Глава государства представил активу Алматинской области нового акима Амандыка Баталова, ранее занимавшего пост первого заместителя главы области. На этом посту Баталов сменил Ансара Мусаханова, руководившего регионом с апреля 2011 года.
О перестановке в руководстве Алматинской области, одной из ключевых в политической жизни республики, о "местных кадрах" и "назначенцах из центра" рассказал "Радиоточке" политолог, руководитель проекта "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев.
- Хотелось бы обратить внимание читателей на интересный факт: в республике 6 акимов областей – из 14, то есть почти половина - сделали карьеру в родном регионе? Не были назначены из центра, а поднялись в своем краю и новый аким Алматинской области Амандык Баталов именно из их числа. На ваш взгляд, это можно назвать тенденцией, почему так происходит?
- В кадровой политике в отношении первых руководителей регионов есть два принципа, которые действуют время от времени. Первый - это назначение кадра из местных, второй - приход кадра из центра или другого региона. В идеале какой бы он местный ни был, он должен иметь опыт в центральных органах власти. Для расширения кругозора и умения налаживать горизонтальное взаимодействие. Мы видели случаи, когда хорошие местные акимы оказываются плохими чиновниками центрального уровня, бывает, когда местные кадры очень хорошо прорастают, оба принципа действуют.
У нас в какой-то момент была сделана ставка на местные кадры, которая себя в обществе не оправдала в какой-то степени. Был у меня разговор с одним коллегой в регионах, он говорит: "Когда акимы областей собираются в одну кучу, за нашего реально стыдно. Тасмагамбетов – бывший премьер, госсекретарь. Есимов – бывший глава администрации, посол. Этот – бывший вице-премьер, этот - бывший депутат, этот - доктор наук, профессор. А у нашего что? Колхоз, аким района, замакима области по селу и аким области. С ним, кроме трактора, поговорить не о чем".
Эта тактика себя, к сожалению, не оправдала, не хватало местным акимам часто веса просто. Вот, конкретно этот случай взять - по акиму Алматинской области. Аким, в принципе, неплохой, но, как бы сказать, чуть-чуть без искорки был. Я не знаю, какое назначение его ждет, он рассматривался неоднократно на ряд постов в Астане, в том числе на министра сельского хозяйства.
А Амандык Баталов, назначенный акимом, буквально на днях был выдвинут кандидатом в депутаты сената и подавляющим большинством маслихатов районных был утвержден. Практически, был основным кандидатом от партии власти на пост сенатора от Алматинской области, а вот на пост первого руководителя региона пока не рассматривался. Назначение было несколько неожиданное, но Баталов имеет опыт работы в акимате области, также он был долгое время руководителем района в Алматы, то есть достаточно широкий опыт работы у него имеется.
- После реорганизации правительства и уплотнения министерств образовалось достаточно много свободных или не совсем пристроенных фигур серьезного масштаба. Почему, на ваш взгляд, на пост главы Алматинской области не пришел человек из Астаны?
- Я бы не сказал, что большинство тех, кто высвобождается, а процесс еще идет, могут стать именно акимами областей. На самом деле, немало кадров могло бы поехать заместителями акимов, акимами районов. Алматинская область - один из наиболее густонаселенных регионов и очень значимых в масштабах казахстанской политической жизни, поэтому здесь акимы назначаются из числа старых, проверенных кадров. Если мне не изменяет память, бывший аким Мусаханов был одним из самых молодых руководителей региона. В целом большинство акимов представляют собой "старую гвардию", такие регионы президент доверяет обычно проверенным кадрам, имеющим опыт работы на земле.
- У нас было достаточно много громких скандалов, связанных именно с главами регионов, можно вспомнить Рыскалиева, Арына, к примеру. На ваш взгляд, это как-то отразилось на значимости этой должности, на политическом весе этого кресла?
- Если мы вспомним советское время, нынешний аким является суммой двух прежних постов – первого секретаря обкома и председателя облисполкома. Той системы контроля жесткой и регламентирования, которая раньше осуществлялось Центром, в отношении регионов не проводится. И если мы посмотрим на структуру управления, мы увидим, что достаточно большое количество структур сейчас акиму вообще не подчиняется: силовые структуры, налоговые, СЭС, ГАСКи, земельные инспекции и так далее. Для хорошей работы акиму требуется заставить работать всех как одна команда, в одном порыве, всех, кто ему и подчиняется, и не подчиняется формально.
Такая концентрация власти может вести к определенным злоупотреблениям, это зависит только от акима – сможет ли он распорядиться ей здраво или будет работать только себе на карман. К сожалению, были негативные случаи, но в целом акимская должность, по сути, неплохая. Такого рода скандалы повлияли, конечно, акимы начали больше следить за своим окружением, чтобы не было подобного рода случаев.
Подробнее: http://www.radiotochka.kz/news/full/3787.html