12-06-2014, 22:56

Канат Нуров: "ЕНТ в рамках существующей модели исчерпало потенциал развития"

Тест на отсталость

  Сегодня у нас в гостях президент научно-образовательного фонда "Аспандау" Канат Нуров, с которым мы решили поговорить о том, что изменилось за десять лет, прошедших с момента проведения первого ЕНТ в Казахстане. В чем мы преуспели, а что упустили? Нужна ли нам вообще такая система оценки знаний выпускников школ? И что можно предложить взамен? - Канат Ильич, как вы оцениваете тестовый материал нынешнего года? - Он лучше предыдущего, но по-прежнему формален. Проблема в том, что ЕНТ в рамках существующей модели исчерпало потенциал развития... - Известно, что какая-то работа по его совершенствованию велась. В частности, в этом году в МОН РК была создана специальная рабочая группа. Вопрос в том, насколько ее деятельность была эффективной? - Работа комиссии больше техническая - поправочки там, "заплаточки" здесь. В рамках совершенствования существующей парадигмы содержания ЕНТ эта группа отработала довольно эффективно. Проблема в том, что сама парадигма содержания уже завтра станет "вчерашним днем". Понятно, что просто так изменить содержание вопросов ЕНТ не получится, нужно изменить все содержание образовательных программ и учебных планов. Невозможно требовать от ЕНТ эффективности и новаций, если оставить всю систему образования в прежнем состоянии. Нам надо понять, что экстенсивное развитие (строительство инфраструктуры) - это только основа для чего-то большего. Философия и стратегия образования нуждаются в кардинальном изменении. ЕНТ - лишь компонент системы образования в целом. А образование - это тот элемент культуры, который на системном уровне воспроизводит общество. Есть иллюзия, такая абсолютно детская надежда, что если изменить систему оценки образования, то изменятся сами знания, умения, навыки, ценности, переживания и способности личности. Я думаю, что так система не работает. Что мы хотим получить на выходе - "винтик механизма" или самостоятельную, креативную личность? Надо изменить само понимание системы образования, ее цели и, соответственно, средства. А подсистема оценки как завершение определенного цикла образования должна соответствовать духу и букве всего цикла научного познания. В общем, необходимо изменить саму суть образовательной системы страны без коренной ломки устоявшихся процессов и процедур (желательно). - В интервью интернет-порталу "Радиоточка" вы говорили о том, что в целом "все вопросы ЕНТ необходимо переработать с точки зрения именно оперативного компонента познания, так как невозможно все выучить и все знать". Расскажите об этом подробнее. Видны ли подвижки в этом направлении? - На мой взгляд, подвижки не особенно видны. Это по-прежнему вопросы на проверку знаний единичного уровня из информативного компонента познавательной сферы, требующие только памяти. А нужны вопросы особенного, общего и всеобщего уровня из оперативного компонента познания на понимание теории, логики и диалектики каждого вопроса. Тогда можно спокойно позволять проносить калькуляторы и сотовые с доступом в Интернет. Они все равно не помогут, если не понимаешь проблему или не знаешь, как ее решить. Пусть вопросов будет меньше, но пусть они будут на проверку именно оперативного компонента познающего мышления и по всем предметам, которые изучаются в старших классах. Также было бы неплохо упорядочить формат сдачи промежуточного государственного контроля (ПГК), Единого национального тестирования (ЕНТ) и других видов государственных экзаменов в плане возрастания сложности вопросов. В частности, пусть обязательным условием будет набор минимально необходимых баллов по менее сложным частям вопросников для зачета большего количества баллов по более сложным. - Подобной формой оценки знаний пользуются во всем мире. Но почему в Казахстане она не работает? - Она работает, просто в очень усеченном виде, т.е. без эссе и устной беседы, как того требует западное образование. Плюс налицо катастрофическое падение квалификации педагогических кадров, культ консьюмеризма и прагматизма, замена целостного, мозаичного познания и соответственно сознания фрагментарным и калейдоскопическим, по сути - клиповым. - Почему нам никак не удается сделать ЕНТ пусть не идеальным, но хотя бы приемлемым, объективным? - Ну почему же, с точки зрения объективности эта форма внешней оценки качества усвоенных знаний вполне работает, но она весьма упрощена по содержанию образования, поэтому и вызывает негодование. - Что мешает ее усовершенствовать? - На этот вопрос я ответил выше, но еще раз повторюсь: отсутствие перехода системы образования с рельс индустриального общества, ориентированного на подготовку узкоспециализированной рабочей силы, на систему образования информационного общества, ориентированного на формирование гармонично развитой, многогранной личности, способной обрабатывать лавину информационных потоков. Никто не отрицает необходимость узкоспециализированной рабочей силы (мы и этого не делаем нормально), но в информационном обществе быть глубоким узким специалистом без широкого образования как системного мировосприятия невозможно. - Не совсем понятно будущее ЕНТ в Казахстане. Если бывший вице-министр образования и науки РК Мурат Абенов говорил о его отмене уже в 2015 году, то новый вице-министр Тахир Балыкбаев опровергает эту информацию. Как вы считаете, с чем связана подобная несогласованность в одном ведомстве, почему возникают столь противоречивые заявления? - Причины такой несогласованности - нескончаемые и не определенные по целям реформы образования, многочисленные программы его развития без единой политики образования информационного общества, а также частая смена руководства в министерстве. - А каким вам представляется будущее ЕНТ? - ЕНТ должно быть по всем предметам, дополнено при этом письменным эссе и устным собеседованием, а также вступительными специфическими экзаменами в каждый вуз (по желанию последнего). - Какая система проведения вступительных экзаменов вообще нужна и приемлема для Казахстана? - Внутренние оценки школы за все годы по всем предметам в аттестате, внешние оценки по ЕНТ по тем же предметам и специфические вступительные экзамены в вуз. При этом индивидуальные достижения во всех школьных олимпиадах, конференциях и иных локальных или международных конкурсах знаний, умений и навыков необходимо считать при поступлении в вузы более приоритетными, чем внутренние оценки в аттестате и внешние оценки ЕНТ при окончании средней школы. Все это уже описано в "Политике развития образования информационного общества" (ПРО ИО), разработанной нашим научно-образовательным фондом "Аспандау" и принятой за нормативную основу всем Общественным фронтом за развитие образования (ОФРО). Помимо оперативного компонента познания, в ПРО ИО отражена также необходимость возрождения воспитательной и развивающей функций образования в виде объективной системы ценностей (ОСЦ), общегражданской национальной идеи и свободного правосознания. ОСЦ не только нравственно воспитывает личность, но и формирует в ней категориально-понятийный аппарат мышления на уровне всеобщих ценностей природы и общества. Общегражданская национальная идея формирует патриотизм как любовь к родине и национальную идентичность единой общегражданской нации на базе сохранения этнической культуры титульной национальности. Свободное правосознание формирует любовь к праву как аппарату обеспечения свободы каждой личности, в т.ч. в управлении обществом и творческой самореализации. Одним словом, надо срочно адаптировать систему образования к требованиям и реалиям информационного общества. Справка 8 июня в Казахстане завершилось ЕНТ-2014. Как сообщил Национальный центр тестирования, максимально возможные 125 баллов набрали лишь четыре выпускника. Рубеж в 100 баллов по пяти предметам преодолели чуть больше 13 тысяч, или каждый седьмой из принявших участие в едином госэкзамене. Минимальный порог не покорился 20 236 юношам и девушкам, то есть едва ли не каждому четвертому.   Беседовала Сауле Исабаева

Комментарии

Author ицукен
Редактировать / Удалить/ Цитировать
13-июн-2014, 12:21

Умный мужик... Интересные мысли... Моя точка зрения, нужно оставить только четыре экзамена, - математика (алгебра/геометрия), физика, химия, английский разговорный.... Все остальное, знаний не прибавляет...

Author ADAISTAN
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-июн-2014, 16:26

ХОРОШО, УМНО, А ГЛАВНОЕ ТОЛКОВО И ДОХОДЧИВО ДОНЕСЕНО ГЛУБОКАЯ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ СУЩ. СИТУАЦИЕЙ ПО РК!!! ЭТО ПО СУТИ СИГНАЛ SOS! AND THE WAY WE DO EDUCATIONAL BUSINESS NOW AND STRATEGY THAT IN "PLACE" IS SUCKS & SO DODGY! WE ARE IN BLOODY DEEP SHIT, YET TRYING TO POUR MORE FUNDS INTO CORRUPT SYSTEM AND DODGY MANAGEMENT LAYER RUN BY SHYMKENT MAFIA (ONTYSTIK ONBAGANDAR!).... FULLY AGREE WITH KANAT IL'ICH AND BTW, HE SHALL BE THE SECRETARY FOR EDUCATION AND SCIENCE DEVELOPMENTS!!! ADAISTAN WILL AND SHALL FULLY SUPPORT HIS NOTION TO LEGISLATION BODY!!!!

Author беларус
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-июн-2014, 20:12

ильич еще раньше исчерпался.