12 мая одновременно во всех школах страны прошло первое общенациональное родительское собрание. Несмотря на множество вопросов, вынесенных на повестку дня, главным поводом для столь серьезной «массовки» стало, пожалуй, создание при учебных заведениях попечительских советов, которые по задумке МОН РК должны, наконец, покончить с поборами в школах и навести порядок в их финансовой деятельности.
Идея заменить родительские комитеты попечительскими советами не нова, ее обсуждают много лет, однако еще ни одному министру образования не удавалось довести эту затею до ума. Выборочно внедрить ее успел разве что Бакытжан Жумагулов в 2011-2012 годах, но вряд ли его эксперимент можно назвать успешным, иначе (по логике) его последователям не пришлось бы вновь и вновь поднимать этот вопрос.
В отличие от своих предшественников министр Ерлан Сагадиев церемониться не стал. На все про все он выделил полгода.... Впрочем, не дожидаясь окончания этого срока, он созвал общенациональное родительское собрание, чтобы в одночасье внедрить свой проект. При этом глава ведомства дал четкую установку - попечительские советы будут курировать процесс получения и расходования спонсорских средств…
Однако не все родители с энтузиазмом восприняли эту инициативу (впрочем, как и многие предыдущие). Если одни считают, что это скорее популистский шаг, за которым может последовать легализация незаконных сборов с родителей, то другие сомневаются в том, что «команда сверху» способна навести порядок на местах. По их мнению, формальный подход, ставший традицией в наших учебных заведениях, может загубить даже самую правильную идею.
Сегодня мы попробуем разобраться, что скрывается за новой инициативой МОН РК. Чем попечительские советы будут отличаться от родительских комитетов? И есть ли гарантии, что их не превратят в очередную «кормушку» для нечистоплотных чиновников от сферы образования?
Талгат Касенов, специалист по социальным технологиям:
«Поощряя попрошайничество, МОН подрывает престиж всей системы образования».
- Талгат Касенович, как вы думаете, чем попечительские советы будут отличаться от родительских комитетов?
- Попечительский совет отличается от родительского комитета тем, что это юридическое лицо в форме общественного фонда. Это значит, что по закону данный орган обособлен от госструктур и должен быть неподконтрольным для них, то есть не иметь никакого отношения ни к администрации школы, ни к акиматам, ни к системе образования.
- Это по закону… А по факту?
- Вот именно, что по факту попечительские советы создаются из числа родителей, абсолютно лояльных к администрациям школ. Во всяком случае, на школьное собрание, на котором побывал я, родителей пригласили выборочно. Причем список тех, кто войдет в совет, был уже заранее готов. И сам директор не скрывал, что подбирал людей «экономически состоятельных» и «отзывчивых».
Самое интересное, что данное обсуждение, по сути, вылилось в безоговорочное одобрение создания нового юридического лица, называемого попечительским советом. Как и положено, состоялось голосование: один воздержался, остальные были «за». Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы заявить: такое решение приняли сами родители, а не руководство школы, акимат или министерство.
То есть где-то это преподнесут как очередное ноу-хау очередного министра, кто-то назовет это очередным чудачеством МОН, а на самом деле в нашу непростую коррупционную эпоху это очередной (и вполне легитимный) механизм сбора денег с родителей и спонсоров.
- А разве попечительские советы не создаются как раз таки для обеспечения максимальной прозрачности процедуры сбора и использования родительских взносов?
- Дело в том, что деятельность попечительских советов будет трудно проверить, потому как общественная организация подотчетна только перед своими учредителями и официальными ее членами. Они собрались, что-то решили, проголосовали – и все, это становится законным основанием для исполнения любых решений. Даже директору школы ничего не скажешь, так как юридически он к этой структуре никакого отношения не имеет, хотя его влияние на нее (в настоящее время) очевидно.
То есть теперь судьбу собираемых внутри конкретной школы средств (по сколько сбрасываться и как тратить) будут решать девять избранных в попечительский совет родителей. Папы и мамы всех остальных детей, составляющих до 99 процентов учащихся, окажутся «вне игры». Вот если бы все родители активно участвовали в обсуждении таких вопросов, тогда другое дело. Но вы же знаете, что большинству из них проще отдать те же 500 тенге, чем разбираться в том, действительно ли они ушли по назначению.
Да, есть грамотные, принципиальные либо особо сознательные родители, которые отказываются вносить деньги на сомнительные «школьные нужды», но их единицы. Причем в основном такие люди живут в больших городах, тогда как в провинции никто и никогда не возмущается, поскольку «не принято», «неудобно».
Недавно в Капшагай приезжала мобильная антикоррупционная группа. Ее руководитель убедительно призывал директоров местных школ отказаться от любых видов сборов, называя их незаконными, с одной стороны, и необоснованными (государство в полной мере обеспечивает все нужды среднего образования), с другой. Он привел простой пример: бланки для тестирования в разных школах стоят от 250 до 350 тенге, хотя их реальная стоимость всего 5-7 тенге. Используя такую коррупционную схему, одна только школа собирает на продаже бланков более 300 тысяч тенге, в целом по Капшагайскому району получается до 5 миллионов, по области – около 100 миллионов тенге. А теперь умножьте на количество областей – 14. И это только один вид сборов.
Кстати, школы Астаны и Алматы в силу грамотности и активной позиции родителей в гораздо меньшей степени охвачены столь порочной практикой.
- Есть школы, в которых проголосовали против попечительских советов?
- Да, такие школы есть, причем опять таки в Астане и Алматы… Тут надо понимать, что создание попечительских советов — это не требование, а рекомендация МОН РК. Но мы прекрасно знаем, как к подобного рода предложениям относятся в провинции — сразу берут под козырек.
- Наверняка попечительские советы появились неспроста. Но почему именно сейчас?
- Объяснение достаточно простое. Раньше было мало помех для сбора средств с родителей, в этих целях использовалось множество инструментов — родительские комитеты, школьные фонды и т.д. А сегодня последовательная антикоррупционная политика государства вынуждает проявлять изобретательность и находчивость. Иначе говоря, когда антикоррупционная кампания набрала серьезные обороты, когда руководителям школ, органов образования четко дали понять – «никаких поборов, ни под каким предлогом», они, естественно, стали искать другие, причем легальные, каналы. И идея попечительских советов оказалась как нельзя кстати.
Например, во время собрания, на котором присутствовал я, родителям внушали, что школа беспомощна, что у нее часто нет средств на текущие расходы, администрация ничем помочь не может, потому как ей запрещено собирать деньги, и создание попечительских советов, мол, позволит решить все эти проблемы. Странно, что подобная позиция получает поддержку на самом верху пирамиды, которая называется казахстанской системой образования. Еще более странно, что в качестве аргумента приводится «горячее желание» родителей, выпускников, спонсоров оказать школе помощь, причем непременно материальную.
- То есть вы против попечительских советов?
- Я не против попечительских советов, я против любого частного финансового вмешательства в деятельность государственных школ. Причем слово «государственные» здесь ключевое.
Поймите, из бюджета выделяются колоссальные средства на содержание школ. И им не нужны никакие дополнительные финансы, тем более от родителей. А если последние хотят помочь, то пусть помогают участием, контролем, разработкой новых проектов, но только не деньгами или другими материальными ресурсами. Однако МОН и органы образования на местах упрямо придерживаются собственной сомнительной позиции, занимаясь откровенным попрошайничеством и тем самым подрывая престиж всей системы.
Сегодня, когда государство борется с коррупцией, МОН должна быть в авангарде этой борьбы. Все мы знаем, что творится в системе образования, будь то школы или вузы, какое мздоимство там процветает. И задача министерства – принимать решения, направленные на искоренение этого явления, на то, чтобы понятия «коррупция» и «образование» стали несовместимыми.
Арыстангали Сансызбаев, заместитель председателя ОО «Союз отцов»:
«Налицо низкий уровень информационно-разъяснительной работы»
- Идею создания попечительских советов я оцениваю положительно и полностью ее поддерживаю. Разве плохо, что в школе появится орган, который будет помогать ее развитию? К примеру, он мог бы инициировать организацию научных кружков, внедрять в образовательный процесс какие-то инновации, учреждать различные премии и другие формы поощрения особо отличившихся учеников, налаживать партнерские связи, искать спонсоров, создавать предприятия и т.д. Все-таки главная функция попечительских советов заключается не столько в общественном контроле, как многие думают, сколько в поддержке образовательного процесса.
Кстати, в Казахстане уже есть положительный опыт работы попечительских советов при вузах. Там их авторитет настолько высок, что они даже участвуют в назначении ректоров. Я не знаю, станут ли школьные советы столь же весомыми, чтобы получить право назначать директоров школ. Все будет зависеть от активности родителей и общества в целом, а также от того, насколько правильная стратегия будет выработана.
К сожалению, уже сейчас идея попечительских советов неверно интерпретируется. Например, в одной из астанинских школ, куда я ходил на собрание, все родители проголосовали против создания такого органа. Их реакция вполне объяснима: они уверены, что это еще одна попытка узаконить сборы с родителей. То есть, по их мнению, если раньше собиранием денег на «добровольной основе» занимались родительские комитеты, то теперь уже на законных основаниях это будут делать попечительские советы.
Тут налицо низкий уровень информационно-разъяснительной работы. Это недоработка МОН РК. На мой взгляд, стоило организовать широкое обсуждение данной инициативы с участием родителей и представителей общественных организаций, которые бы определили конкретные функции и полномочия попечительских советов. Другая проблема - отсутствие четкой нормативно-правовой базы, которая бы регулировала деятельность таких советов: что им можно, а что нельзя. Например, какими доходами школы они могли бы распоряжаться, входит ли в их компетенцию сбор денег с родителей и т.д.
Согласно Конституции РК, гражданам страны гарантируется бесплатное среднее образование. То есть государство полностью берет на себя все финансовые расходы школ, включая зарплаты учителей, стоимость ремонта, обеспечение мебелью и оборудованием… Но я знаю многих родителей, которые хотят и могут за свой счет улучшить условия обучения своих детей. Например, создать в классе более уютную атмосферу, установить камеры видеонаблюдения, купить интерактивные доски – иначе говоря, то, на что государство тратиться не станет. Однако в соответствии с антикоррупционным законодательством они не имеют на это права.
Поэтому надо четко определиться с тем, какую помощь в этом плане могли бы оказать попечительские советы. И в целом я выступаю за их создание. Другое дело, что идея еще не проработана до конца. Вот этим и стоило бы сейчас заняться.
Нет комментариев
Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!