Казахстан – сторонник максимального расширения экономического сотрудничества с зарубежными странами. Сфера интересов нашей республики не ограничена узко направленными векторами – евразийским, китайским, центрально-азиатским… Как недавно сказал президент Касым-Жомарт Токаев, «у нас политика «открытых дверей» для инвестиций, она будет продолжаться, и даже больше – мы намерены открывать эти «двери» еще шире. Мы делаем все возможное, чтобы иностранные инвестиции присутствовали в нашей экономике». Подтверждением тому служит тот факт, что только в течение этого года представители Казахстана на самых разных уровнях провели массу переговоров по наиболее перспективным направлениям экономической интеграции с партнерами из самых разных стран мира.
«Казахстанский старт»
В частности, в начале февраля премьер-министр РК Аскар Мамин провел переговоры с представителями известной во всем мире британской группы телекоммуникационных компаний One Web. Она активно развивает технологии мобильной спутниковой связи и обеспечения широкополосного доступа в Интернет за счет своих спутников, которые собирается запускать не только с космодромов Куру и Восточный, но и с Байконура. Это масштабный и многообещающий проект, если учесть, что в его основе лежит тесное сотрудничество One Web в нашем регионе с Казахстаном, Россией и Китаем.
С Поднебесной компания заключила рамочное соглашение о строительстве первой в Азии наземной спутниковой станции. Интеграция с Россией глубже – там создано совместное СП. Что же касается Казахстана, то One Web тоже рассчитывает на создание здесь совместного предприятия. Его основной задачей должно стать размещение шлюзовой станции. Предположительно она будет находиться на территории нашей республики и в дальнейшем позволит Казахстану выступать в качестве дистрибьютора услуг спутникового Интернета для государств Центральной Азии, Кавказа, Ирана и Афганистана. Также предполагается, что в перспективе наша страна будет еще и изготавливать компоненты для спутников One Web на базе сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов при Национальном космическом центре.
В течение только нынешнего года, как ожидается, с Байконура будет произведено восемь запусков One Web. Кстати, первый запуск 34-х спутников уже состоялся, и, как отметил исполнительный директор компании Адриан Штекель на своей странице в «Твиттере», «мы назвали этот запуск «Казахстанский старт. Космос для всех» и посвящаем его нашему сотрудничеству с Казахстаном». Что же касается высокоскоростного Интернета от One Web, то на территории нашей республики (даже самых отдаленных ее уголков) он будет доступен предположительно уже в следующем году.
Казахстанская сторона тоже считает произведенный успешный запуск началом долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. И на фоне трудностей, которые испытывают сегодня британцы в России, где ФСБ увидела в реализации проектов One Web на своей территории угрозу национальной безопасности, назвав Великобританию страной, «ведущей агрессивную политику в отношении РФ», такой расчет выглядит более чем оправданным и обнадеживающим.
Ставка на СРПС
Поистине безграничные горизонты перед страной открывает соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между Казахстаном и Евросоюзом, которое вступит в силу 1 марта текущего года и охватит 29 сфер деятельности, включая торговлю, инвестиции, инновации и инфраструктурное развитие. Его практическая реализация позволит не только нарастить объемы взаимного товарооборота между нашей республикой и европейскими странами, но и насытить наш внутренний рынок высокотехнологичной продукцией, а также, как подчеркивают в Министерстве иностранных дел РК, «генерировать новые возможности для экономического роста и создания рабочих мест».
Сейчас завершаются «последние приготовления» к большому старту. В начале этого месяца глава правительства Аскар Мамин провел встречу с послами европейских стран, обсудив с ними «дорожную карту» по реализации СРПС, а чуть раньше прошло очередное заседание Совета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз», ключевой темой которого тоже стало данное соглашение. В ходе заседания наиболее приоритетными с точки зрения будущего взаимодействия были названы сферы энергетики, транспорта, окружающей среды и «зеленой» экономики, малого и среднего бизнеса, цифровизация, а также развитие человеческого капитала.
Европейский Союз и без того является ключевым экономическим партнером Казахстана: на его долю, как говорит министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди, «приходится порядка половины внешнеторгового оборота и инвестиций в экономику нашей страны». На территории нашей республики действует порядка трех тысяч совместных предприятий с европейским участием, на основе кооперации реализуется ряд крупномасштабных проектов. В частности, можно назвать казахстанско-французский завод по выпуску радиолокационной техники, казахстанско-венгерский межгосударственный инвестиционный фонд, целью которого является поддержка проектов малого и среднего бизнеса в аграрном секторе, приход в нашу страну финансовых институтов с мировым именем, в частности, Европейского инвестиционного банка. Что касается непосредственно инвестиций, то, по данным МИД, сегодня на территории Казахстана европейскими компаниями реализуются больше 40 проектов. Их общая стоимость превышает 4 миллиарда долларов.
Со вступлением в силу данного соглашения это взаимодействие выйдет на более высокий уровень. И речь идет не просто о расширении, а о диверсификации торгово-экономического сотрудничества. С этой целью будут подвергнуты «ревизии» номенклатуры товаров, экспортируемых нами в ЕС. Также стороны рассчитывают на существенное увеличение количества совместных предприятий по производству и экспорту высокотехнологичных товаров. Вот что говорит Петер Буриан, спецпредставитель ЕС по Центральной Азии: «… \Мы будем наращивать нашу поддержку модернизации и процессам реформ, происходящим в регионе, продвигая диверсификацию экономики, поддерживая улучшение бизнес-среды и создание пространства, обеспечивающего благоприятные условия для инвестиций на основе прозрачной системы правил. Мы усиливаем присутствие и деятельность европейских финансовых институтов, таких, как ЕИБ и ЕБРР, в регионе… Мы видим большую важность в продвижении устойчивых связей в Центральной Азии. ЕС готов участвовать в этом процессе вместе с нашими партнерами на основе недавно принятой Стратегии ЕС по взаимодействию Европы и Азии. Эта стратегия будет иметь очень важные последствия для Центральной Азии. Мы четко осознали, что евро-азиатское взаимодействие посредством улучшенных совместимых связей в транспортном, энергетическом и цифровом секторах может стимулировать рост, создание рабочих мест и инвестиции в Европе и Азии и способствовать сбалансированной структуре торговли».
Восток становится ближе
Еще одним важным партнером для Казахстана стали страны Ближнего Востока. В конце января президент РК Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с представителем правящей семьи эмирата Абу-Даби, одним из крупных бизнесменов ОАЭ Суруром бен Мухаммедом Аль Нахаяном. По сути, стороны «сверили часы», подтвердив намерение и в дальнейшем углублять сотрудничество. В ходе переговоров была обсуждена возможность реализации совместных проектов в сельском хозяйстве, нефтехимии, транспортно-логистической, финансовой и инвестиционной сферах, а также подписаны соответствующие меморандумы. В целом речь идет о проектах суммарной стоимостью более 40 миллиардов долларов. Одним из самых интересных в этом кейсе является строительство нефтехимического комплекса по производству полипропилена в Атырауской области стоимостью 6,6 миллиарда долларов. Предполагается, что основным партнером в нем выступит инвестиционная компания из ОАЭ «Мубадала», с которой у Казахстана уже есть успешный опыт сотрудничества по разработке месторождения Н в Каспийском море.
Вообще же, стоит отметить, что перспективность восточного вектора экономической интеграции для Казахстана в последние годы становится все более актуальной. Только в 2019-м объем инвестиций ОАЭ в казахстанские проекты превысил 2 миллиарда долларов. В качестве успешных примеров сотрудничества можно назвать строительство многофункционального комплекса Abu Dhabi Plaza в казахстанской столице, появление в Казахстане первого исламского банка Al Hilal, который работает преимущественно с корпоративными клиентами, деятельность совместного фонда прямых инвестиций «Аль-Фалах». Также стоит упомянуть международную компанию DP World по развитию морского порта «Актау» и сухого порта «Хоргос», строящийся в Западно-Казахстанской области при участии West Hydrocarbons Commercial Investment LLC завод по глубокой переработке нефти…
Не менее важным направлением для Казахстана является наращивание потенциала взаимодействия с Ираном. В последние несколько лет партнерство между двумя странами набрало обороты. Так, почти вдвое вырос взаимный товарооборот. В реальном выражении речь идет о сумме порядка 500 миллионов долларов. Цифра далеко не самая впечатляющая, но в ближайшей перспективе стоит задача по ее увеличению до трех миллиардов долларов. И с учетом того, что обе стороны активно поддерживают линию на тесную экономическую интеграцию, такие планы не выглядят невыполнимыми.
Основное направление сотрудничества – аграрный сектор, поскольку Иран заинтересован в поставках на свой рынок сельскохозяйственной продукции казахстанского производства. Подогревает свой интерес наш партнер и вполне конкретными финансовыми вложениями. Например, благодаря иранским инвестициям в Жамбылском районе Алматинской области появился новый мясоперерабатывающий комплекс стоимостью 3,2 миллиарда тенге. Аналогичный проект, но уже стоимостью 4,5 миллиарда тенге, как заявлено, реализуется в Восточно-Казахстанской области. В ближайшей перспективе возможно появление еще одного мясного комбината стоимостью 4 миллиарда тенге в Талдыкоргане. В качестве примера сотрудничества двух стран также можно привести успешно работающее в Костанайской области совместное казахстанско-иранское предприятие «КАЗ-ИР АГРО», которое занимается выращиванием и переработкой сафлора.
Впрочем, иранскому бизнесу интересна не только перспектива производства продуктов на территории нашей страны с последующим их экспортом в Иран и страны Персидского залива. Так, в Туркестанской области компания Faradid Meehan намерена профинансировать строительство кирпичного завода. Стоимость проекта – 5 миллионов долларов. Занят иранский бизнес и в инфраструктурных проектах, в частности, в дорожном строительстве. Высок интерес с его стороны также к проектам в сфере «зеленой» экономики.