3886 21-08-2014, 11:33

Данияр Ашимбаев, политолог: "Была сделана ставка на местные кадры, которая себя не оправдала"

Данияр Ашимбаев, политолог: "Была сделана ставка на местные кадры, которая себя не оправдала"

Глава государства представил активу Алматинской области нового акима Амандыка Баталова, ранее занимавшего пост первого заместителя главы области. На этом посту Баталов сменил Ансара Мусаханова, руководившего регионом с апреля 2011 года.

О перестановке в руководстве Алматинской области, одной из ключевых в политической жизни республики, о "местных кадрах" и "назначенцах из центра" рассказал "Радиоточке" политолог, руководитель проекта "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев.

- Хотелось бы обратить внимание читателей на интересный факт: в республике 6 акимов областей – из 14, то есть почти половина - сделали карьеру в родном регионе? Не были назначены из центра, а поднялись в своем краю и новый аким Алматинской области Амандык Баталов именно из их числа. На ваш взгляд, это можно назвать тенденцией, почему так происходит?

- В кадровой политике в отношении первых руководителей регионов есть два принципа, которые действуют время от времени. Первый - это назначение кадра из местных, второй - приход кадра из центра или другого региона. В идеале какой бы он местный ни был, он должен иметь опыт в центральных органах власти. Для расширения кругозора и умения налаживать горизонтальное взаимодействие. Мы видели случаи, когда хорошие местные акимы оказываются плохими чиновниками центрального уровня, бывает, когда местные кадры очень хорошо прорастают, оба принципа действуют.

У нас в какой-то момент была сделана ставка на местные кадры, которая себя в обществе не оправдала в какой-то степени. Был у меня разговор с одним коллегой в регионах, он говорит: "Когда акимы областей собираются в одну кучу, за нашего реально стыдно. Тасмагамбетов – бывший премьер, госсекретарь. Есимов – бывший глава администрации, посол. Этот – бывший вице-премьер, этот - бывший депутат, этот - доктор наук, профессор. А у нашего что? Колхоз, аким района, замакима области по селу и аким области. С ним, кроме трактора, поговорить не о чем".

Эта тактика себя, к сожалению, не оправдала, не хватало местным акимам часто веса просто. Вот, конкретно этот случай взять - по акиму Алматинской области. Аким, в принципе, неплохой, но, как бы сказать, чуть-чуть без искорки был. Я не знаю, какое назначение его ждет, он рассматривался неоднократно на ряд постов в Астане, в том числе на министра сельского хозяйства.

А Амандык Баталов, назначенный акимом, буквально на днях был выдвинут кандидатом в депутаты сената и подавляющим большинством маслихатов районных был утвержден. Практически, был основным кандидатом от партии власти на пост сенатора от Алматинской области, а вот на пост первого руководителя региона пока не рассматривался. Назначение было несколько неожиданное, но Баталов имеет опыт работы в акимате области, также он был долгое время руководителем района в Алматы, то есть достаточно широкий опыт работы у него имеется.

- После реорганизации правительства и уплотнения министерств образовалось достаточно много свободных или не совсем пристроенных фигур серьезного масштаба. Почему, на ваш взгляд, на пост главы Алматинской области не пришел человек из Астаны?

- Я бы не сказал, что большинство тех, кто высвобождается, а процесс еще идет, могут стать именно акимами областей. На самом деле, немало кадров могло бы поехать заместителями акимов, акимами районов. Алматинская область - один из наиболее густонаселенных регионов и очень значимых в масштабах казахстанской политической жизни, поэтому здесь акимы назначаются из числа старых, проверенных кадров. Если мне не изменяет память, бывший аким Мусаханов был одним из самых молодых руководителей региона. В целом большинство акимов представляют собой "старую гвардию", такие регионы президент доверяет обычно проверенным кадрам, имеющим опыт работы на земле.

- У нас было достаточно много громких скандалов, связанных именно с главами регионов, можно вспомнить Рыскалиева, Арына, к примеру. На ваш взгляд, это как-то отразилось на значимости этой должности, на политическом весе этого кресла?

- Если мы вспомним советское время, нынешний аким является суммой двух прежних постов – первого секретаря обкома и председателя облисполкома. Той системы контроля жесткой и регламентирования, которая раньше осуществлялось Центром, в отношении регионов не проводится. И если мы посмотрим на структуру управления, мы увидим, что достаточно большое количество структур сейчас акиму вообще не подчиняется: силовые структуры, налоговые, СЭС, ГАСКи, земельные инспекции и так далее. Для хорошей работы акиму требуется заставить работать всех как одна команда, в одном порыве, всех, кто ему и подчиняется, и не подчиняется формально.

Такая концентрация власти может вести к определенным злоупотреблениям, это зависит только от акима – сможет ли он распорядиться ей здраво или будет работать только себе на карман. К сожалению, были негативные случаи, но в целом акимская должность, по сути, неплохая. Такого рода скандалы повлияли, конечно, акимы начали больше следить за своим окружением, чтобы не было подобного рода случаев.

Подробнее: http://www.radiotochka.kz/news/full/3787.html

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии