Наступает период летних отпусков. Перед нашими соотечественниками вновь встанет вопрос: куда поехать отдыхать? Предпочесть зарубежные курорты или отправиться по родной стране? Большинство казахстанцев, как правило, выбирает первый вариант. Почему? Этот вопрос встал с новой силой при посещении прошедшей недавно в Шымкенте VIII республиканской ярмарки "Саркылмас саяхат", главная цель которой - пропаганда внутреннего туристического продукта.
В мировой экономике туризм - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), его вклад в формирование мирового ВВП достигает 11 процентов. Непосредственно индустрия туризма создает каждое 12-е рабочее место на планете, а еще более высокая занятость населения обеспечивается за счет мультипликативного эффекта, который она оказывает на смежные отрасли.
В прошлом году аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) обнародовали индекс конкурентоспособности стран с точки зрения развития сектора путешествий и туризма. В этом списке Казахстан занимает лишь 88-ю позицию, располагаясь перед Кабо-Верде. Это говорит о том, что наша страна как турпродукт в мировой туристской индустрии малоизвестна, а потому не востребована.
Чтобы как-то изменить ситуацию, и проводится, помимо других мероприятий, республиканская ярмарка.
- Каждый год ее принимают разные регионы. В последнее время развитие туризма на юге Казахстана идет семимильными шагами (?!), поэтому было решено провести мероприятие в Шымкенте, - бодро объявил заместитель председателя Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий РК Мухит Саймасаев.
Ему на столь же радостной ноте вторил заместитель акима ЮКО Али Бектаев:
- Отечественная туристская индустрия вступила в период серьезных качественных перемен, все отчетливее приобретая черты динамичной, цивилизованной отрасли экономики. И отрасль будет развиваться, потому что наша страна располагает всем необходимым: культурным разнообразием, прекрасной природой, мощными региональными рынками и готовностью к переменам.
Однако участники ярмарки не спешили разделить оптимизм чиновников.
- Необходим серьезный и масштабный пиар Казахстана, - убежден научный сотрудник Аксу-Жабаглинского заповедника Евгений Белоусов. - Государство в лице республиканской и местной власти должно не жалеть денег на хорошо продуманную рекламу, надо развивать соответствующий менеджмент. У нас это в принципе отсутствует, нет системного подхода. Все делается одноразово, от случая к случаю.
Выпускник биофака Харьковского университета, он переживает и по поводу того, что не осталось у нас научных кадров.
- Уровень их подготовки в современных учебных заведениях оставляет желать лучшего, - сетует Евгений Михайлович. - К примеру, у нас в заповеднике уникальная флора и фауна. Но приходят молодые так называемые научные кадры, которые многих птиц и зверей разве что на картинке и видели: учились заочно, по традиционной в наших краях схеме. Я сильно сомневаюсь, что, допустим, частный университет в селе Аксу (райцентр ЮКО - прим. авт.) может подготовить по-настоящему квалифицированного научного сотрудника. Мы - последние из могикан. А после нас одни неучи и останутся?
Острейших дефицит квалифицированных кадров - одна из основных причин, тормозящих развитие туризма в Казахстане, - так считает и Мария Зейнелова, заместитель директора по науке Наурзумского государственного природного заповедника в Костанайской области. - Причем это касается всех сфер, связанных с туризмом. У нас практически нет грамотных экскурсоводов, работников сферы обслуживания. А о развитии соответствующей инфраструктуры вообще говорить не приходится.
Большинство наших сограждан не хотят проводить отпуска в Казахстане - им непременно заграницу подавай. Почему? Причин много. И, прежде всего, несоответствие цены качеству.
Знакомый чиновник на днях вернулся из Китая, где отдыхал вместе с супругой.
- Я поражен высочайшим классом обслуживания при очень доступных ценах, - делится впечатлениями Денис. - Приличный обед в ресторане на одного человека обходится, если перевести на нашу валюту, в тысячу тенге. Допустим, могут при тебе выловить из бассейна свежую рыбу, вкусно приготовить, подать к ней свежий салат и какой-нибудь экзотический напиток. В гостиничном номере прибираются сразу же, как вывесишь на дверь соответствующую табличку, постоянно меняют постельное белье.
Причем, если ты считаешь, что нужно три раза в день это делать, так и сделают, не задавая никаких вопросов. Интересные экскурсии, отличный сервис - и все это по вполне разумным ценам. А когда мы уезжали, нас попросили заполнить анкету, где среди прочих вопросов касательно предлагаемого сервиса был один, просто удивительный: достаточно ли часто вам приветливо улыбались? Вот это, я понимаю, сервис!
После этого нам с ним осталось только посокрушаться по поводу дороговизны гостиничных домиков, расположенных в уникальных урочищах Каскасу, Бургулюке и прочих заповедных местах ЮКО. Почему-то большая часть их принадлежит депутатам разных уровней или высокопоставленным чиновникам - Жылкышиеву, Ташкараеву, Сейджапарову и иже с ними. Слуги народа предлагают этому самому народу отдохнуть там за 500 долларов в сутки. Причем, вокруг - сплошная дикая природа, практически не облагороженная. Неужели не стыдно за такие драконовские цены перед своими земляками? Тем более если учесть, что они любят по нескольку раз в год съездить за границу и сравнить инфраструктуру и сервис тамошний и тутошний. И уже не удивляешься тому почему у нас так плохо развивается эта перспективная в общем-то отрасль. Как не удивляют и слова упомянутого выше заместителя председателя Комитета индустрии туризма МИТ Мухита Саймасаева, который, отвечая на вопросы журналистов о том, какие проблемы он усматривает в развитии казахстанского туризма, уверенно воскликнул: "А у нас нет проблем!". Что ж, тоже можно объяснить: нет турпродукта - нет проблемы!
Несмотря на обилие природных и культурных достоинств, наша страна как туристическое направление по-прежнему неизвестна европейцам и американцам.
- Здесь, в Казахстане, очень интересно, и жаль, что обо всем этом почти ничего не знают в Европе, - посетовал присутствовавший на ярмарке журналист из Великобритании Дарин Томсон. - Я объехал всю Центральную Азию и могу утверждать: ваша страна - самая толерантная, прогрессивная и миролюбивая. В плане туризма она может представлять для европейцев огромный интерес, поскольку казахстанцы - очень гостеприимный народ. Здесь большие заповедные территории, где можно развивать экотуризм, конные и пешие маршруты, ставшие в последние годы так популярными у европейцев, уставших от шумных и загазованных мегаполисов. Только вам необходимо развивать инфраструктуру и улучшать сервис.
Дарин пожаловался и на визовые заморочки, из-за которых в Казахстан не смог попасть его спутник, тоже англичанин.
Международные консалтинговые и исследовательские компании достаточно критично оценивают казахстанские туристические перспективы. По их мнению, это обусловлено завышенными ценами при низком качестве сервиса и инфраструктуры, а также слабой PR-кампанией Казахстана за рубежом.
Между тем, согласно информации Счетного комитета РК, на формирование положительного имиджа, в том числе на информационную пропаганду туризма Казахстана за рубежом, только в прошлом году было выделено свыше 720 млн. тенге. При этом, по данным журнала "Фундаментальные исследования", Казахстан в большей степени вызывает у потенциальных туристов лишь любопытство. Как туристическое направление страну пока не воспринимают. И это в канун всемирной выставки EXPO-2017, с которой власти республики связывают большие надежды.
ЮКО - любимое место охоты арабских шейхов, для которых в Отрарском районе соорудили даже соответствующую инфраструктуру, окруженную неприступной охраной. Однако это сделано на арабские деньги.
А еще ЮКО - популярное место паломничества мусульман и из других регионов Казахстана, и из соседних стран. Паломники, как правило, люди неприхотливые, они не обижаются на нехватку трехзвездочных отелей. Но как быть с тем, что вблизи святынь отсутствуют даже элементарно благоустроенные бани и санузлы, в которых можно было бы совершить омовение перед молитвой? "Интерес у зарубежных туристов, особенно из Германии, Великобритании, Южной Кореи, есть, но их отталкивают цены и отсутствие соответствующего сервиса, - рассказывает Мария Александровна. - Даже в провинциальных городах не найдешь отелей, где номер стоил бы меньше 10 тысяч тенге за сутки, а сервис не тянет и на "две звезды".
Между тем, в Казахстане разработана концепция развития туристской отрасли до 2020 года, согласно которой предусматривается инвестировать в эту сферу около 10 млрд. долларов. При этом более половины объема инвестиций, а это около 6 млрд. долларов, составят частные вложения. Ожидается, что до 2020 года вклад этой отрасли в ВВП страны увеличится с 2,4 млрд. долларов до 7 млрд., рабочие места получат около 270 тысяч человек. Но это только перспективы, а пока объемы внутреннего и въездного туризма остаются незначительными, тогда как количество выезжающих на отдых за границу ежегодно продолжает расти. Это значит, что деньги отечественных и потенциальных иностранных туристов пополняют бюджеты других стран. А мы пока только хотим…
Рамзия ЮНУСОВА,ЮКО
Тут была мобильная реклама
Тут была реклама
Рекомендуемые новостиПохожие новости
Тут была реклама
Байжаунова: «Давайте развивать экстремальный туризм в Мангистау»