В последние дни на сотовые телефоны алматинцев стали поступать сообщения с призывами строго соблюдать «масочный режим». Мера, хоть и запоздалая, но крайне необходимая. Ведь если все мы как один последуем этому призыву, то быстрее справимся с обрушившейся на нас напастью, уже унесшей немало жизней.
…В самом начале пандемии в Казахстане стало господствовать ошибочное мнение, сформированное под влиянием дезориентирующего посыла, который навязала нам Всемирная организация здравоохранения. Мол, маски следует носить только тем, кто уже заразился коронавирусом, а здоровым людям можно обойтись без них. И если в целом ряде стран к этой рекомендации (как, впрочем, и ко многим другим, поступавшим от ВОЗ) отнеслись со здоровым скептицизмом, то мы взяли под козырек – похоже, привычка слепо доверять международным организациям вошла у нас в плоть и кровь.
Вот что внушала казахстанцам едва ли не главный «спикер» тех дней врач-инфекционист высшей категории, доктор медицинских наук, профессор Динагуль Баешева, которая постоянно мелькала на телеэкранах (выступала на брифингах, пресс-конференциях и даже давала комментарии, находясь в автомобиле): «Маска не является средством профилактики коронавирусной инфекции. Она нужна только врачу и человеку, у которого обнаружили вирус»; ««Всемирная организация здравоохранения и многие ведущие мировые организации говорят о том, что не маски являются самым главным. Это не та самая летучая инфекция, где надо надевать маски. Самое важное — соблюдение личной гигиены. Маски нужны для больного, чтобы он не распространял свою мокроту». И т.д. Ей вторили другие «остепененные» ученые и специалисты.
Безусловно, они были правы в том, что защитный эффект от маски для того, кто ее носит, невелик. Но ведь следовало включить элементарную логику: до того, как у человека обнаружат вирус (уже тогда, в марте, было известно, что инкубационный период при попадании в организм этой инфекции длится долго), он, считая себя «чистым», будет ходить с открытым лицом в общественных местах и успеет заразить многих других. Плюс есть масса бессимптомных носителей коронавируса, которые даже не узнают о том, что являются таковыми, но тоже «поделятся» инфекцией с окружающими. А значит, с самого начала пандемии нужно было внушать населению необходимость обязательного ношения масок всеми без исключения. Кстати, ВОЗ все-таки признала свою ошибку и изменила рекомендацию, но произошло это лишь в первых числах июня.
Кроме того, как утверждают многие зарубежные специалисты, изучающие поведение и «поражающую способность» новой инфекции, обычная маска при правильном выборе и использовании все же дает некоторую защиту тому, кто ее надевает, поскольку задерживает часть вирусов. А чем меньше последних попадет в организм человека, чем легче ему будет противостоять их атаке.
Изначально неверный сигнал, посланный рядовым казахстанцам, наложился на особенности нашего менталитета. Отсутствие должной ответственности (как личной, так и тем более коллективной), определенный пофигизм, присущий многим из нас, активное нежелание даже перед лицом серьезной угрозы здоровью и жизни пожертвовать своими привычками и традициями (тои и «асы»), ложно понимаемое чувство стыда («уят») – все это в совокупности привело к резкому увеличению числа инфицированных и росту смертности от заболеваний, спровоцированных коронавирусом. К тому же и отечественная система здравоохранения, и власти оказались абсолютно неготовыми к подобному сценарию.
О том, какова доля вины государственных органов в нынешнем, по сути, гуманитарном кризисе, охватившем Казахстан, в последние дни было сказано и написано очень много, поэтому не стану повторяться. Но немалая часть вины лежит и на нас самих. Даже в Алматы, который, будучи интеллектуальной и культурной столицей страны, должен подавать пример всем остальным регионам, чуть ли не на каждом шагу можно встретить проявления неуважения и даже наплевательского отношения к здоровью тех, кто оказался поблизости, включая клиентов, покупателей.
Одно только наблюдение. Я стараюсь как можно реже ходить в супермаркет, работающий в нашем микрорайоне, причем выбираю самый момент его открытия (9.00), когда там еще не надышали посетители. И всегда вижу такую картину: молодые работники раскладывают по полкам привезенный свежий хлеб, делая это с опущенными ниже подбородка масками и оживленно беседуя. То есть, они обильно сдабривают буханки «аэрозолями» из своих ртов. Аналогично и в расположенном по соседству открытом овощном павильоне. Ну ладно, помидоры и огурцы дома можно тщательно помыть. А хлеб? Тем более что покупатели, пришедшие попозже, не видели, в каких условиях его раскладывали. Делаешь этим парням и девушкам замечание – они натягивают маски. Но придешь в следующий раз – опять та же картина. И примеры подобного рода можно приводить очень долго.
Эта зараза, похоже, нескоро оставит нас в покое. Ведь даже надежды на выработку «стадного» иммунитета пока не оправдываются: многие исследования показывают, что вероятность повторного заражения и повторного же носительства достаточно высока. Поэтому, как мне представляется, нужно, помимо всего прочего (самоизоляция, социальное дистанцирование, запрет на проведение тоев, а также массовых зрелищных мероприятий и т.д.), объявить и даже насадить в стране «культ маски». Этим обязаны озаботиться власти, такую задачу нужно возложить на средства массовой информации, особенно на телевидение. Соответствующие примеры должны демонстрировать на публике руководители страны и регионов, известные публичные персоны. Кстати, возможно, в том числе и таким мотивом было продиктовано решение федерального суда Бразилии, страны, являющейся сегодня одним из мировых лидеров по масштабам распространения коронавируса, - напомню, суд обязал главу государства и других официальных лиц носить маски.
В этом плане можно отметить Касым-Жомарта Токаева, который всегда появляется на телеэкранах в медицинской маске. Он надел ее и тогда, когда выступал неделю назад с обращением к казахстанцам, хотя, судя по всему, находился в помещении один – оператор, осуществлявший съемку, располагался на отдалении. А вот, скажем, первый президент страны во время встречи с руководителем ФНБ «Самрук-Казына» (14 июля), в отличие от собеседника, был без маски. Возможно, он посчитал, что перенесенный им COVID делает его безопасным для окружающих, но тут важнее пример, который он показывает соотечественникам, сидящим у телеэкранов.
На государственных телеканалах часто появляются певцы, актеры, писатели, ученые, другие известные люди, которые призывают казахстанцев соблюдать меры предосторожности, в том числе носить маски, однако сами при этом их перед камерами не надевают. Но ведь у зрителя и в подсознании, и в сознании остается не только и не столько услышанное (а это в общем-то дежурные слова), сколько увиденное. То есть, эффект от такой, с позволения сказать, информационно-разъяснительно-пропагандистской работы минимален.
А вот пример того, как телевидение и вовсе расхолаживает граждан. На самом рейтинговом в Казахстане телеканале «Евразия» выходит самая рейтинговая в республике передача, адресованная в основном молодежи – той части населения, которая наиболее активна и мобильна в социальном плане, но при этом является наиболее проблемной с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Раньше она называлась «Қалаулым», а теперь «Qoslike», что можно перевести как «Добавь лайк», но можно прочитать и как «Қосылайык» (вольный перевод - «Давай соединим свои судьбы»). В общем, казахский вариант «Дома-2», сделавшего известными Собчак, Бузову и прочих гламурных див России. Передача выходит в эфир каждый будний день, идет «вживую», длится ни много ни мало три с половиной часа, и почти все это время участники (около двадцати парней и девушек) сидят на расстоянии явно меньше полутора метров друг от друга и с масками на ...шее.
А в одном из последних выпусков двое из них, Назым и Арсен, «строящие отношения», сообщили о том, что на днях ездили поездом из Алматы на родину девушки, в Кызылорду (как минимум, двое суток дороги туда и обратно в закрытом пространстве, рядом с другими пассажирами), общались там с ее многочисленными родичами, чтобы получить их одобрение. А по возвращении окончательно решили соединить свои судьбы. В связи с чем ведущая предложила собрать вместе уже в телевизионной студии родственников новой пары и участников передачи, чтобы отметить это событие. Празднество запланировано на четверг, 16 июля
Не знаю, как все это стыкуется с объявленным в стране режимом карантина. Но то, что такие телепрограммы подрывают усилия государственных и общественных институтов по разъяснению необходимости ношения всеми гражданами масок и в целом соблюдения ими мер предосторожности, – это очевидно. Тем более что выпуски «Qoslike» ежедневно смотрит огромное, по казахстанским меркам, количество телезрителей – только в «Ютубе» за ними следят сотни тысяч людей, причем, повторюсь, преимущественно молодых, а у телевизионных экранов их наверняка собирается намного больше…