мой подзащитный не занимал никаких должностей ни в коммерческих, ни в государственных структурах Кыргызстана. Мало того, он никогда не был гражданином этой страны. Поэтому, согласно статье 429 УПК КР, все материалы дела должны быть направлены по месту жительства иностранного гражданина. В данном случае – в прокуратуру РК. Так как отправлены они не были, то подозреваю, что кыргызстанская сторона просто постеснялась это сделать. В деле, состоящем из 30 томов, собрана, образно говоря, «макулатура», где налеплены друг на друга документы, которые наверняка не имеют ничего общего с обвинением.

Моего подзащитного с чьих-то слов (не документов) обвиняют в том, что он, не занимая никаких должностей, фактически руководил такими крупными коммерческими структурами, как АООТ «Каинды-Кант» и ОАО «Международный аэропорт «Манас». Однако ни в одном бухгалтерском документе, подшитом к уголовному делу, его имя не упоминается, нет его подписей. И если бы А.Тойганбаев действительно причинил многомиллионный ущерб экономике страны, то инкриминированные ему преступления он никак не мог бы совершить без соучастия чиновников правительства КР, Фонда госимущества и налоговых органов КР. Однако никто, кроме него, к уголовной ответственности не привлечен.

Последнее обстоятельство наглядно демонстрирует незаконность, необоснованность и политическую мотивированность данного дела. Очернение бывших президентов и членов их семей возведено сегодня в Кыргызстане в ранг национальной идеологии.

Еще одно нарушение закона. Приговор по делу А.Тойганбаева должны были огласить 21 июня. Как только закончились прения сторон, судья Первомайского районного суда Бишкека Абдразак Боранбаев ушел в совещательную комнату. Но в тот день мы его так и не дождались: судья через секретаря передал, что приговор будет оглашен только 10 июля. В назначенный день он сообщил, что документ еще не готов. В итоге оглашение приговора состоялось только 12 июля. А до этого времени, с 21 июня до 12 июля, судья занимался рассмотрением других дел. Получается, приговор он писал либо между процессами, либо ждал, когда ему его напишут или дадут какие-то указания. Налицо нарушение тайны совещательной комнаты. Если судья ушел туда 21 июня, то по закону до вынесения приговора он не должен был заниматься другими делами. Я намерен поставить об этом в известность Совет судей Кыргызстана.

А вот что говорит Виталий Воронов, член Комиссии по правам человека при президенте РК, член Алматинской городской коллегии адвокатов (он представляет интересы А.Тойганбаева в Казахстане):

- Я не могу профессионально комментировать содержание заочного судебного процесса, поскольку не являлся его участником. Могу выразить своё мнение, основываясь исключительно на имеющихся документах и на информации, полученной от кыргызского коллеги - адвоката Икрамидина Айткулова, защищавшего права и интересы А.Тойганбаева на следствии и в суде, а также исходя из позиции самого подзащитного.
Мой коллега настаивал на полной невиновности нашего общего подзащитного и требовал его оправдания. Увы, здесь бишкекское  правосудие пошло на поводу у стороны обвинения.
Мог ли состояться оправдательный приговор? Если следовать букве закона, то - да. Возбуждение и расследование самого уголовного дела в отношении А.Тойганбаева сопровождались грубейшими нарушениями норм как внутреннего законодательства КР, так и международных соглашений в рамках СНГ... Были нарушены и нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Кыргызстаном.
В частности, объявленный в отношении А.Тойганбаева международный розыск осуществлялся с 2005-го по  2014-й ... без санкции суда. Дело в том, что в 2005-м, когда дело было возбуждено, санкцию на арест давал прокурор. А через год законодательство изменилось, и это стало уже прерогативой суда. Но кыргызстанская сторона еще в 2005-м объявила его в розыск через Интерпол. Поэтому не случайно правоохранительные органы России и ОАЭ признавали задержания А.Тойганбаева на основе этого розыска незаконными и освобождали его из-под стражи.

Само уголовное дело было уничтожено пожаром в здании генпрокуратуры КР во время последней "революции" в апреле 2010-го. Тем не менее прокуратуре каким-то "чудесным" образом удалось восстановить материалы и «доказательства», и их оказалось достаточно для вынесения сурового обвинительного приговора. Причем все сомнения были истолкованы исключительно в пользу обвинения, а не обвиняемого (заочного подсудимого).
Согласно законодательству КР, этот приговор может быть обжалован в течение  10 суток с момента оглашения в Бишкекском горсуде. Вряд ли могут быть сомнения в том, что жалоба адвоката будет отклонена и приговор вступит в силу. Ведь для этого и затевалось уголовное дело: теперь появится "документ", позволяющий  кыргызским властям оправдывать объявленный в отношении уже осужденного А.Тойганбаева международный розыск и требовать его задержания и выдачи.
Интерпол, исходя из сложившихся международных стандартов, может эти требования не удовлетворить, а вот насчет стран-участниц СНГ я далеко не уверен. Благо, что по нашей Конституции Казахстан не выдает своих граждан иностранным государствам. В соответствии с минскими и кишиневскими соглашениями СНГ, а также на основе норм казахстанских УК и УПК прокуратура Кыргызстана может направить приговор для исполнения в нашу страну. Но он должен быть признан казахстанским судом по представлению нашего Генерального прокурора.
Вряд ли соседи на это решатся, зная об очевидных и грубейших нарушениях своих же законов и международных норм, которые могут послужить основанием для непризнания их приговора нашим судом. Риск этого слишком для них высок...

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии