Сегодня в Казахстане распадается каждая третья семья. Более 90 процентов несовершеннолетних детей после развода родителей остаются с матерями. Половина из них не получают алименты, мало или вообще не общаются с отцами... Столь печальная статистика заставляет задуматься: а какое общество мы получим лет так через 20, когда страной будут управлять люди, получившие преимущественно «женское» воспитание? А главное — какие последствия эта тенденция будет иметь в целом для государства?
Понятие «брак» в сознании современных казахстанцев настолько извратилось, что разводы для нас стали повседневным явлением. Британское издание Economist даже включило Казахстан в первую десятку стран мира, особенно отличившихся по этому показателю. Причем чаще всего распадаются молодые семьи, которые принято считать будущим государства. Так, в 2016 год было заключено 140 840 браков, за этот же период распалось 51 775 или 36 процентов....
Многие возразят: мол, в той же Европе процент разводов гораздо выше, однако никто там не делает из этого трагедии, да и на качестве социально-экономического развития это особо не отражается… Действительно, сегодня в Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии и многих других европейских странах статистика разводов уже перевалила за 50 процентов. Но тут надо иметь в виду и другое – послеразводное поведение бывших супругов, то, насколько оно является адекватным, цивилизованным и учитывающим интересы ребенка.
Допустим, в той же Германии разведенные родители не прячутся от своих детей или полиции, чтобы не платить алименты. Более того, последние, как пишет Deutsche Welle, выплачиваются как на ребенка, так и отдельно на бывшего супруга (супругу). А в США алименты платит тот, кто зарабатывал и содержал семью до развода. Причем эти выплаты должны обеспечить экс-супругу и детям примерно тот же уровень жизни, что и в период брака. Вплоть до того, что, к примеру, бывший муж должен оплачивать продолжающееся обучение или лечение бывшей жене, и по закону он будет это делать до тех пор, пока она снова не выйдет замуж.
А что в Казахстане? В большинстве случаев вся нагрузка по воспитанию и материальному обеспечению детей после развода ложится именно на женщин, при этом неважно, сколько она зарабатывает и зарабатывает ли вообще. Процент отцов, исправно платящих алименты и активно участвующих в воспитании ребенка вне брака, в стране ничтожно мал. Особенно удручает то, что наши мужчины считают такую ситуацию нормальной, а порой принципиально не помогают бывшим семьям, даже имея на то материальные возможности. И правоохранительные органы не в состоянии призвать их к совести и заставить исполнять родительские обязанности. Не помогают ни кнут, ни пряник. В целом по республике задолженность по алиментам составляет несколько миллиардов тенге. По официальной статистике, их не получают около 400 тысяч детей, по неофициальной — в несколько раз больше.
– Об алиментах я уже и не мечтаю, – сетует жительница Алматинской области Алия Нурумова. – Я пережила два развода, сама воспитываю двоих детей. Судилась и с первым мужем, и со вторым, но так и не добилась от них за все эти годы ни копейки. Очень долго бегала за судоисполнителями, сама разыскивала для них адреса проживания, номера телефонов бывших супругов, но они просто отмахивались от меня, элементарно не хотели выполнять свои обязанности. В итоге у меня опустились руки. Да и времени нет ходить, уговаривать – нужно работать, кормить детей. Как вы знаете, от государства помощи мы, матери-одиночки, не получаем, разве что во время декрета: но это настолько мизерные суммы, что хочется рыдать — так стыдно за страну. Благо, живы родители, которые помогают мне, присматривают за детьми, пока я на работе…
Как показало недавнее исследование американских ученых, одинокие матери быстрее остальных теряют здоровье. «Постоянная занятость на всех фронтах, вечное лавирование между заботой о детях, карьерой и домашними делами – к сожалению, такой бешеный ритм жизни влияет на физическое и психологическое здоровье матерей-одиночек», – делают вывод ученые. Более того, некоторые исследования подтверждают гипотезу, что одинокое материнство вызывает преждевременную смертность. «Матери-одиночки вдвое чаще кончают жизнь самоубийством, имеют в три раза больше шансов умереть от физического насилия, болезни или быть убитой, и в 2,37 раза – от алкоголизма», – констатируют уже шведские ученые.
Причем это на благополучном Западе. Что уж тогда говорить о Казахстане?
Айгуль Есенгалиева, социолог:
«Это будет совсем другое общество»
– Как вы думаете, почему в стране участились разводы? Ведь в традиционных представлениях казахов семья всегда считалась главной ценностью. Причем это были большие семьи. А сейчас казахстанцы массово становятся малодетными (1-2 ребенка)...
– Тут есть множество факторов. Назову некоторые из них.
Во-первых, это увеличение доли городского населения. Я более чем уверена, что значительная часть разводов приходится именно на городских жителей.
У горожан и сельчан разные представления о традициях, семейных ценностях, жизненном укладе. В глубинке сохранилась традиционная казахская культура, ставящая во главу угла культ прочной семьи, брачного союза на всю жизнь. Сам сельский уклад с общинными нормами, ритуалами, законами жестко регулирует семейно-родственные отношения, в том числе и брачные. А городская культура основана на формальных отношениях. Личная жизнь здесь не подвергается пристальному контролю и регулированию, как это происходит на селе. Каждый волен делать то, что считает нужным или лучшим для себя, в том числе вступать в брак или разводиться.
Жизнь в городе гораздо интенсивнее и динамичнее. Здесь быстро возникают и быстро распадаются различные социальные связи, в том числе и семейные. Люди знакомятся, спешно вступают в брак и так же быстро разводятся. Учитывая, что доля городского населения в Казахстане с каждым годом увеличивается, можно прогнозировать дальнейший рост количества разводов.
Во-вторых, существует такой фактор, как глобализация. Через голливудские фильмы, сериалы, социальные сети, различную литературу, всевозможные телепередачи иностранного происхождения в наше общество проникают и внедряются новые семейные ценности, которые одобряют разводы и повторные браки, культивируют образы неполных семей, матерей-одиночек, людей, не желающих вступать в брак, или семей, не желающих заводить детей.
В-третьих, изменился статус женщины. Сегодня в Казахстане большинство их работают, а значит, имеют материальные возможности для того, чтобы обеспечить себя и своих детей. Если в традиционном обществе женщина полностью зависела от своего мужа, и развод с ним мог грозить ей физической гибелью, то новые экономические и социальные реалии позволяют ей делать выбор.
То есть, с одной стороны, у нас меняется менталитет (от традиционного/сельского к современному/городскому), а с другой, мы испытываем мощное влияние глобализации и движемся в русле мировой тенденции.
– И каким, на ваш взгляд, будет казахстанское общество лет через 20?
– Если вы хотите заглянуть в будущее, то достаточно посмотреть на систему семейно-родственных отношений в нынешнем американском обществе. Оно очень разнообразно, в качестве нормы в нем существуют как полные семьи с традиционными ценностями, так и неполные, семьи с детьми и без, однополые браки и большое количество людей, вообще не вступающих в брак. Люди будут жить еще более обособленно, отношения станут еще более социально-статусными и формальными. Мужчины, вследствие женского воспитания, будут более феминными, а женщины, наоборот, более брутальными. В нашем обществе через 20 лет будет сосуществовать огромное количество субкультур с очень разными, часто полярными представлениями о семье и браке.
Не скажу, что это будет плохое общество или хорошее, оно просто будет совершенно другим. Институт семьи и брака к тому времени претерпит существенные изменения. Мы получим другие модели отношений. Конечно, будет много социальных последствий от таких перемен, однако параллельно с этим появятся новые механизмы, регуляторы, позволяющие обществу функционировать и развиваться дальше.
Анаргуль Габбасова, психолог:
«Мужчинам такая позиция удобна и выгодна»
– Как вы объясните распространенное в Казахстане явление, когда после развода многие мужчины сбрасывают с себя ответственность, в том числе материальную, за своих детей?
– Сегодня закон на стороне женщин, поэтому детей в основном оставляют с матерями. Вот с этого и начинается «женское воспитание». В нашем обществе существует стереотип: мол, женщина не оставит ребенка, прокормит и на ноги поставит – это ее материнский долг. А мужчинам такая позиция удобна и выгодна. Вот и несут наши женщины свою ношу. Сейчас мать-одиночка – явление привычное, тогда как отец, сам воспитывающий детей, – чуть ли не герой.
Причина этому – неправильное понимание функций и роли отца/мужа в семье. Возможно, это просчет со стороны социальных институтов. Нужно активно просвещать молодежь. К примеру, в некоторых странах перед вступлением в брак мужчины и женщины посещают тренинги по семейной психологии.
– На ваш взгляд, как участившиеся разводы и то, что многие современные дети получают «женское» воспитание, могут отразиться на будущем нашей страны?
– Если не удастся переломить нынешнюю тенденцию, то в будущем это может привести к инфантильности наших мужчин с проявлениями у них феминных черт в поведении, маскулинности женщин и смене ролей в семье и обществе в целом.
– Почему семейные ценности казахстанцев так сильно трансформировались?
– Действительно, трансформация заметна, особенно если учесть количество казахстанских мужчин, создавших вторые семьи (с так называемыми «токал»), и стремление некоторых из них узаконить многоженство. Думаю, немаловажную роль здесь играют различные религиозные течения, проникающие в нашу страну. Они вносят смуту в традиционные представления о браке, принижая роль женщины в семье, уничижая ее достоинство и лишая права голоса.
В казахстанских семьях существовали четкие ориентиры, культура поведения, устоявшиеся традиции, переданные нам от предков, однако многие из них сегодня искажены, вырваны из контекста и трактуются кому как вздумается. Отсюда и множество проблем. Но радует рост количества обращений к нам, психологам, молодых людей и девушек, планирующих вступление в брак; обращения мужчин и женщин, желающих изменить ситуацию в семье, сохранить и улучшить отношения. Думаю, можно надеяться на возрождение крепкого института семьи, способного вырастить достойных граждан нашей республики.
– В начале интервью вы сказали о неправильном понимании функций и роли отца/мужа в семье. Можете дать нашим читателям несколько советов?
– Семейная жизнь напоминает морские волны: на пике происходят кризисы, а на спаде – периоды затишья и адаптации к новым изменениям. Кризисы в отношениях супругов встречаются на всем жизненном пути. Не стоит их бояться, так как они необходимы супругам для того, чтобы отношения были «живыми» и развивались, выходили на новый уровень. Однако есть и обратная сторона – это разрыв отношений, уход от решения настоящих проблем или оттягивание принятия решения (измены, зависимость, тяжелая болезнь и другое).
Как показывает практика, большинство супругов имеют искаженные представления о функциях и ролях мужа и жены в браке, что приводит к ссорам, конфликтам, разводам. На курсах семейной терапии порой приходится разъяснять эти функции. Например, что, помимо хозяйственно-бытовой, репродуктивной, воспитательной и экономической, есть еще и эмотивная, духовная, коммуникативная, досуговая. Все эти функции семьи связаны друг с другом, и на практике крайне редко приходится сталкиваться с изолированным их нарушением.
Семья, которая адекватно осуществляет всю совокупность своих функций, называется функциональной, и ей самостоятельно удается справляться с возникающими сложностями. А когда в семье отмечаются нарушения какой-либо одной или нескольких функций сразу, то она является дисфункциональной, и если ей не оказать своевременную помощь, то она просто распадется.
Очень большую роль играет семейный сценарий — это программа супружеских взаимоотношений, которая получена от родителей и с которой юноши и девушки приходят в новую семью. Понятно, что не у всех этот сценарий благоприятный, но при желании и готовности его можно откорректировать. Также важны установки супругов и система ценностей касательно брака…