Институт общественной политики при партии "Нур Отан" провел социологическое исследование с целью изучить изменения ценностной структуры казахстанского общества. Директор этого института Саясат Нурбек рассказывает о задачах и некоторых результатах такого замера.
Первое. В следующем году исполнится 24 года со дня обретения Казахстаном независимости. И в течение последних 15-20 лет мы не замеряли, как меняется ценностная структура общества. Поэтому сегодня мы не можем увидеть динамику того, как менялись эти ценности, насколько сильно они изменились - по возрастным группам, в региональном разрезе и т.д.
Второе. Проблема заключается в том, что мы провели мониторинг всех исследований на данную тему и выяснили, что они не носят прикладного характера. То есть, мы не можем четко отследить, какие факторы влияют на изменение этих ценностей - какие в большей степени, какие в меньшей.
Третье. Даже если мы и выявим эти факторы, не будет возможности четко сформулировать практические рекомендации.
К примеру, возьмем модернизацию и развитие инноваций в обществе. Есть целая цепочка экономических стимулов, государственных программ, выстроенных в этой сфере.
Но упускается элемент культурных ценностей, упускается элемент определенной ментальности. Огромное количество государств хотели и хотят воссоздать Силиконовую долину, но пока ни у кого не получается. Вопрос в деньгах? Нет. В политической воле? Нет. Все есть. Это такая уникальная культурная среда, которая создана в Калифорнии. Чтобы воссоздать эту среду, эти ценности, эту особую творческую атмосферу, требуется более тонкое, более глубокое понимание того, на чем все это зиждется.
Наш институт задался подобным вопросом. Мы рассмотрели все основные международные исследования в этой сфере. Установили методологию, которая применяется с 1981 года. С того времени, в течение практически 30 лет, было проведено почти 15 волн исследований в 97 государствах. И сегодня наработан огромный фактологический и эмпирический материал: в каких странах и как меняются ценности, что влияет на формирование этих ценностей… И самое главное - в этих исследованиях отдельный фокус делается на важный для нас аспект - на модернизационные ценности, которые помогают государствам развиваться, влияют на экономический рост, на рост предпринимательской инициативы, на инновации в обществе.
Те исследования, которые мы провели, - это первый замер того, как изменились в динамике ценностные структуры нашего общества.
Другой целью нашего исследования является получение ответа на вопрос, какие именно факторы в наибольшей степени влияют на изменение ценностей. Простой пример незыблемости ценностей - жесткая реакция общества на скандальный постер с изображением Курмангазы и Пушкина. Это показывает, что ценности семьи у нас достаточно консервативные. Но во многих таких случаях мы можем пока только реагировать, а вот предсказывать реакцию не в состоянии.
Но если у нас появится такой серьезный инструмент, то мы сможем заранее предвидеть, какой будет реакция, каким будет общественное мнение".
Недавно Институтом общественной политики была проведена презентация результатов исследования ценностных установок казахстанцев.
Как показали результаты, казахстанское общество остается более ориентированным на традиционные ценности. Порядка 85% респондентов отмечают, что для них достаточно важно следовать традициям и обычаям, принятым в семье или религии. Большинство опрошенных считают наиболее важными в своей жизни такие категории, как здоровье, безопасность и воспитание детей. Очень высок процент в целом доверяющих своей семье - более 98%.