ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 АВГУСТА 2018 ГОДА
7270 14-08-2014, 23:00

Куда податься оралману?

Наши оралманы… Люди, которые рвутся на землю предков. Приезжают в Казахстан правдами и неправдами. А их на исторической родине встречают далеко не с распростертыми объятиями, их тут не очень-то ждут. И пытаются «засунуть» куда-нибудь подальше, чтоб не мозолили глаза. Или мы сгущаем краски и чего-то недопонимаем?

 

– Все вы понимаете правильно, – парирует наш вопрос Сапабек Асипулы, уважаемый аксакал, известный общественный деятель, писатель, журналист, кандидат филологических наук, автор книг «Казахская трагедия», «Тяжелый недуг, приуставший народ» и «Танталовы муки Степи», председатель комиссии при Союзе писателей «Земля и судьба казахов». Кстати, в 2005 году он публично отказался от медали «Ерен енбегi ушiн».
– Главные задачи независимости не выполнены, – пояснил тогда свой отказ Асипулы. – У нас 72 депрессивных района! Там не хватает нормальной воды, плодородной почвы, чистого воздуха. Во всех развитых странах жители таких регионов получают государственные дотации. У нас никакой помощи нет. Чувствуя себя ответственным за судьбы этих людей, я принял решение отказаться от медали.

 

МОЖНО ЛИ ЖИТЬ В АНАБИОЗЕ?
– Хочу добавить к сказанному вами вот что, – говорит он. – Вы правильно сказали: «засунуть» оралманов куда-нибудь подальше. Не только «засунуть» подальше, а сделать все возможное, чтобы отвадить их, чтобы они не приходили, не приезжали сюда. С получением нашего гражданства у них невероятные сложности. Если бы не с чем было сравнивать! А то ведь я помню, как при советской власти встречали оралманов. Их встречали как дорогих, долгожданных, желанных. Уже на границе накрывали дастархан. Поили-кормили, везли в один из лучших колхозов-совхозов, трудоустраивали и обустраивали. Давали по две коровы, пять овец, все, что надо для житья-бытья. Приглашали на работу, чтобы репатрианты с первого же дня вливались в трудовой коллектив и не чувствовали себя чужаками. Они не думали о гражданстве, получение его подразумевалось как бы само собой. И не через годы, не через какую-то карантинную выдержку, а тотчас же, моментально. А сейчас, не дай Бог, оралман приедет не по квоте, его тут же выдворят обратно. Он и по квоте как бельмо на глазу, а без квоты, нежданный-незваный, и вовсе не нужен.
– Не слишком ли безрадостную картину вы рисуете?
– Так ведь ему после приезда, после того, как его проверят и перепроверят, надо ждать долгих пять лет, чтобы получить гражданство. А жить-то как? Жизнь не компьютер, ее погрузить в анабиоз ждущего режима невозможно. Но без гражданства он не может получить ни работу, ни жилье. Человек без кола, без двора. Нет, но надо что-то изменить в законах, чтобы человек не находился так долго в томительном ожидании, не чувствовал себя изгоем. Чтобы он как можно быстрее ощутил себя равноправным гражданином на желанной и наконец-то обретенной родине. Чтобы он не был чужаком среди казахов, чтобы почувствовал кровное свое родство.
– А как же они выживают эти пять лет?
– А никак. Они год-другой помаются в таком вот жалком состоянии, в такой вот неопределенности и уезжают. Назад или куда глаза глядят. Кто в Китай, откуда приехали, кто в Монголию. Может, там будет лучше? Вот так. Это же ужас! Подобное, наверное, ни в какой другой стране невозможно.
– Но репатрианты есть и в других странах?
– Да, есть. Но там с ними поступают по-людски. Принимают на историческую родину без проволочек и создают условия для проживания. А у нас все делается как бы во вред самим казахам. У нас огромная территория, на ней умещается несколько Франций, а бедных оралманов мы пристроить не можем.
– Неужели никто из наших госмужей не думает об оралманах?
– Как же не думает? Думают. Вот недавно сделали для оралманов послабление. Теперь гражданство надо ждать не пять лет, а четыре года. Смекаете? На целый год меньше! Правда, оралманы от подобной льготы едва ли вздохнули свободнее. Четыре года ожидания – врагу не пожелаешь.
– А в нашей Конституции записано что-нибудь про оралманов?
– Что-то не припомню. Может, и записано. Но, как говорят на Востоке, можно сто раз сказать «халва», а во рту слаще не будет. Я лично вижу лишь одно: делается все возможное, чтобы оралманов к нам в Казахстан не пускать.

 

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ И ПОЛУПУСТЫНЕ
– И все равно: должны же быть хоть какие-то привилегии для оралманов?
– Не знаю. При советской власти помню: давали две коровы и пять баранов…
– А сейчас?
– По-моему, дорогу им оплачивают. Но разве дело только в этом? Над оралманами у нас витает негативное отношение к ним. И ничего не делается, чтобы как-то его изменить.
– Как изменить? Душа болит…
– Еще как! И не только за оралманов. Меня обескураживает судьба нашего коренного населения, судьба казахов. Их при царизме теснили на самые скудные земли. А земли плодородные, где есть вода, где можно сеять хлеб, где климат благоприятствует земледелию, отдавались казачеству. Это северный Казахстан, там были лучшие земли. При царизме у казахов отобрали 45 миллионов десятин самой плодородной земли, а самим казахам достались пустынные и полупустынные земли. Об этом мои книги. Как председателю комиссии «Земля и судьба казахов» мне пришлось тесно общаться с нашими парламентариями. Что меня особенно возмутило, так это их бездушие и вопиющая безграмотность в этой судьбоносной сфере. Безграмотность представителей власти, которые подготовили закон о земле. Они сделали все возможное, чтобы обездолить казаха. Южная Африка считается самой отсталой в мире. Там тоже есть пустынные и полупустынные земли. Так вот, там законодательно предусмотрены льготы для живущих в пустынных и полупустынных регионах. Льготы за повышенную сухость и невыносимую жару, за бездорожье, за освоение неплодородных земель, за безводье и т.д. Та же история и в Австралии.
– А у нас?
– А у нас, как говорят в таких случаях, без комментариев.
– Скажите, Ассамблея народа Казахстана рассматривает проблему оралманов?
– Нет, она рассматривает положение диаспор других народов, не казахов.
– В нашем парламенте когда последний раз рассматривалась проблема оралманов?
– Что-то не припомню. Ах, да – на год уменьшили срок для получения гражданства. Видите, значит, и в парламенте шла речь об оралманах.
– За рубежом проживают 5 миллионов казахов. Наверное, не все они хотят вернуться на историческую родину. Есть ли у нас программа оказания помощи нашим зарубежным соотечественникам?
– Не читал и не слышал про такую программу. О какой помощи казахам, живущим в зарубежье, может идти речь, если мы не можем толком помочь даже приехавшим к нам по квоте репатриантам? У нас проходит масса международных форумов, саммитов, конференций, участвовать в которых мы приглашаем экс-президентов и экс-премьер-министров многих стран, лауреатов нобелевских премий, других общественных деятелей. Они в восторге от того, как их приняли, в восторге от нашего хлебосольства и гостеприимства. Но ведь на это тратятся огромные деньги. И я думаю: вот бы перебросить эти деньги на оказание помощи оралманам.

 

Беседовал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение