СРЕДА, 5 АВГУСТА 2020 ГОДА
7690 23-07-2020, 12:37

Вернуть землю хозяину: активные шаги со стороны государства


Касым-Жомарт Токаев окончательно и бесповоротно поставил жирную точку в наболевшем для казахстанцев вопросе продажи земли иностранцам. Выступая на расширенном заседании правительства, он заявил: «Определились с основной проблемой. Земля иностранцам не продается. К этому вопросу больше не вернемся». Тем самым глава государства не только снял напряженность в обществе, связанную с приближением окончания действия моратория на поправки в Земельный кодекс, который ввел первый президент страны Нурсултан Назарбаев, но и в определенном смысле «расчистил дорогу» для принятия решений в других не менее актуальных и злободневных вопросах, касающихся земельных отношений.

Очертания проблемы

Прежде всего, речь идет об эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения. Важность этого аспекта для Казахстана трудно переоценить, поскольку он напрямую влияет на обеспечение продовольственной и в целом национальной безопасности, на устойчивое социально-экономическое развитие страны.

«Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает», - заявил в сентябре прошлого года в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев. «Многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю, держат землю впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых «латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене», - уточнил глава государства. По его словам, главной задачей в сложившихся условиях должно стать «эффективное использование земель».

Ситуация такова, что за годы независимости Казахстан потерял миллионы гектаров плодородных пашен и пастбищных угодий. Если в 1991-м к землям сельскохозяйственного назначения относилось 218,4 миллиона гектаров, то по данным на прошлый год эта цифра составила 106,4 миллиона. И это с учетом более чем миллиона гектаров, которые государству удалось вернуть в оборот в 2018-м.  

В Комитете по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства констатируют, что в последние годы площади земель сельскохозяйственного назначения во всех областях увеличиваются за счет освоения участков, находившихся в запасе. Согласно статистическим выкладкам, только за период с 2005-го по 2019-й площадь введенных в оборот земель запаса возросла на 29,8 миллиона гектаров. В первую очередь, в таких регионах, как Карагандинская область (на 6,2 миллиона), Актюбинская (на 5,7 миллиона), Восточно-Казахстанская (на 5,1 миллиона), Западно-Казахстанская (на 4,2 миллиона), Павлодарская (на 3 миллиона гектаров).

Но этих темпов явно недостаточно. Как отметил в своем послании Касым-Жомарт Токаев, из-за неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения «уже невозможно качественное развитие отечественного АПК». Факт, который привел в пример глава государства, говорит о многом: «Сегодня увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеров земли для выращивания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет менее 60 процентов». Также президент сделал акцент на том, что «повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно без организации надлежащих условий для качественной жизни на селе».

Неудивительно, что данное президентом в сентябре прошлого года поручение правительству «приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель» было позитивно воспринято в экспертной среде. По официальным данным, в республике есть порядка 16,5 миллиона гектаров неиспользуемых пашен и пастбищных угодий. Но при этом, как и говорил президент, земля на самом деле в дефиците.

По данным Министерства сельского хозяйства, во многих регионах, особенно это касается казахстанского юга, затруднен доступ к пастбищам и другим сельскохозяйственным угодьям. Причины – высокая плотность населения, большое количество скота как на личных подворьях, так и в близко расположенных к селам и аулам крестьянских хозяйствах. «Все это приводит к ухудшению экологической обстановки и деградации пастбищных угодий вокруг населенных пунктов», - констатируют в министерстве. И это только то, что касается пастбищ, которые в общем объеме сельхозугодий занимают 84 процента.

Еще более сложная ситуация с распределением пахотных земель, на которые приходится менее 12 процентов сельхозугодий. А к орошаемым и вовсе относятся лишь 0,8 процента. При этом треть из них не используется по причине выхода из строя оросительных и дренажных систем, что, естественно, напрямую влияет на продуктивность земель.

Стоит сказать и о возникшем парадоксе. Несмотря на то, что пахотные угодья у нас поистине на вес золота, их сохранностью обеспокоены далеко не все землепользователи. Согласно данным Комитета по управлению земельными ресурсами, «в 2019 году хозяйствующими субъектами было оставлено в залежи и произведена их трансформация в пастбища и другие виды угодий 70,7 тысяч гектаров пашни, из них в Западно-Казахстанской области 63,5 тысяч гектаров, в Карагандинской – 6,5 тысяч». Вызывает определенную тревогу у специалистов и положение с сенокосами. Для понимания глубины проблемы опять же обратимся к официальным данным. А они таковы, что увеличение доли орошаемого земледелия (это необходимо для более эффективного развития АПК) может привести к нарушению баланса пойменных земель, которым грозит опустынивание. В частности, речь идет о таких реках, как Сырдарья, Чу, Урал, Иртыш, в поймах которых исчезают сенокосные угодья или резко сокращается их урожайность. По информации Министерства сельского хозяйства, из общей площади сенокосов в Казахстане улучшенные составляют менее процента. Да и улучшенными их можно назвать с натяжкой, поскольку на них преобладают многолетние травы 15-20-летней давности.

Столь сложная и многослойная проблематика (мы уже не говорим об эрозии и загрязнении почв) требует взвешенных, продуманных и эффективных решений. И изъятие неиспользуемых земель, о чем говорит президент страны, - первый и очень важный шаг на предстоящем пути. Свидетельство чему и активность государственных органов в этом направлении.

На пути к восстановлению

Буквально через полтора месяца после президентского послания в казахстанское законодательство начали вносить соответствующие поправки. Так, в конце октября прошлого года в Земельном кодексе РК появилась норма, предусматривающая осуществление цифрового мониторинга сельхозземель с использованием данных дистанционного зондирования. А спустя еще пару месяцев были приняты правила, касающиеся космического мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения. Это позволяет соответствующим органом в онлайн-режиме отслеживать ситуацию, например, обнаруживать перегруженность пастбищных угодий, и принимать оперативные решения.

Кроме того, в целях повышения эффективности мер по возврату неиспользуемых земель в госсобственность, на законодательном уровне планируется сократить сроки возврата земель с двух лет, как было ранее, до одного года. Об этом в конце 2019-го на заседании Национального совета общественного доверия говорил Касым-Жомарт Токаев. Также благодаря законодательным поправкам для судебных дел, связанных с изъятием неиспользуемых земель, предусмотрен особый порядок – по аналогии с процедурой принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. Целый пакет изменений заложен в презентованную в начале текущего года Министерством сельского хозяйства концепцию законопроекта по внесению поправок в Земельный, Предпринимательский и Налоговый кодексы. Они, в частности, отражают еще одно требование главы государства о необходимости увеличения базовых налоговых ставок за неиспользуемые земельные участки с 10 до 20 раз.

Но не только совершенствованием действующего законодательства заняты государственные органы. В конце июня текущего года Министерство сельского хозяйства обнародовало реестр физических и юридических лиц, у которых были принудительно изъяты земельные участки. Это своего рода «стена позора» недобросовестных землевладельцев. Кстати, в каждом регионе таковых набралось порядка тридцати. И надо отметить, что неприкасаемых тут нет. Закон един для всех. И с этой точки зрения вполне уместно вспомнить, как несколько месяцев назад вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов рассказывал о судьбе почти 2-х миллионов гектаров, изъятых у агрохолдинга-«латифундиста». Эти земли были переданы 43 новым инвесторам (как юридическим, так и физическим лицам из числа резидентов Казахстана), которые уже вложили в развитие полученных наделов порядка 20 миллиардов тенге инвестиций…

Вообще же в прошлом году, как сообщил на отчетной встрече с населением министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, было выявлено 5,6 миллиона гектаров неиспользуемых земель. В основном это пастбища (4,6 миллиона гектаров) и пашня (800 тысяч гектаров). В результате принятых мер 1,1 миллиона гектаров удалось вернуть в государственную собственность, в отношении еще 2,6 миллиона ведутся судебные процессы. Большинство остальных землепользователей одумались и приступили к возделыванию простаивавших участков. За первый квартал текущего года в госсобственность возвращено еще более двух миллионов гектаров неиспользуемых земель.

Но отобрать землю у нерадивого пользователя - это только полдела. Чтобы снова превратить ее в кормилицу, нужно постараться. Как отмечают в Комитете по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства, для дальнейшего вовлечению пахотнопригодных и сенокосно-пастбищных угодий в сельскохозяйственный оборот, необходимо проведение целого комплекса мероприятий.

Во-первых, это создание механизмов экономического стимулирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и восстановления плодородия почв. Во-вторых, разработка схем и проектов по освоению земель с привлечением инвесторов. В-третьих, оптимизация внутрихозяйственной организации земель с учетом ландшафта и рельефа местности, а также введение и освоение современных систем земледелия и научно-обоснованных севооборотов. В-четвертых, разработка технических проектов по улучшению использования орошаемых площадей, борьба с засолением почв, ветровой и водной эрозией.

И планомерное движение в названных направлениях уже ведется. Отчасти этому способствуют постоянное совершенствование земельно-кадастровых работ, автоматизация и оцифровка проводимых в их рамках мероприятий. Только в прошлом году, как сообщает Комитет по управлению земельными ресурсами, «был выполнен комплекс работ по почвенному обследованию и обновлению почвенных материалов для паспортизации земель на площади 7,3 миллионов гектар, геоботаническому обследованию - на 7,3 миллионов гектар, бонитировке почв и определению бонитета почв для целей паспортизации – на 5,7 миллионов гектар. Создано 150 электронных земельно-кадастровых карт учетных кварталов, сформированных на землях населенных пунктов. Актуализацией базы Автоматическая информационная система «Государственный земельный кадастр» охвачено 140 тысяч земельных участков. Изготовлено 4,6 тысяч паспортов на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Осуществлено ведение мониторинга земель на 8,75 миллионах гектаров пахотных и других земель сельскохозяйственного назначения».

Особая роль отводится составлению специальных цифровых сельскохозяйственных карт с актуальным фотоизображением местности. Данные таких карт становятся фундаментом для выстраивания каркаса системы принятия решений в вопросах необходимости проведения мелиоративных и почвозащитных мероприятий, геоботанических обследований, размещения посевных площадей, кормовой базы. Пока такими картами Казахстан обеспечил себя на четверть. Впереди еще огромный пласт работы – требуется обновить данные по более чем 200 миллионам гектаров сельхозугодий. В первую очередь, будут проводиться обследования регионов с интенсивным и развитым земледелием. Это Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская, Алматинская и Восточно-Казахстанская области.

Если же говорить о каждом аспекте в отдельности, то следует сказать о наличии подробных «дорожных карт» по решению всех имеющихся проблем. Например, для рационального использования орошаемых земель уже разработаны схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов всех внутриреспубликанских водохозяйственных бассейнов. В соответствии с ними осуществляются мероприятия по восстановлению и улучшению состояния орошаемых земель. И речь идет не просто о капитальной реконструкции существующих систем и прокладке новых, но и об их автоматизации, применении ресурсосберегающих технологий, установке средств водоучета. Кроме того, сегодня активно ведутся работы по переводу части орошаемых земель на использование подземных, возвратных, дренажных и очищенных сточных вод.

 

 

 

 

Комментарии