И космос мы покоряем, и больших успехов на политической арене добиваемся, и учиться скоро будем по-новому, и лечиться на уровне европейских стандартов…. А вот жить… Почему-то наши власти самого элементарного - приличного прожиточного минимума для казахстанцев, без чего все эти победы ничего не стоят - сделать для своего народа не хотят.
Даже странно, ведь и президент на всех уровнях говорит, что все у нас делается для людей: плотины строятся, новые фабрики и заводы открываются, столица вон какая выросла, в ВТО идем и путь в Европу прокладываем, а в вопросе социальной защиты граждан вперед идти никак не хотим - топчемся на уровне 1999-го. Именно в том году 16 ноября был принят закон "О прожиточном минимуме", определены минимальная потребительская корзина, которая состоит из 43 наименований продуктов питания, и фиксированная доля расходов на непродовольственные товары и услуги. Сколько лет прошло! За эти годы все у нас изменилось, не говоря уже об инфляции и ценах. Возросли потребности людей, появились новые стандарты оценки качества лечения и обучения, возросла продолжительность жизни, а прожиточный минимум остался все тот же. Парадокс, да и только! Ну не жаль нашему правительству своего народа, и это не голословное заявление, потому что за примером далеко ходить не надо: согласно закону РК "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы" прожиточный минимум определен в размере 17 439 тенге, и именно эта сумма берется за основу минимальной заработной платы, минимальной пенсии. Хотя буквально на днях на сайте акимата Астаны появилась официальная информация городского департамента статистики о том, что прожиточный минимум астанчан составляет 19 170 тенге - даже исходя из критериев старого закона!
- Содержание потребительской корзины должно соответствовать действующим ценам и реалиям, - считает депутат мажилиса парламента Ольга Киколенко. - Согласно последним данным Института питания, давно уже требуется совершенствование методологии расчета продовольственной части прожиточного минимума в Казахстане. Да, это повлечет за собой увеличение стоимости и продовольственной корзины, и минимально положенных услуг, но это давно уже требование времени.
В соответствии с международной практикой, поясняет депутат, прожиточный минимум должен пересматриваться каждые пять лет. Но наши чиновники, занимаясь модернизацией всего что угодно, никак не опустятся до самого насущного - социальной модернизации, ведь даже президент страны говорит, что социальная модернизация в Казахстане должна быть направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации.
- Поэтому для повышения качества жизни, для укрепления имиджа страны нам просто необходимо разработать систему социальных стандартов, обеспечивающих определенные государственные гарантии, - считает депутат. - Данные гарантии должны содержать минимальные и расширенные ключевые параметры и индикаторы качества жизни. Это уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг. Все это, безусловно, базируется на прожиточном минимуме, системе его реформирования и регулирования.
Чтобы сдвинуть этот неподъемный вопрос с мертвой точки, депутаты направили запрос уже нынешнему премьер-министру. Они спрашивают: планируется ли совершенствование методологии расчета продовольственной части прожиточного минимума? Будут ли пересмотрены соотношения продовольственной и непродовольственной его части? И надеются на положительный ответ.
Мила БОГДАНОВА,
Астана