3640 18-01-2016, 06:45

Ограничения для иностранных телеканалов в РК – бесполезная затея

В прошлом номере Central Asia Monitor была поднята тема, касающаяся отсрочки до  1 июля с.г. введения запрета на распространение рекламы при ретрансляции иностранных телеканалов в Казахстане. Как известно, ходили разговоры о том, что последние (главным образом, российские, имеющие большой удельный вес в пакетах кабельного ТВ) в связи с принятием этой законодательной нормы могут прекратить свое вещание в нашей стране.

Шкура неубитого медведя

В обсуждении темы на страницах САМ принял участие и Арман Шураев, который на протяжении долгих лет, с 2007-го до конца 2014-го, руководил телеканалом КТК и известен как один из наиболее ярых противников российской экспансии на информационном пространстве Казахстана.

Безусловно, такая его позиция заслуживает понимания и, возможно, даже уважения. Но относительно методов борьбы с этой самой экспансией можно поспорить. Чему, собственно, и посвящены предлагаемые заметки.    

Отвечая на вопрос редакции: «Можно ли назвать хотя бы приблизительную цифру, сколько Казахстан теряет на этом рынке рекламы?», Арман Тулегенович заявил: «Думаю, порядка 15-20 миллионов долларов. Для нашего рынка достаточно ощутимые деньги, и я полагаю, что это именно тот дефицит, который отечественные телеканалы могли бы покрыть в своих бюджетах».

Итак, зафиксируем: одной из главных целей введения законодательного ограничения является перенаправление рекламы от иностранных телеканалов к казахстанским. Последние в таком случае, по мнению Шураева, «получат серьезные деньги, на которые можно было бы создавать серьезный контент».

О каких деньгах идет речь? Надо полагать, о деньгах рекламодателей тех стран, откуда осуществляется вещание. Но с чего вдруг они после введения запрета станут размещать свою рекламу на казахстанских телеканалах? Откуда у Армана Тулегеновича и других теленачальников, бывших и настоящих, такая уверенность? Они же должны понимать, что реклама идет туда, где есть большая аудитория (зрительская, читательская), а значит, где уже существует качественный контент.

Отвечают ли таким критериям отечественные телеканалы? Представляют ли они интерес для тех же российских рекламодателей, тем более в условиях все более обостряющегося экономического кризиса в РФ, который вынуждает бизнес экономить на всем, и прежде всего как раз-таки на рекламе? Вопросы почти риторические. 

Тут напрашивается аналогия с близким мне футболом. Например, почему в Англии, Германии, Испании, да и во многих других странах Европы, Южной Америки рекламные и спонсорские вложения в «игру миллионов», в национальные лиги, в клубы просто зашкаливают? Да потому что футбол там является массовым зрелищем, важным социальным явлением и собирает огромные армии зрителей – на стадионах, у телеэкранов.

Соответственно расходы на рекламу сполна себя окупают. А вот, скажем, казахстанская премьер-лига не может предложить, выражаясь телевизионным языком, качественный контент, не в состоянии привлечь большую зрительскую аудиторию, а потому абсолютно неинтересна рекламодателям. И эту разницу вполне можно спроецировать на рассматриваемую сегодня ситуацию.

Получается, что Шураев и его коллеги пытаются делить шкуру неубитого русского (точнее, российского рекламного) медведя. То есть, с экономической точки зрения введение запрета выглядит, мягко говоря, сомнительной затеей. Оно способно разве что разорить казахстанских операторов кабельного ТВ – ведь в случае, если из их пакетов исчезнут российские телеканалы, они потеряют большинство своих абонентов.

Откровенно говоря, я очень невысокого мнения о наших «кабельщиках» (то, что они предлагают, – это прошлый век) и потому уже давно не пользуюсь их услугами, но нельзя не учитывать, что они содержат какие-никакие рабочие места, платят какие-никакие налоги. 

Обратный эффект

Впрочем, сам Шураев как неглупый человек и опытный менеджер, скорее всего, тоже хорошо это понимает, а  главная цель ведения новой законодательной нормы для него, как и для других наших теленачальников, заключается в другом. Доказательства? Пожалуйста.

Отвечая на вопросы Central Asia Monitor, Арман Тулегенович не утерпел и как на духу признался: «Когда объявили об уходе российских телеканалов, я обрадовался». После чего добавил: «Но, как всегда, в самый последний момент наше правительство проявило свою бесхребетность и зависимость от того, что о нас подумают в Кремле и какие выводы там сделают».

Похоже, руководители казахстанских телеканалов спят и видят тот день, когда на территории нашей страны полностью прекратится иностранное вещание и вся теле-паства бросится к их, отечественных телевизионных гуру, ногам. Они готовы, не моргнув глазом, лишить миллионы своих соотечественников права выбора, хотя в любом цивилизованном обществе именно интересы населения, а в данном случае массовой телеаудитории, являются приоритетом.

Впрочем, сторонники запрета подводят под него нешуточное идеологическое и политическое обоснование. Вот как это сформулировал Шураев: «Я уже много лет говорю и повторю еще раз: это вопрос не столько информационной безопасности, сколько национальной. Мы должны перестать быть зависимыми от чужого информационного пространства».

Понятно, что под «чужим» подразумевается российское. Хорошо, допустим, что цель будет достигнута, российские телеканалы уйдут из казахстанского телеэфира. И что – зрители дружно переключатся на отечественные телепрограммы? Неужели кто-то на самом деле верит в возможность такого сценария?  

Накануне нового года, когда появились разговоры об уходе российских телеканалов, мне постоянно звонили родственники и знакомые из Кызылорды с вопросом: «Где в Алматы можно купить комплекты спутникового ТВ? Говорят, у вас они дешевле». И таких людей в стране, я думаю, очень много. А есть и более удобный вариант – смотреть по Интернету.

Там очень много провайдеров (лично я сменил уже с десяток в поисках оптимального сочетания «цена-качество»), которые предлагают самые разнообразные пакеты с огромным выбором телеканалов, в том числе в формате HD с многоканальным звуком, телегидом, функцией отложенного просмотра и т.д. 

Причем цены на них часто ниже, чем на пакеты кабельного ТВ в Казахстане с его очень ограниченными возможностями. Да, получение сигнала таким образом является не вполне легальным, но кто это контролирует? В общем, если российские телеканалы вдруг уйдут, то вслед за ними массово уйдут – в спутниковое ТВ, в Интернет-ТВ – и телезрители.

Причем это в основном как раз-таки та русскоязычная аудитория (а в ней очень много и казахов), на которую собираются «информационно воздействовать» наши теленачальники. И если сегодня эти зрители, переключая кнопки на пульте телевизора, принимающего сигнал кабельного ТВ, хотя бы иногда задерживаются на казахстанских телеканалах, то после «часа Х» не будет даже этого.

А верность отечественному телевещанию сохранят лишь те, кто и без того смотрит преимущественно республиканские и местные телеканалы, а потому не подвержен «влиянию российской пропаганды».

Так что идеологический эффект если и будет, то, скорее, обратный.

Сначала – контент…

Наши теленачальники и поддерживающие их в этом вопросе некоторые общественные деятели, называющие себя национал-патриотами, всегда с готовностью проклинают «совок», однако в данном случае сами призывают действовать чисто советскими, большевистскими методами – ограничить, запретить, закрыть…

Но если в СССР такие методы давали результат, поскольку тогда создание «железного занавеса» не представляло особой сложности, то в сегодняшнем глобальном мире они бесполезны. Ну  разве что если в стране введут совсем уж «драконовские» порядки, к которым обычно прибегают в тоталитарных обществах, – тогда, конечно, другое дело.         

За всеми подобными попытками просматривается одно – нежелание и неумение наших   телеканалов работать в условиях конкуренции (это вообще главная проблема во всех сферах казахстанской жизни – политике, экономике, культуре). Они ее боятся как черт ладана. Но ведь если не будет конкуренции, то не будет и качественного телевидения – законы рынка никто не отменял.

Впрочем, на данную тему автор этих строк подробно писал в статье «Теле-охранители», опубликованной в САМ полтора года назад, поэтому сегодня не хотел бы повторяться.   

А уж если бороться за рекламодателя, то сначала надо всерьез заняться созданием привлекательного контента (именно в такой последовательности, а не наоборот!). Ведь казахстанское телевидение сильно сдало даже по сравнению с тем, каким оно было в 1990-х и начале «нулевых» годов. Не хватает денег на создание конкурентоспособного ТВ?
А зачем нам тогда так много государственных телеканалов, которые мало кто смотрит? Почему бы их не оптимизировать, оставив два-три, собрав в этих телекомпаниях лучших журналистов, установив им более высокие зарплаты и заодно предоставив больше свободы?

Именно появление внутри страны сильных и влиятельных СМИ, которые будут на равных конкурировать с теми же российскими и к которым потянется массовая аудитория, способно обеспечить информационную безопасность Казахстана. Все остальное – не больше, чем разговоры в пользу бедных…  

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author kazakh
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-янв-2016, 15:34

У меня есть смутное сомнение, что все казахстанские телеканалы смотрят все казахи страны, что составляет около 60 процентов, но которых наши теленачальники не считают как "потребителями" рекламы. Потому что они основная и бедная часть населения, которым не до "диоров" и "армани". Они также не являются "рекламодателями", так как у них нет на это средств. Причина того, что их игнорируют, при этом создается местный контент на их языке, это для меня является нонсенсом. При этом во всех местных СМИ приоритет дается русскозячному контенту это не секрет. Однако русскоязычный контент даже русскоязычных мало интересует. Потому что местное русскоязычное население - потребители рекламы являются и теми, на кого направлена реклама, ориентирована на РФ. Для них Путин - авторитет, а не местные начальники, не местные звезды и местное тв. Так что конкуренция в любом случае проиграна. Таким образом казахское ТВ для бедных и неконкурентоспособных казахов. А не для русских в любом случае. От этого никак не убежишь.