Ситуация с эпидемией коронавируса в Казахстане не внушает особого оптимизма. Число инфицированных растет день ото дня, в последнее время заметно увеличилась смертность, и, судя по всему, отечественная система здравоохранения, несмотря на ее мужественные усилия, явно не справляется с потоком заболевших. Меньше всего в данный момент хотелось бы бросать камни в огород медиков, но, увы, этого сейчас не делает разве что только ленивый.
Признаемся честно: качество казахстанской медицины на протяжении всего периода суверенной истории, а особенно последних лет, вызывало больше нареканий, нежели восхищения. Да, были отдельные яркие высверки, как например, деятельность Национального научного кардиохирургического центра, руководимого Юрием Пя. Есть талантливые врачи и в других медицинских сегментах. Но в целом давно стало понятно, что отрасль однозначно находится в глубоком и системном кризисе. Пандемия коронавируса только лишь еще ярче высветила эту печальную картину.
Очевидный непрофессионализм, отсутствие должного материально-технического обеспечения, халатное отношение к своим обязанностям, неумение работать с больными и т.д. и т.п. Чего только стоит ситуация, когда экстренно пришлось закрыть одну из лучших (во всяком случае, так было принято считать) больниц города Алматы. А как можно оценить склоку, разгоревшуюся между бывшим главным санитарным врачом города и медицинской общественностью южной столицы? Такое развитие событий не могло не сказаться на общей морально-психологической атмосфере. Хотя бы в силу того, что у непосвященных людей, как говорится, голова шла кругом от этой свистопляски.
Медицинское начальство, не желая ударить лицом в грязь, бодро рапортует о том, что ситуация под контролем и все будет хорошо. А социальные сети просто напичканы рассказами рядовых граждан, имевших несчастье заразиться, и из их историй становится понятно, что положение дел намного сложнее, чем нам его преподносят. Вот и получается, что у каждого своя правда. А что будет в конечном итоге, никто предсказать не может. Но ощущение того, что будет еще хуже, почему-то не покидает.
Как ни печально, но у нас за это время, куда ни кинь взор, все стало однозначно хуже. Тестов то ли нет, то ли их не хватает. Дозвониться в «скорую» проблематично. Несмотря на мобилизационный характер работы больниц, мест в них катастрофически не хватает. Об эпидемиологическом расследовании каждого случая уже никто и не вспоминает, как будто этого и не нужно делать вообще. Становится все очевиднее, что система здравоохранения работает на последнем издыхании. Пока мы больше преуспели в мерах запретительного и ограничительного характера.
Одним словом, отечественная медицина явно проваливает экзамен на профпригодность, и это обстоятельство не может не тревожить. Особенно на фоне нарастающих негативных трендов. Конечно, сказанное выше вовсе не означает, что можно махнуть рукой на все происходящее и уповать только на небеса. В любом случае именно казахстанские медики были, есть и остаются нашей последней надеждой в этот непростой момент. Другой вопрос, когда они будут в состоянии переломить ситуацию и когда в конце тоннеля все-таки забрезжит лучик надежды.
Конечно, кто-то может возразить и сказать, что ситуация с COVID непростая во всем мире. К примеру, в Америке число умерших от него уже превысило потери этой страны во время Первой мировой войны. Все более тревожные факты поступают из Бразилии и соседних с нею государств. То есть, коронавирус оказался вовсе не каким-то бумажным тигром. Жителям американского континента можно и нужно посочувствовать, но нам в любом случае от этого не легче. Вон, у нас даже Елбасы оказался инфицированным. До этого аналогичная участь постигла министров здравоохранения и сельского хозяйства. А на днях к ним присоединился спикер мажилиса. То есть перед новой напастью все оказались равны.
Есть старая максима, гласящая, что из всякой чрезвычайной ситуации важно извлечь правильные уроки и рациональные выводы. В этом смысле карантин дал нам, пусть и не самый позитивный, но все же некий новый опыт. А потому очень бы хотелось понять, помог он нам или нет? На данный момент, судя по росту числа инфицированных, ответ на этот вопрос будет, скорее, отрицательным.
И все же можем ли мы хоть как-то рассчитывать на нашу медицину? Вопрос далеко не праздный. Ведь как ни верти, она оказалась неготовой к эпидемии коронавируса и не смогла достойно ей противостоять. Кстати, в этой связи многие задаются встречным и довольно любопытно звучащим в нынешних обстоятельствах вопросом: смогла бы с этим справиться система здравоохранения 30-летней давности? Разумеется, однозначного ответа тут быть не может. Советская медицина вряд ли была лучшей в мире, но все-таки ей было присуще больше профессионализма и ответственности, чем той, которая существует у нас сегодня. И очевидно, что современная казахстанская система здравоохранения нуждается в серьезных изменениях, в кардинальной модернизации.
Впрочем, не стоит валить все лишь на медицину. Наблюдаемый в последние дни рост числа инфицированных произошел, прежде всего, по вине нас самих. Ослабление карантина многие почему-то поняли как разрешение на игнорирование всех санитарных норм и правил. Проявления разгильдяйства, безалаберности, беспечности, безответственности по отношению и к себе, и к другим встречаются буквально на каждом шагу. Зайдите в любой городской автобус: как минимум, сорок процентов пассажиров находятся в салоне без медицинских масок, а соблюдения социальной дистанции нет и в помине.
Теперь пример обратного рода. В алматинском метро все пассажиры как один едут в защитных масках. А знаете, почему? Да потому что в метрополитен без маски никого не пустят. Вывод? Пока нас контролируют, мы вынуждены соблюдать жесткие, но столь необходимые требования карантина. А как только инициатива переходит в наши с вами руки, мы никакой сознательности проявить не в состоянии, как и никакой ответственности. Стоит ли после этого удивляться происходящему сегодня в Нур-Султане и Алматы?
Для более полной иллюстрации нарастающего тревожного тренда хотелось бы процитировать руководителя управления общественного здоровья южной столицы Камалжана Надырова (кстати, напомню тем, кто уже забыл: он и сам успел переболеть COVID-19): «Действительно, мы отмечаем рост поступающих больных. На сегодняшний день количества коек для госпитализации достаточно. Безусловно, мы готовимся к различным сценариям течения коронавирусной инфекции. Но надо понимать, что ресурсы системы здравоохранения не безграничны. При массовом заражении, конечно, есть существенный риск того, что наших ресурсов, а именно коек, может оказаться недостаточно, и мы можем столкнуться с тем, с чем уже столкнулся ряд стран, в том числе в Европе и США. Мы видели, когда при массовом поступлении пациентов врачи были вынуждены сортировать пациентов по степени тяжести и оказывать помощь в первую очередь крайне тяжёлым, чтобы сохранить их жизни. Сегодняшняя ситуация в городе относительно тех случаев, которые происходили в Италии, США и ряде других стран, где были вспышки, относительно благополучная. Но нам всем уже сейчас нужно задуматься о своём поведении, о соблюдении всех рекомендаций наших специалистов».
А теперь можно только представить, какой начнется ор, если завтра власти примут решение об ужесточении режима карантина.
Поэтому хочется обратиться к соотечественникам с коротким воззванием: «Братья и сестры! Будьте благоразумнее! Будьте ответственнее! Помните, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Комментарий в тему
Пандемия коронавируса подвергла серьезной проверке системы здравоохранения всех стран. Мы попросили высказать свое мнение по этому поводу генерального директора медицинского центра «Сункар» Куаныша Керимкулова.
- Какие модели организации медицинской помощи (американская, китайская, европейская, российская и т.д.) сумели в большей степени выдержать этот экзамен, а какие не справились?
- Мне трудно судить, какая система и как справляется с пандемией коронавируса. Дело в том, что она еще не закончилась, она пока продолжается. Но мне кажется, что самой эффективной окажется та система здравоохранения, которая будет использовать существующие ресурсы - научные, организационные, технические и кадровые.
- Какие уроки из всего этого должен извлечь Казахстан? На кого нам следует ориентироваться, как мы должны реформировать сферу здравоохранения?
- Скорее всего, ориентироваться нужно на те страны, где эта отрасль большей частью отдана в конкурентную среду. Там, где больше ощущается присутствие государства, там больше будет коррупционной составляющей, а значит, в случае возникновения любых проблем эффективность будет ниже.
- Насколько адекватна в таких условиях внедряемая в нашей стране система медицинского социального страхования?
- Более чем адекватна. Дело в том, что все страховые компании имеют в своей структуре аутсорсинговые договора с перестраховочными компаниями. Это и есть главная составляющая при возникновении непредвиденных событий. В том числе и таких, как переживаемая нами сегодня пандемия коронавируса.