Известный политик, лидер Партии патриотов Гани Касымов - один из немногих казахстанских "ньюсмейкеров", которые могут позволить себе открыто и критически высказываться по многим злободневным проблемам. Сегодня мы представляем его точку зрения по поводу предстоящего подписания договора о создании Евразийского экономического союза:
- Я хотел бы затронуть два важных, как мне представляется, момента, связанных с предстоящим в мае подписанием договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Во-первых, у нас с Россией и Белоруссией была предварительная договоренность, что все три страны будут одновременно вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако на практике все происходит несколько иначе. В ВТО пока вступила только Россия. Поэтому необходим тщательный и всесторонний анализ складывающейся в связи с этим ситуации. Получается, что Россия состоит и в ВТО, и в Таможенном союзе. Теперь необходимо понять, как возникающие при такой конфигурации противоречия могут сказаться, в контексте предстоящего подписания соглашения о ЕАЭС, на Белоруссии и Казахстане? Сможем ли мы после его подписания вступить в ВТО, или вхождение в ЕАЭС не позволит нам это сделать? На данный момент никто однозначно на этот вопрос ответить не может.
Когда два года назад Россия вступила в ВТО, то было сказано, что в эту организацию никого не принимают группой стран или какими-то объединениями. Только в индивидуальном порядке. Но тогда почему нашими политиками декларировался тезис, что в ВТО мы будем вступать все вместе? Они что, не читали устав ВТО? Здесь явно присутствовала какая-то интрига, которая осталась вне поля зрения общественности наших стран. Лично я никак не могу понять следующего: если одна страна из нашего союза вступила в ВТО, то двум другим путь туда будет открыт, или он заказан из-за того, что они вошли в ЕАЭС?
Во-вторых, предполагают ли условия договоренностей о создании ЕАЭС отдельное вступление в ВТО? Ведь по сути получается так, что у одного из членов ЕАЭС уже есть некое привилегированное положение - он состоит и в ВТО, и в ЕАЭС. И если Россия уже вступила в ВТО, то надо было до подписания соглашения о ЕАЭС дождаться, пока туда же не вступят Белоруссия и Казахстан. Ведь, как я уже сказал, ставилась цель - сначала вступить всем трем странам в ВТО. Получается, что на полпути приостановили один процесс (вступление в ВТО) и тут же форсируем другой (формирование ЕАЭС). С какой целью это делается?
Я считаю, что надо разобраться в складывающейся ситуации и понять, стоит ли сейчас подписывать соглашение о ЕАЭС, когда два его участника еще не вступили в ВТО? Необходимо внести в этот вопрос полную определенность. Чтобы потом вдруг не выяснилось, что участие в ЕАЭС является непреодолимым барьером на пути в ВТО. Может оказаться так, что и Белоруссия, и Казахстан будут ущемлены в некоторых своих правах. Уж если одна страна вступила в ВТО, то дайте возможность сделать это и двум другим. А потом можно подписывать соглашение и о создании ЕАЭС. А то получается, что телега ставится впереди лошади.
Теперь о втором важном моменте. Касается он механизмов реализации прав и обязанностей государств-участников интеграционных проектов. Чтобы быть лучше понятым, сделаю небольшой исторический экскурс. По Конституции СССР, у каждой союзной республики было право выхода из состава Советского Союза, однако четко прописанного механизма, как это сделать, не было. Так вот, в оставшееся перед окончательным подписанием соглашение о ЕАЭС время мы должны очень внимательно рассмотреть и при необходимости внести в него соответствующие статьи и поправки, предусматривающие право и механизм выхода из ЕАЭС для каждого его участника. Чтобы парламент каждой страны-участницы, если ее что-то будет не устраивать, мог в любой момент принять в одностороннем порядке такое решение, и оно неукоснительно могло быть реализовано. Чтобы если, допустим, Белоруссия захочет выйти из ЕАЭС, то ни Казахстан, ни Россия не могли бы воспрепятствовать ей в этом вопросе. Любой союз должен быть добровольным как в плане вхождения в него, так и в плане выхода. А для этого необходимо внести в соглашение соответствующие коррективы.
Как известно, все международные договора становятся субъектом международного права. А субъект международного права является приоритетным по отношению к национальным законодательствам. И если мы подпишем соглашение о ЕАЭС, не обговорив механизм выхода из него, то в будущем может случиться так, что мы попросту не сможем выйти из него, даже если этот союз перестанет отвечать нашим национальным интересам и безопасности. Поэтому необходимо сделать все необходимое, чтобы не оказаться в этой юридической "мышеловке".
Как гражданин, как человек я очень обеспокоен этими не совсем четко осмысленными и оформленными аспектами соглашения о формировании Евразийского экономического союза. Раз уж принято политическое решение об его подписании, то не мешало бы еще раз внимательно и досконально проанализировать именно эту часть соглашения, чтобы не создавать нашим потомкам лишних проблем. Нужно как можно быстрее подключить всех наших авторитетных правоведов к разработке механизмов, обеспечивающих реализацию права свободного и корректного выхода из любого союзного договора, если в том возникнет необходимость.
Подготовил Байкен КАРАБАЛИН