ВТОРНИК, 26 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Шоковая терапия Арыстанбека Мухамедиулы: причины и следствия

Автор: Адольф Арцишевский 3684 14-04-2016, 07:59


Это письмо никак не любовное. Скорее, напротив - официально-производственное, написанное чиновничьим суконные языком. Но письмо до крайности возбудило социальные сети. Чем? По мнению возбудившихся, элементарным незнанием казахского языка. В письме 50 грамматических ошибок. С ума сойти! Не верите? Но документ выставлен в Интернете на всеобщее обозрение, там все ошибки помечены красным, как в школьном диктанте. Над письмом  впору ставить рубрику "Тяп-ляп".

Скандал как движитель культуры

А главная фишка в том, что письмо подписано министром. Причем возглавляющим не какое-нибудь там отраслевое министерство - тут было бы многое извинительно. В конце концов, у такого министра жизнь могла пройти, как у Черномырдина, "в атмосфере нефти и газа", - у него с запятыми, лексикой и падежами может быть напряженка. Но письмо подписал министр культуры, а здесь уже безграмотность неуместна, это уже, согласитесь, попахивает жареным, и журналюги, сотрясатели сетей ринулись перемывать министру косточки.

Не будем торопиться вслед за ними бросать свой камень в согрешившего. Тем более что сам министр по горячим следам дал разъяснения. Что под раздачу попал случайно, что это техническая ошибка, с кем не бывает, кто-то из его команды проявил головотяпство. Мы вернемся к этому чуть позже. Но любопытно вот что.

Подобный случай с нашим министром не впервой. Он то и дело с поразительной регулярностью попадает впросак. А поскольку обязанности у министра многогранны, то всякий раз происходящий казус высвечивает как бы новую грань из жизни и министерства, и министра. Вы наберите в Интернете в одной связке сочетания слов "министр культуры РК" и "скандальный", и вам откроется такой букет нелепостей, такая россыпь двусмысленных заявлений и высказываний невпопад, что, право, глаза разбегаются.

Вот первое, что попало под руку: "Мы достигли такого уровня, когда мы обязаны строить Национальный пантеон, потому что пантеон является основой деятельности в области человеческих отношений". Не правда ли, глубоко? Или вот, еще глубже: "Каждому творческому человеку необходима духовная наполненность, ощущение острой индивидуальности, уроки сдержанности выразительных средств и неожиданных порывов". Нет-нет, мы не злобствуем, мы не хотим подмочить репутацию уважаемого человека. Но в Интернете кроме всего прочего приведены и видеосюжеты, где явлены изуст­ные образчики его речей. Слушать это, пытаться вникнуть в логику его речей, понять, что он хочет сказать, - порой это подобно общению с бормашиной в кресле у стоматолога.

Но опять-таки - не каждый из нас Цицерон. Ораторство, быть может, не самая сильная сторона дарования министра. Куда важнее концептуальный взгляд его на культуру, на пути ее развития, на те тенденции, которые представляются для него, скажем так, судьбоносными. И те конкретные шаги в преобразовании культуры, которые сделал министр, заступив на должность.

По дорогам по быстрым за нашим министром

Первая и главная его инициатива на высоком посту - разработка Концепции развития культуры в Казахстане. Он был главным застрельщиком, закоперщиком, радетелем этого проекта еще на стадии обсуждения. Обсуждение было далеко не безоблачным. Наибольшие опасения и возражения вызывал настойчиво продвигаемый министром тезис о коммерциализации культуры. И впрямь, вроде бы не обойтись без этого в эпоху рынка. Но одним из столпов концепции развития культуры оказался туризм, который должен был открыть в казну денежный поток из зарубежья.

Чтобы обезопасить себя от упреков в волюнтаризме, министр инициировал широкое обсуждение проекта. Очень широкое. В результате документ погружался в обильную словесную оболочку. Он, как в некогда знаменитой басне Сергея Михалкова "Слон-живописец", все больше соответствовал постулату "и нашим, и вашим", покрываясь пеной демагогии и выскальзывая из рук. Нет-нет, там было немало верных суждений, но тезис о коммерциализации культуры, туманясь от обилия общих слов и погружаясь в их пучину, оставался скальным основанием.

Конечно, документ преисполнен высоких замыслов: "В числе приоритетов новой культурной политики - укрепление статуса казахстанской культуры в мире. Не секрет, что сегодня потенциал интегрирования отечественной культуры и искусства в мировой культурный процесс недостаточно реализован. Существует реальная потребность наращивать международные связи, в том числе по линии таких авторитетных организаций, как ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, ИКОМОС и другие".

Открытия-то особого здесь нет, все верно, все можно лишь приветствовать: "В перспективе планируется создать в стране региональный исследовательский и научно-образовательный центр в области гуманитарного сотрудничества - Международный институт ЮНЕСКО". И, наконец, вот оно - самое главное: "Есть предложение сделать Астану штаб-квартирой новой международной организации в области культуры - Евразийского совета по культурному развитию Silk Road".

Париж отдыхает. И сами собой являются строки из Маяковского: "Я планов наших люблю громадье". А потаенное главное в чем? В грядущей и неотвратимой коммерциализации. Туризм должен приносить доход. Кто бы спорил с этим? Но, как сказал один средней руки мудрец и практик, прежде чем вынуть что-то из кармана, надо в карман что-то положить. А в тот самый вожделенный туристический карман пока что ничего не положено.

Еще во время обсуждения концепции у многих возникли неотступные вопросы к застрельщику и автору документа. Внятные ответы на них как-то не вытанцовывались, а потому создатели концепции сам тезис закамуфлировали, отодвинув на второй план, чтобы он глаза не мозолил. Но вопросы остались, поскольку остался сам дерзкий замысел. Однако, если отвлечься от них, от вопросов, если дать себе труд поразмышлять о перспективах, которые сулит документ, придуманный министром, то невольно потянешься к школьным годам, к снам Веры Павловны из программного тогда романа Чернышевского "Что делать?". Ответ был один: мечтать. Мечтать и еще раз мечтать!

К тому призывали и призывают нас герои книги, а заодно вождь мирового пролетариата Ленин и один из неистовых мечтателей новейшей эпохи - наш министр культуры. Мечтать о будущем, которое непременно наступит десятилетия спустя, когда смелый (очень смелый!) и тоже мечтательный турист из зарубежья, креативный и, разумеется, богатый, изобретет крылатый квадрацикл (а больше ни на чем не проедешь по нашим дорогам); когда щедрые инвесторы понастроят вдоль Шелкового пути пятизвездочные отели (турист из зарубежья, знаете ли, привык хотя бы к минимальному комфорту).

И вот армада этой чудо-техники ринется с путешественниками-экстремалами в наши просторы, чтобы воочию убедиться в вечной истине, открытой два века назад. Авторство этого афоризма приписывают Николаю I. "У нас всего две беды, - сказал он, - дураки и дороги". Именно так: "всего две беды". Про дураков не будем, тут мы не первопроходцы, этого добра полным-полно в любом цивилизованном государстве. А вот дороги… Хотя дороги мы строить умеем. Примеры? А трасса Алматы - Бишкек - начальный этап пути к желанному Иссык-Кулю? Ехать любо-дорого. То есть не дорого, а любо - в самый раз.

И прежде чем озаботиться виртуальным Шелковым путем, соорудить бы нам доступную здравому смыслу дорогу на Алаколь. Или на столь любимый Кунаевым Капал-Арасан. Пока ведь на подъездных путях к этим жемчужинам туризма черт ногу сломит. И что-то не видно энтузиастов-инвесторов. Вот бы озаботился этим среди своих неотложных трудов наш министр…

Гран-при для "чернухи", или "Уроки гармонии" и дисгармонии

Судя по скандалезным ляпам, которыми нас с готовностью потчует Интернет, круг забот министра и его команды - увы! - многогранен. По несчастью, министр вдруг озадачился уровнем нашего кино. Причем не художественным уровнем, что было бы вполне естественно, а идейным, нравственным. Тоже, согласитесь, важно. Министр принялся здесь наводить порядок. И появился "черный список фильмов, позорящих Казахстан".

Вообще-то список этот стал позорищем для самого министра, хотя ему самому это невдомек. Ладно бы значился в списке том какой-нибудь захудалый "Побег из аула". Так нет же. Арыстанбек Мухамедиулы заклеймил позором фильмы Адильхана Ержанова "Хозяева" и "Риэлтор", получившие высокую оценку нашей казахстанской критики. Дальше - больше: министра возмутил фильм Эмира Байгазина "Уроки гармонии". А фильм этот меж тем получил "Серебряного медведя" за операторскую работу и приз газеты Morgen Post 63-го Берлинс­кого кинофестиваля.

Как отмечают блогеры, слабые и бесталанные картины, которых в местном прокате становится все больше, внимание министра не привлекли. А по поводу "Уроков гармонии" он метал громы и молнии. Какой же негибкой и глухой душой надо обладать человеку от культуры, чтобы не услышать горестного посыла новейшего поколения и новейших времен к сильным мира сего: защитите школу, защитите учеников, родителей, учителей от торжествующего Хама! Он явился не только из Минобра, он вызревает в школе изнутри. Он как знак бездуховных времен вызревает в душах самих учеников, родителей, учителей. Это не эвклидовы начала жизни, это высшая математика современного бытия. И это не "чернуха", как изволит считать министр культуры, обвиняя авторов в отсутствии патриотизма.

Патриотизм как раз в том, чтобы не закрывать на это глаза, не отводить их стыдливо в сторону, а принимать меры, чтобы противостоять, по терминологии Дмитрия Мережковского, "грядущему Хаму". Да чего там грядущему! Он идет по нашим головам, он вытаптывает наши души.

Возможно, я не прав в оценке "Уроков гармонии". Я не работник Министерства культуры и спорта и никогда не считал, что истина в послед­ней инстанции принадлежит лично мне. Но, наверное, в жюри международных конкурсов и фестивалей сидят не дураки, а профи, знающие, что к чему в кино. Они и рукоплескали этому фильму, и увенчали его лаврами лауреата. А значит, увенчали славой и наш родной Казахстан.

Ладно, бог с ними, с международными конкурсами. Но отчего же восхищаются фильмом Гульнара Абикеева, Асия Байгожина, Олег Борецкий, Бауржан Шукенов? Или они не профессионалы, не патриоты? Думаю, они лучше нас с вами, г-н министр, и лучше вашей команды, внимающей вам, лучше всей нашей чиновничьей рати понимают, что такое настоящее кино, и могут отличить зерна от плевел. Или я неправ? Или я что-то опять недопонял в вашей концепции развития культуры, зацикленной на коммерциализации всего и вся? И тогда вполне обоснованными выглядят опасения сотрудников Центрального государственного музея. Этот бескорыстный храм науки и духовности кто-то очень хотел переподчинить и перепрофилировать, превратив его в очередной мега-центр, в развлекательное учреждение новейшей эпохи.

Суммируя все вышесказанное, ощущаешь неодолимую тревогу за культуру. И появляется вполне естественный порыв защитить ее от Министерства культуры и от ее министра.

Портрет министра во весь рост

Хотел было я поставить под материалом какой-нибудь маловразумительный псевдоним, чтобы хоть как-то себя обезопасить от гнева поднебесных высот. Но что толку? Из текста все равно торчат мои не ослиные уши. А ситуация была щекотливой. Я как Аристотель впал в дилемму: Платон мне друг, но истина дороже. Ее, как шило, в мешке не утаить, она заклюет и совесть, и печень, как зловредный орел в древнегреческом мифе.

Дело в том, что лет пять назад, еще в бытность нынешнего министра ректором "жургеновки", я написал о нем очерк "Человек в седле". Написал со вниманием, теплотой и любовью. И когда "человек в седле" доскакал до кресла министра, я был искренне рад и от души желал ему успеха. А дальше… Дальше - "ряд волшебных изменений милого лица". Или как назвать ту мутотень, что творится с культурой в Министерстве культуры?

Вообще-то короля играет свита, она должна была бы подправить диоптрии бинокля, в который он смотрел фильмы, попавшие в его черный список. Ну позволительно ли министру культуры воспринимать мир так одномерно, плоскостно и прямолинейно, в столь обедненной цветовой гамме? Неужели в его команде не нашлось человека со вкусом, проницательного, умного, знающего кино не понаслышке?

Человека, к которому он прислушался бы, который мог бы кое-что разъяснить ему, помочь откорректировать зрение и хоть что-то понять в том, что он видит на киноэкране? Предостеречь от примитива, чтобы не выглядеть посмешищем на всю округу? Чтобы вслед ему не раздавались колкости, издевки. Что, мол, министру нашему не дает покоя "административный зуд". Что "немного дурости в министре культуры лучший вариант, чем дурость министра финансов". Что он, оставив после себя развалины в "жургеновке", теперь вот выстроит по ранжиру кино, театр и прочие зрелищные учреждения.

Вы представляете, какую он чистоту нравов наведет в них, что он из них сделает, дай ему волю? И какое может быть после этого уважение к созданным по его инициативе худсоветам, или как их там - "советам по культуре"? Это не я говорю, пытаясь укусить побольнее горемыку-министра, это я цитирую недобрых, злых блогеров, не ведающих снисхождения.

А может, это тот случай по дедушке Крылову - "Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!". Но слон какой-то захудалый, а моськи с каждым его проколом все свирепей, крупней и многоопытней, от них не отбрыкнешься походя. Это уж и не моськи, а монстры, тигры саблезубые. Это ж сколько надо было слону поработать в посудной лавке, чтобы заявить о себе так бесславно и громко!

А что касается документа с пятьюдесятью ошибками - документа, который он подписал, то, право, это мелочь по сравнению со всем вышеизложенным. Ну, подмахнул не глядя, с кем не бывает! К тому же, как сам он прокомментировал этот казус в сетях, виноват компьютер, зараженный кириллицей, в нем с некоторыми  тюркскими буквицами недопонимание, но мы недопонимание это стараниями нашего министра к 2025 году ликвидируем. А то, что благодаря этой коварной кириллице весь просвещенный мир приобщился к казахской духовности и казахской культуре, оно не в счёт. И то, что наши соседи и братья узбеки с их продвинутой латиницей уже четверть века в ступоре и оцепенении, нам тоже не указ. Главное - нацпаты будут спать спокойно, убаюканные снами, что они выкорчевали наконец-то это ненавистное им наследие колонизаторов.

Так что в данном случае речь идет о техническом сбое. Правда, в документе, где такой сбой неуместен, иначе пользователи сетей не подняли бы такой шум, не пеняли бы министру как закоренелому двоечнику за его очередной прокол: "Ужас! Смотрите, не ослепните, увидев это! В утвержденных Министерством культуры и спорта Казахстана правилах работы Комитета по развитию языков и общественно-политической работе 50 ошибок. Если такой документ утвержден с ошибками, то что будет с его выполнением?" - задаются вопросом недоброжелатели министра.

И этот ворох ошибок не в каком-то второстепенном циркуляре, а в правилах работы Комитета по развитию языков! Какой же полудурок из его команды сумел так подставить министра? Как, по чьему недогляду он в его команде появился? И что же это за команда такая, которая может так вот запросто подвести министра под монастырь?

Судя по его анкетным данным, наш герой чуть ли не с младых ногтей осваивал маршруты министерских закоулков, коридоров и приемных, внедрялся в министерский аппарат. И по логике вещей должен бы знать его устройство и механику. Но если следовать фактам, он так и не понял, что это такое. Иначе люди из его команды так его не подставляли бы.

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 4 °C
Алматы: 14 °C
    
$ 333,63
375,65