С ее чудовищными дорогами, постоянными отключениями электричества и другими инфраструктурными проблемами Индию не назвать мечтой производителя. Тем не менее в октябре крупная американская фармацевтическая компания Abbott Laboratories открыла в штате Гуджарат завод по производству детского питания, которое она рассчитывает продавать крепнущему индийскому среднему классу. Топ-менеджер Abbott не жалуется: в промышленном парке, где отныне работает фабрика, местным властям удалось создать все условия: стабильное электроснабжение, дороги, водопровод и так далее.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди изо всех сил пытается убедить и других глав международных компаний, что открыть производство в его стране легко и просто, пишет Bloomberg Businessweek в своем аналитическом сборнике «2015: Руководство пользователя». Моди удалось поднять промышленность в штате Гуджарат, где он прежде был губернатором, и теперь, обещает он, очередь остальной части страны.
В следующем году, согласно предсказанию Businessweek, планы премьер-министра создать фундамент для промышленности могут приблизиться к осуществлению, потому что расклад сил и возможностей между Индией и Китаем начинает меняться. Индийская экономика, резко опустившаяся в 2012 и 2013 годах, вероятно, вырастет на 6,3% в 2015-м (не в последнюю очередь благодаря вере инвесторов в Моди), а в 2016 году, если верить прогнозу экономистов финансовой группы CLSA, разгонится до 7,2%. Это больше, чем 7,1%, который пророчат Китаю.
Индийские лидеры давно – задолго до прихода нового премьера – говорили о стимулировании производства, но шанс у страны может появиться именно теперь из-за замедления Китая, отмечает Businessweek. Поднебесная превратилась в сильного экспортера благодаря огромному объему дешевой рабочей силы, но страна уже теряет это преимущество: минимальные зарплаты здесь выросли, производство дорожает, и многие компании ищут менее затратные альтернативы. Бизнес поглядывает на Вьетнам и Индонезию, но ни там, ни там нет настолько большого числа рабочих рук, как в Индии.
«Это единственная страна, достаточно большая, чтобы занять место Китая, когда он сойдет со сцены», – говорит старший экономист HSBC, эксперт по странам Азии Фредерик Нойманн.
Час труда индийского рабочего стоит почти вчетверо дешевле работы китайца: 92 цента против $3,52. Однако использовать это простое и понятное преимущество Индия не может: ей далеко до Китая в плане инвестиций в дороги, порты, электростанции и прочее. Власти в Нью-Дели понимают это, пишет издание, и пытаются изменить, отстраивая промышленные парки, обещая улучшить инфраструктуру и перекраивая трудовое законодательство, чтобы компаниям было проще нанимать и увольнять рабочих. Сверх того, Моди не погнушался использовать деньги конкурентов и умудрился привлечь в Индию почти $57 млрд инвестиций от Китая и Японии. Их планируется потратить на создание гигантской индустриальной зоны между Дели и Мумбаем, чего-то наподобие китайской провинции Гуандун – самого экономически развитого региона страны.
«У Индии есть земля, есть люди, есть все, – говорят сами индусы. – Почему бы мировым производителям не прийти?»
И они на самом деле приходят. Так, Ford Motor, у которой есть один завод в штате Тамилнад, в следующем году открывает второй, стоимостью $1 млрд, в Гуджарате; японский производитель автомобильных запчастей Nidec объявил о намерении инвестировать 10 млрд иен ($86 млн) в фабрику в Раджастхане; Yamaha Motor должна в ноябре открыть в Тамилнаде $244-миллионное производство скутеров, а Panasonic заключила соглашение с индийской Minda Industries и в 2018 году начнет совместное производство автомобильных аккумуляторов.
Это показательные, но пока не слишком многочисленные примеры: международным компаниям есть из-за чего волноваться об Индии, подчеркивает Businessweek. Но индийские власти уже встали в стойку, они знают о своих проблемах и готовы их решать. А значит, возможно, скоро мы станем свидетелями большой битвы Индии и Китая за глобальное производственное лидерство.