2025 29-04-2016, 00:12

Болат Акчулаков: «Многие факторы говорят о возможном росте цен на нефть»

17 апреля в Дохе состоялось заседание стран - членов ОПЕК, в котором приняли участие и представители Казахстана. Обсуждалась возможность заморозки добычи углеводородного сырья. Однако, как стало известно, ведущие страны-экспортеры не смогли договориться. 

Тем не менее существует мнение, что стабилизация цены на нефть - это вопрос времени. Так, в представленном Ассоциацией KAZENERGY "Национальном энергетическом докладе" содержится прогноз о возможном росте цены на нефть до 60 долларов за баррель. О том, на чем он основан, мы поговорили с генеральным директором ассоциации Болатом Акчулаковым.

- Недавно был обнародован 2-й выпуск "Национального энергетического доклада". В чем отличие этого фундаментального документа от предыдущего, изданного в 2013 году? Какие секторы добывающей отрасли РК представлены в данном документе? Какие основные тенденции развития сырьевого рынка в нем прослеживаются?

- 2-й "Национальный энергетический доклад" включает в себя информацию об энергетическом потенциале страны в 2015 году. Отличие от предыдущего доклада заключается в его аналитической емкости. По сути, была осуществлена попытка оценить, суммировать весь энергопотенциал страны. Проведена серьезная работа по анализу текущего энергобаланса республики, то есть производства и потребления, а также пер­спективы развития, сделаны прогнозы в отношении цен на нефть. В НЭД представлен обзор всего топливно-энергетического комплекса страны: нефтегазовый, угольный и атомный сектора. Также изучены вопросы развития нетрадиционных источников, сланцевых нефти и газа, применения возобновляемых источников энергии.

- Каковы прогнозы аналитиков в отношении цен на нефть?

- Еще полтора-два года назад стоимость барреля составляла сто и выше долларов. Говорить о том, что эта цена вернется, конечно, неправильно. Однако многочисленные факторы свидетельствуют о возможном росте цен на нефть уже в текущем году. Такие тенденции мы можем наблюдать уже сегодня, когда цена за баррель достигает свыше 40 долларов. Если же говорить о цене от 80 долларов и выше, то, по нашим прогнозам, это произойдет не в нынешнем году и, скорее всего, даже не в первом полугодии следующего.

- Доля казахстан­ской нефти в мировом объеме добычи углеводородного сырья не столь существенна. В этой связи есть ли смысл нашей стране сокращать объемы добычи "черного золота"?

- В сравнении с Саудовской Аравией или Россией, где добывают свыше 500 млн тонн нефти в год, доля нашей страны значительно ниже. С этой точки зрения, конечно, заморозка объемов добычи нефти в Казахстане существенно не повлияет на общую картину переизбытка на рынке. В то же время наше участие в заседаниях стран - членов ОПЕК, безусловно, является полезным с точки зрения изучения современных трендов, понимания позиций стран, диктующих политику в области цены путем сокращения или увеличения добычи нефти, как это происходит на примере Саудов­ской Аравии.

Если же говорить о заморозке объемов добычи на уровне января, о чем в основном заявляют международные эксперты, то для Казахстана это означает, что ее сокращения не произойдет.

- В докладе приведен анализ инвестиционной привлекательности. И в частности особое внимание уделяется Китаю. Каковы перспективы казахстанско-китайского сотрудничества в сфере энергетики?

- Китай продолжает оставаться одним из стратегических партнеров Казахстана не только в силу географической близости, но и, в первую очередь, из-за огромной емкости китайского рынка. Тем более что новым руководством КНР продекларирована нацеленность на увеличение качества внутреннего потребления, что свидетельствует об ожидаемом росте производства в соседней стране. В таком случае китайский потенциал с точки зрения сбыта казахстанских углеводородов не только не сократится, но и имеет все шансы возрасти.

Как известно, компании из Китая инвестировали значительные средства в разведку и добычу, а также в строительство трансграничных трубопроводов, в нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте, газоперерабатывающий завод в Жанажоле. При этом строительство магистральных нефте- и газопроводов в китайском направлении считается вариантом диверсификации казахстанского экспорта.

- Считаете ли вы, что Иран действительно пустит казахстанские нефтесервисные компании на свой рынок?

- Наша страна традиционно поддерживает дружеские отношения с Ираном, о чем свидетельствует недавний визит президента РК Нурсултана Назарбаева в Тегеран, где он встречался с президентом страны Хасаном Рухани.

Думаю, что эта встреча придаст дополнительный импульс казахстан­ско-иранскому сотрудничеству. Тем более что существует взаимная заинтересованность сторон по ряду направлений, в том числе в нефтегазовой сфере. Известно о намерении Ирана восстановить преж­ние объемы добычи, существовавшие до введения санкций, а это порядка 3,5 миллиона баррелей в сутки. На эти цели Иран планирует выделить около 140 млрд долл. В то же время, как вы знаете, из-за введенного эмбарго нефтегазовая отрасль Ирана долгое время находилась в изоляции, не обновлялись технологии и оборудование, был закрыт доступ зарубежным специалистам. Как итог, основные средства инфраструктуры оказались изношенными.

Что же касается наших компаний, то в связи с неблагоприятными мировыми тенденциями они ищут новые рынки и возможности. Казахстанские нефтесервисные компании, имеющие значительный опыт, технологии и высококвалифицированный персонал, намерены выйти на иранский рынок и предложить свои услуги в разведке, бурении и добыче углеводородного сырья.

Словом, на мой взгляд, существует взаимная заинтересованность и иранской, и казахстанской сторон.

- Как вы считаете, своевременна ли приватизация трех казахстанских НПЗ?

- В настоящее время правительство РК проводит масштабную приватизацию принадлежащих республике активов с целью доведения доли государства в экономике до 15% ВВП к 2020 году.

В рамках данной программы планируется, в первую очередь, реализация госпакетов акций 60 крупных предприятий. В этом списке три НПЗ на территории Казахстана, а также НПЗ в румынском городе Констанца, входящий в состав KMG Inter­national N.V. (стопроцентная собственность АО "НК "КазМунайГаз").

Решение о том, какая доля отечественных НПЗ может быть продана, пока не принято. Как известно, акционерному обществу "КазМунайГаз" принадлежат 100% Атырауского и Павлодарского заводов, а также 50% Шымкентского НПЗ.

Думаю, что приватизация НПЗ позволит значительно улучшить ситуацию, поскольку государство получит значительный доход, а присутствие частного бизнеса будет способствовать скорейшей модернизации заводов.

Пресс-служба KAZENERGY

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии