ВОСКРЕСЕНЬЕ, 24 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
4013 27-02-2020, 12:33

Налоговая политика в Казахстане: на шаг впереди


Хотя налоговая политика, проводимая Казахстаном, считается одной из самых прогрессивных среди тех, что существуют в странах СНГ, она постоянно совершенствуется в сторону упрощения администрирования и максимального снижения барьеров. Это способствует повышению инвестиционной привлекательности страны, активизации внешнеэкономической деятельности, стимулированию развития приоритетных секторов экономики.

Закрепляя успех

Недавно PwC, аудиторская компания, входящая в «большую четверку», опубликовала очередные итоги проводимого на протяжении 15 лет совместно со Всемирным банком исследования «Paying Taxes 2020». В нем анализируются налоговое законодательство и правоприменительная практика в сфере налогообложения (с охватом 190 стран) по таким критериям, как общая налоговая ставка, время, необходимое для соблюдения требований национального законодательства, и количество платежей. Казахстан, согласно результатам данного исследования, занял 64-е место, что является неплохим результатом, который свидетельствует об эффективности  изменений, внесенных  в последние годы в отечественное  законодательство.

Например, в отчете, опубликованном на официальном сайте PwC, отмечается: «общая налоговая ставка Казахстана составляет 28,4%, что представляет собой удельный вес налогов и взносов в прибыли компании. Данный показатель снизился на 1% по сравнению с предыдущим годом. Сравнивая данный показатель Казахстана (28,4%) с другими юрисдикциями, он составляет ниже среднего значения по странам Центральной Азии и Восточной Европы (33,0%), а также значительно ниже среднего значения по странам Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (40,4%)». Также в плюс Казахстану пошел и другой показатель – среднее количество платежей. У нас он замер на отметке в 10 платежей ежегодно, что соответствует цифрам по странам ОЭСР, но существенно ниже общемирового показателя, который составляет 23,1.

По количеству времени, необходимому налогоплательщикам в год для соответствия налоговому законодательству, показатель Казахстана (186 часов) значительно лучше, чем в большинстве стран Центральной Азии и Восточной Европы (219). Правда, на фоне стран ОЭСР (161 час) становится ясным, что нам еще есть куда расти. Также мы отстаем от самых передовых государств в скорости возврата НДС и с точки зрения процедур по КПН. Впрочем, отставание это некритичное. Да и авторы исследования ожидают, что «казахстанский показатель по процессам после подачи отчетности и уплаты налогов для НДС значительно улучшится в последующие годы, учитывая предстоящие изменения в части возмещения НДС (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain)».

Здесь стоит отметить, что часть плательщиков НДС пользуется новой технологией уже с января прошлого года в рамках запущенного «пилотного» проекта. Полностью новая система администрирования НДС должна заработать в этом году. Как сообщило Министерство национальной экономики, подводя первые итоги «пилота», применение контрольных счетов НДС по «коротким цепочкам» показало хорошие результаты. Теперь  стоит задача протестировать в рамках этой системы другие хозяйственные операции. Апофеозом же, как заявляется, станет создание полноценной информационной платформы с применением технологии Blockchain. Для этого на базе действующей информационной системы «Электронные счета-фактуры»  будет разработан специальный  модуль «НДС-Blockchain».

Но уже очевидно, что от повсеместного внедрения этого новшества  выиграют все - и государство, и бизнес. Применительно к первому речь идет о масштабном пополнении государственного бюджета за счет стимулирования вывода бизнеса из тени. Как поясняют в Ассоциации финансистов Казахстана, новая система будет надежной, абсолютно прозрачной и автоматически закроет существующие каналы ухода от уплаты налога и вывода средств из бюджета. Выгода же для бизнеса заключается в том, что возврат НДС становится более своевременным (с 55 до 15 дней) и прибыльным для компаний. Кроме того, при возврате НДС исключены налоговые проверки.

Опережая время

В целом же, как считают в PwC, для того, чтобы подняться в рейтинге, Казахстан  и дальше должен совершенствовать свою налоговую систему. Двигаться исследователи предлагают по вполне конкретному пути с очевидными остановками.  Во-первых, речь идет о повышения доверия между налоговым органом и налогоплательщиком, внедрении принципа добросовестности налогоплательщика. Во-вторых, как отмечают авторы документа, национальное налоговое законодательство  должно упрощаться, а  все неясности трактоваться в пользу бизнеса. В-третьих, должны  предоставляться разумные временные рамки при внедрении новых информационных систем для их использования налогоплательщиками, а также применяться мораторий на санкции в переходный период. Административная  же либо  уголовная ответственность за ошибки или несоблюдение законодательства должна учитывать не только нанесенный ущерб, но и историю налогоплательщика, наличие (отсутствие) умысла, оборот или налогооблагаемый доход от бизнеса налогоплательщика. Ну, и последняя из рекомендаций касается более полного информирования налогоплательщиков по всем аспектам налогового администрирования.

И, надо заметить, эти рекомендации  хорошо укладываются в канву текущих и планируемых в Казахстане  преобразований, имеющих отношение к налоговой сфере.

Нелишним здесь будет напомнить, что в рамках Национального плана «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» был разработан и принят новый Налоговый кодекс. Его нормы, по сути, предвосхитили те ожидания, которые возлагали на Казахстан международные эксперты. Концептуальной основой действующего с 2018 года кодекса  стали интересы казахстанских налогоплательщиков, и уже более двух лет все вопросы и неясности, возникающие при обращении к тем или иным его нормам, трактуются не в пользу фискальных органов, а в пользу налогоплательщиков.

Росту доверия между сторонами способствует и продолжающаяся цифровизация финансовой отрасли.  В начале февраля об уже достигнутых результатах в этой сфере отчитался министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев: «За счет интеграции банковских систем с порталом eGov налоговые платежи увеличились в 1,8 раза. 73% бизнеса обеспечены онлайн кассовыми машинами, а 81% всех таможенных деклараций выдается в течение одной  минуты. Объем безналичных операций вырос в 2,3 раза и достиг 14,5 триллионов тенге. В результате, в 2019 году дополнительные поступления в бюджет превысили 448 миллиардов тенге».

Следующие шаги, которые делает государство в этом направлении, заключаются в дальнейшей работе по развитию и интеграции действующего комплекса информационных систем. В частности, как сообщает Министерство финансов, «реализуется ряд цифровых проектов, таких, как информационные системы «АСТАНА-1», «Е-окно», «Электронные счета-фактуры», «Виртуальный склад», «Система управления рисками», что позволит оптимизировать процесс, ускорить и повысить прозрачность проведения налоговых и таможенных операций».

Стоит также отметить, что с нынешнего года казахстанцы получили возможность платить  налоги через новый сервис  - «Налоговый кошелек». Как разъясняют в Министерстве финансов, «данный сервис предоставляет налогоплательщику информацию о его текущих и предстоящих обязательствах с бюджетом. Деньги из «Налогового кошелька» автоматически зачисляются на соответствующие налоги, по которым возникли налоговые обязательства. При этом реквизиты оплаты налогов заполняются автоматически без указания их налогоплательщиком, что обеспечивает их гарантированную доставку».

Не менее важное значение в укреплении доверия населения к проводимой налоговой политике имела серия проведенных в прошлом году налоговых амнистий. Они коснулись как физических лиц, так и субъектов малого и среднего бизнеса. Эти меры, кроме всего прочего, привели к выплате долгов по налогам на сумму в 23 миллиарда тенге. Также в эту цепочку логически ложатся и новые шаги государства навстречу налогоплательщикам.

В частности, речь идет о поручении главы государства Касым-Жомарта Токаева освободить компании микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Как пояснил первый заместитель премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов, в данном случае подразумеваются индивидуальный и корпоративный подоходные налоги. «В целом по прошлому году от микро- и малого бизнеса в бюджет было уплачено такого подоходного налога порядка 190 миллиардов тенге. На 2020 год, если мы будем освобождать такие компании и индивидуальных предпринимателей, потери бюджета будут составлять более 200 миллиардов тенге. Но мы планируем возместить эти потери за счет улучшения налогового и таможенного администрирования», – отметил он. Взамен глава Минфина рассчитывает на добросовестность бизнеса и строгое соблюдением им налогового законодательства.

Что же касается налаживания коммуникационных связей между налоговыми органами и налогоплательщиками, то и здесь Казахстан идет на шаг впереди. Масштабная информационная работа ведется по всем фронтам. В целях полноценного информирования населения об уже внесенных и еще только планируемых изменениях в налоговое законодательства активно используются все имеющиеся площадки. Это и Служба центральных коммуникаций, и СМИ, и официальные сайты госорганов, и социальные сети. Кроме того, регулярно проводится  акция «Налоги», в ходе которой представители налоговых органов налаживают диалог с налогоплательщиками. В этом году в акции приняли участие более 16 тысяч человек.  

Новые горизонты

Добившись определенных успехов в сфере налогового администрирования, Казахстан и дальше намерен углублять реформу. В частности, неделю назад премьер-министр РК  Аскар Мамин на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата акцентировал внимание на том, что осуществляемая в Казахстане реформа налоговой системы  преследует цель повысить ее эффективность, что позволит обеспечить экономический рост, улучшить деловой климат, увеличить занятость населения, привлечь дополнительные инвестиции. И с этой точки зрения есть резон акцентировать внимание на дальнейших шагах, запланированных на ближайшую перспективу.

Недавно директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики  Азамат Амрин рассказал о планах по упрощению процедуры возврата налога на добавленную стоимость при экспорте. «Предлагается предоставление права на применение упрощенного возврата НДС для отечественных производителей: в размере 50% без проверки, 50% после проверки», - уточнил он. -  При этом для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, сохраняется упрощенный возврат НДС 70% на 30%. Применение упрощенного порядка предполагает также отмену применения Системы управления рисками и снятие мер и ответственности экспортера за финансовые нарушения третьих лиц. Также предлагается сократить общий срок возврата суммы превышения НДС со 150 календарных дней до 120».

Кроме того, планируется серия  мер по стимулированию увеличения производства продукции промышленными предприятиями. С этой целью будет введен инвестиционный налоговый кредит, а предприятиям легкой и пищевой промышленности  для применения инвестиционных преференций по налогам вдвое снизят порог по инвестициям. Кроме того, предусмотрены освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации производимых товаров между участниками одной специальной экономической зоны, а также распространение льготного налогообложения для производства компонентов транспортных средств и сельскохозяйственной техники. Существенные налоговые преференции будут предоставлены хлопкоробам, производителям сахара, кондитерских изделий и дрожжей. Для них предусмотрено уменьшение исчисляемой суммы НДС на 70%.

В 2022 году планируется ввести объединенный социальный платеж. Он будет включать в себя обязательные платежи работодателя: социальный налог, взносы в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования и обязательные пенсионные взносы работодателей. Для объединенного социального платежа будет установлена единая ставка в 14,3% с постепенным ростом до 15% к 2028 году, а также будет единая база исчисления.

В целом ожидается, что грядущие изменения налогового законодательства рационально впишутся в уже прошедшие трансформацию и модернизацию налоговые процедуры. Это позволит Казахстану закрепить свой статус одного из лидеров в сфере налогового реформирования.  

Комментарии