2-10-2009, 00:00

Форма преткновения

Вопрос о хиджабе грозит расколоть общественное мнение

В нашей общественно-политической жизни случился казус, который почему-то остался почти незамеченным. Во всяком случае, пока. Квалифицировать его достаточно сложно. Поэтому условно назовем этот казус культурологическим.

Казус

Форма преткновения

Вопрос о хиджабе грозит расколоть общественное мнение

В нашей общественно-политической жизни случился казус, который почему-то остался почти незамеченным. Во всяком случае, пока. Квалифицировать его достаточно сложно. Поэтому условно назовем этот казус культурологическим.

Но обо всем по порядку. Сначала уважаемый министр юстиции Рашид Тусупбеков, отвечая на вопрос посетителя интернет-блога, заявил, что законодательство Казахстана не запрещает носить хиджаб в учебных заведениях. Сделал он это, как и подобает высококвалифицированному юристу, основательно и убедительно, подкрепив свое мнение ссылкой на соответствующие статьи Конституции.

В ответ на обращение по поводу ношения хиджаба, с которым к нему обратились из Караганды, господин Тусупбеков дал следующее пояснение: "Согласно статье 22 Конституции, каждый имеет право на свободу совести. Это право включает в себя свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями".

Однако он не стал ограничиваться только ссылкой на Конституцию, а дал полную выкладку по законодательной базе. Выглядит она следующим образом: "Конкретизируется указанная норма Конституции в Законе "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", который гарантирует реализацию права граждан на свободу вероисповедания. В соответствии с Конституцией государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер, то есть государство не вмешивается в дела религиозных объединений, а религиозные объединения в дела государства", - пространно объясняет министр юстиции.

Поскольку далеко не каждый силен в юридической казуистике, господин Тусупбеков решил уточнить, в каких случаях государство все же имеет право на ограничение религиозных прав своих граждан. "Вместе с тем, государство может ограничить право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями при исключительных обстоятельствах, определенных в статье 39 Конституции. Ограничения права исповедовать религию и действовать в соответствии с религиозными убеждениями должны быть установлены законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения".

Понятное дело, что юристы ориентируются в законодательных и подзаконных актах как рыбы в воде. Видимо, желая, чтобы обратившиеся к нему простые граждане окончательно не запутались, и стремясь развеять их последние сомнения, в заключение господин Тусупбеков решил расставить все точки над i: "Учитывая приведенные положения Конституции и Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики".

Казалось бы, все ясно, и вопрос можно было бы считать закрытым. Все-таки пояснение давал не абы кто, а сам министр юстиции, который к тому же до этого был Генеральным прокурором страны.

Однако как нередко у нас бывает, сюжет получил неожиданное продолжение. Теперь уже другой, не менее уважаемый министр образования и науки Жансеит Туймебаев, также, отвечая на вопрос посетителя его блога, заявил следующее: "В демократическом и светском государстве одежда хиджаб подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачей общеобразовательной школы. В этой связи в школах республики запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере, а рекомендована единая школьная форма, которая дисциплинирует, подчеркивает статус школьника".

Видимо, чтобы никто не заподозрил его только лишь в желании защитить честь мундира, господин Туймебаев также ссылается на Закон "Об образовании", в котором указывается, что основным принципом государственной политики в области образования является светский, гуманистический и развивающий характер образования. Кроме того, закон запрещает деятельность религиозных объединений в организациях образования.

Аргументация министра образования и науки выглядит не менее убедительной и веской, чем у его коллеги по правительству. Но парадокс заключается в том, что после столь глубокого и четкого изложения позиций двух министров ситуация становится запутанной. А вопрос довольно простой: можно ли учащимся посещать занятия в хиджабе или нет?

Он если и не будоражит наше общественное мнение, тем не менее, вызывает в нем далеко не однозначное отношение. После исчезновения всепроникающей и все объясняющей марксистско-ленинской идеологии в этой сфере возник вакуум. Немудрено, что такое положение вещей не могло продолжаться бесконечно. Одним из проявлений этого стал заметный рост религиозных настроений. Не будем рассуждать, хорошо это или плохо.

Вопрос в другом: как совместить фактор роста религиозности в молодежной среде и светский характер образования? Посмотрите по сторонам, в общественных местах с каждым годом становится все больше молодых людей, по внешнему признаку которых можно легко определить их приверженность исламским ценностям.

Следует отметить, что данная проблема является злободневной не только для нас, но и для наших соседей по региону. Например, в Узбекистане ношение мусульманской одежды было запрещено 10 лет назад. Пару лет назад по этому же пути пошел и Таджикистан. И буквально недавно хиджаб был запрещен к ношению в образовательных учреждениях Кыргызстана. Причем позиция киргизских властей довольна жесткая. Местные чиновники полагают, что в учебных заведениях светского государства не может быть места хиджабу, который является "элементом религиозной пропаганды". Более того, представитель киргизского Министерства образования Дамира Кудайбергенова безапелляционно заявила: "Мы - светское государство. Когда дело касается выбора - образование или хиджаб - выбирается образование". Чиновники настаивают на том, что для тех, кто выбирает путь изучения ислама, существуют медресе, где не только можно носить хиджаб и совершать намаз, но и постигать ислам. Согласитесь, позиция бескомпромиссная. Мы бы даже сказали, почти большевистская. Хотя чему удивляться. Все мы вышли из советской шинели…

И все же, как быть нам? Запрещать или разрешать? Мы все же по Конституции - светское государство. Но было бы лукавством не признавать и того, что мы так или иначе мусульманская страна. Мы имеем в виду чисто внешние признаки. И это не только наше сугубо субъективное мнение. В частности, такой же точки зрения придерживается один из самых авторитетных наших политологов доктор политических наук К.Л.Сыроежкин.

Данную проблему рано или поздно, но придется решать. С нашей точки зрения, решение должно будет основываться не на запретительной методике, а на каком-то ином подходе. Давно известно, что запретный плод всегда манит. Значит, наиболее рациональным видится путь убеждения и разъяснения. И в этом смысле не стоит делать из хиджаба какой-то жупел. К сожалению, такие интонации иногда прорываются в аргументации противников ношения хиджаба.

Не будем забывать, что мы живем в обществе, которое тяготеет к некоторому мультикультурализму. Отрицать это было бы неверным. Поэтому нам следовало бы отойти от стереотипного восприятия хиджаба как некоего пережитка прошлого. Ислам как одна из мировых религий сейчас переживает период ренессанса. И если мы признаем себя по внешним признакам в качестве мусульманской страны, то процесс возрождения интереса к исламу неизбежен для нашей страны тоже. Значит, можно предположить, что возрастающее число девушек и молодых женщин, желающих облачиться в хиджаб, является опосредованным выражением и следствием этого интереса. Хотя знатоки казахской истории могут нам возразить, что в нашем обществе ни паранджа, ни хиджаб, никогда не были элементом культуры женской одежды. И это тоже правда. Однако, как известно, времена меняются. А вместе с ними - привычки людей и их культурные предпочтения.

В истории существует принцип маятника. В начале ХХ века отказ от паранджи и хиджаба был символом стремления женщин Востока к свободе и равенству. Может быть, теперь маятник совершает обратное движение, и желание носить хиджаб является подсознательным стремлением к самоидентификации?

Пока же остается констатировать один несомненный факт. Большая часть современных девушек и молодых женщин, добровольно надевающих хиджаб, стремится приобрести самые современные и востребованные профессии - юристов, экономистов, программистов, медиков и т.д.

Так, может быть, не столь страшна тенденция, как кажется на первый взгляд?..

 

Байкен КАРАБАЛИН

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии