Минувший год для атлетов-«летников» был последним предолимпийским. А его итоги обычно становятся предметом анализа, на основе которого затем строятся прогнозы на предстоящую Олимпиаду. Тем более что в 2019-м состоялись планетарные первенства в подавляющем большинстве видов спорта, включая такие медалеемкие, как легкая атлетика, плавание, бокс и ряд других, где чемпионаты мира проводятся лишь раз в два года.
Меньше числом и хуже качеством
За прошлый сезон на чемпионатах мира по летним олимпийским видам спорта казахстанцы завоевали 19 медалей. К ним можно добавить еще одну, полученную на ЧМ-2018 по каратэ (в этом виде единоборств мировые первенства проводятся только в четные годы). Правда, из двух десятков наград 8 добыты в весовых категориях, которые не являются олимпийскими. Поэтому, проецируя итоги минувшего года на предстоящие летние Игры в Токио, мы возьмем в учет только 12 медалей – 1 золотую, 2 серебряные, 9 бронзовых. И в количественном, и в качественном плане это хуже результата, показанного на ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро, откуда наши атлеты привезли 17 наград – 3 золотые, 5 серебряных и 9 бронзовых (не считая «бронзу», которая перешла к штангисту Денису Уланову уже после Олимпиады). Эти показатели отражены в предлагаемой ниже таблице.
Как видно, наибольшие потери Казахстан понес в тяжелой атлетике. Если на ОИ-2016 штангисты были главными, наряду с боксерами, добытчиками медалей для нашей страны (по 5 в каждом из этих видов спорта), то на прошлогоднем ЧМ они не завоевали ни одной, за исключением «серебра» Игоря Сона в весовой категории до 55 кг, которой на Олимпиаде не будет. Причем это было второе подряд провальное – после ЧМ-2018 – мировое первенство для наших тяжелоатлетов. Кроме того, нужно иметь в виду, что на летние Игры смогут поехать только двое из них – такое ограничение введено международной федерацией для стран, спортсмены которых массово попадались на применении допинга. И с учетом данных обстоятельств наши медальные потери в тяжелой атлетике можно назвать необратимыми.
В единоборствах ситуация вроде бы не особо изменилась, а в количественном плане даже чуть улучшилась (11 призовых мест против 10). Но если копнуть чуть глубже, то выяснится, что в отличие от мужчин, которые дали прибавку в количестве медалей относительно ОИ-2016, вклад женщин значительно уменьшился. В Рио-де-Жанейро представительницы «слабой» половины добыли для Казахстана все три награды в борьбе, а также по одной в дзюдо и боксе. Тогда как на чемпионатах мира 2019-го они общими усилиями завоевали в олимпийских весовых категориях лишь одну медаль – бронзовую, причем удалось это натурализованной россиянке Валентине Исламовой (борьба). И она же оказалась вообще единственной из наших женщин, сумевшей занять призовое место на мировых первенствах прошлого года в летних олимпийских дисциплинах. Стечение обстоятельств или некая закономерность?
Что касается Ольги Рыпаковой, которая на протяжении многих лет была главной звездой женского спорта в Казахстане, то, похоже, ее лучшие годы уже позади. Чуть больше месяца назад она отметила свое 35-летие, дальние прыжки в последнее время ей не даются… Да, эта замечательная спортсменка, имеющая полный комплект олимпийских наград, уже квалифицировалась на четвертые для себя летние Игры и, конечно, будет там сражаться, но относительно ее нынешних возможностей есть большие вопросы. А других конкурентоспособных легкоатлетов у нас попросту нет.
Похожая ситуация и в плавании, где у нас есть лишь один атлет мирового уровня – Дмитрий Баландин, который после своей громкой победы в Рио-де-Жанейро серьезных успехов не добивался. На ЧМ-2019 он стал 7-м на обеих олимпийских брассовых дистанциях. Да, есть талантливая молодежь вроде Адильбека Мусина, но бороться за медали Игр ей пока сложно.
Цена «золота»
С точки зрения олимпийских перспектив тревожит малое количество как золотых, так и серебряных медалей. Что же касается довольно большого отряда бронзовых призеров, то это не должно особо обольщать. Практически все они (8 из 9) представляют единоборства, где, в отличие от других видов спорта, разыгрывается не по одной, а по две медали этого достоинства. То есть, в боксе, борьбе, дзюдо завоевать их легче. И многие наши бронзовые призеры, откровенно говоря, не тянут на статус потенциальных олимпийских чемпионов.
Между тем, всем известно, что при ранжировании стран в медальном зачете приоритет отдается количеству золотых наград, затем – серебряных. Можно вспомнить, например, что на ОИ-2016 Азербайджан завоевал 18 медалей (по этому показателю стал 14-м), но c единственным «золотом» занял лишь 39-е место.
Казахстан тогда расположился на 22-й позиции. А вот по результатам прошлого года наша страна опустилась значительно ниже – на 43-ю строчку. Если по итогам Игр в Рио-де-Жанейро она стала 3-й на постсоветском пространстве, то теперь лишь 7-й, пропустив вперед себя не только Россию с Узбекистаном, как было на ОИ-2016, но и Украину, Грузию, Беларусь, Азербайджан. А в Азии нас, помимо «большой тройки» в лице Китая, Японии и Южной Кореи, опередили Индия – 4 золотые медали (всего 14 наград), Узбекистан – 3 (9), Тайпей – 3 (7), КНДР – 2 (9), Иран – 2 (7), Филиппины и Гонконг – по 2 (4).
Для наглядности предлагаю сводную таблицу (в колонке, выделенной желтым цветом, указаны места стран по итогам последней Олимпиады). Естественно, в ней учтены, прежде всего, результаты чемпионатов мира, состоявшихся в 2019-м. Но в ряде видов спорта они не проводились. Скажем, ЧМ по пулевой стрельбе организуется лишь раз в четырехлетие, поэтому частично пришлось ориентироваться на ЧМ-2018 (это касается смешанных дисциплин, впервые включенных в олимпийскую программу), но в большей степени на финал Кубка мира 2019-го как на главные соревнования минувшего года. Итоги мировых первенств, состоявшихся в позапрошлом году, были взяты за основу применительно к уже упомянутому каратэ и конному спорту, а также к некоторым игровым командным видам – волейболу, регби-7, хоккею на траве, женскому баскетболу… В мужском футболе учитывались результаты последнего чемпионата мира среди молодежных сборных (U-21) – именно игроки этого возраста примут участие в олимпийском турнире. А, скажем, в триатлоне ЧМ не проводится вовсе, поэтому при анализе автор исходил из итогов Мировой серии 2019-го (у мужчин и у женщин) и рейтинга на конец года (в миксте).
В общей сложности охвачены результаты в 328 олимпийских дисциплинах из 339 – это 96,7 процента. Вне поля зрения остались только гольф (2 комплекта наград), бейсбол (1), сквош (1), серфинг (2) и большой теннис (5). В последнем случае причиной послужило то, что у теннисистов нет чемпионатов мира, а в трех из пяти итоговых турниров года участвуют интернациональные по составу пары. Кроме того, не все сильнейшие мастера ракетки настроены участвовать в Олимпиаде.
В таблицу включены только «топ-60» стран из 88, завоевавших медали (на Играх в Рио-де-Жанейро таких было 87):
Стоит отметить обострение конкуренции за лидерство в мировом летнем спорте между США и Китаем: преимущество американцев, которые вчистую выиграли предыдущую Олимпиаду, теперь свелось почти к минимуму. Атлеты США доминировали в легкой атлетике (14 золотых медалей), плавании (10), женской спортивной гимнастике (5 из 6 возможных), а китайцы – в тяжелой атлетике (10), прыжках в воду (8 из 8), настольном теннисе (5), плюс они заметно прибавили в гребных видах (4).
Очевиден прогресс России, но поездка многих ее спортсменов в Токио находится под вопросом. Претендентами на третье место могут также считаться Япония, тем более что она будет принимать Олимпиаду, и заметно сдавшая Великобритания. Что касается ворвавшихся в «топ-10» Нидерландов и Новой Зеландии, то основной вклад в их щедрый урожай золотых медалей внесли соответственно велогонщики (7) и гребцы (6). В первую двадцатку неожиданно пробилась Индия, которая сильна, прежде всего, своими стрелками и единоборцами.
Что касается стран, откатившихся на два десятка и больше позиций, то стоит выделить Хорватию и Аргентину. Последняя и вовсе стала только 68-й. Да, в этих странах преимущественно развиты игровые виды спорта, в которых разыгрывается мало медалей, но, тем не менее, их нынешние места не могут не удивлять.
Вместо резюме
Впрочем, вернемся к отечественному спорту. Надо признать, что такая ситуация сложилась отнюдь не сегодня – мы шли к ней на протяжении двух последних десятилетий, когда сделали ставку сугубо на единоборства и тяжелую атлетику, отдали все финансирование спорта в регионах на откуп акиматам, у каждого из которых оказались свои интересы, часто далекие от общегосударственных. Как следствие, пирамида, необходимая для поступенчатой и непрерывной подготовки качественного олимпийского резерва, обвалилась, а круг видов спорта, в которых наши атлеты могут конкурировать на мировом уровне, сильно сузился. Этой теме был посвящен опубликованный полтора года назад в нашем издании цикл статей на тему «Системные сбои в казахстанском спорте: кто виноват и что делать?».
Кстати, именно тогда прозвенел первый тревожный звонок: на летних Азиатских играх 2018-го наша страна, если учитывать результаты соревнований в олимпийских дисциплинах, по количеству золотых медалей поделила с КНДР 8-9-е места, хотя прежде стабильно была 4-й на континенте. Так что прошлогодние итоги, по большому счету, закономерны – повторюсь, все к этому шло.
Чтобы попасть на Олимпиаде хотя бы в первую тридцатку, нужно завоевать либо 3 «золота» (в таком случае количество наград другого достоинства, скорее всего, не будет иметь особого значения), либо 2 золотые медали при 6-7 серебряных. Кто в состоянии обеспечить Казахстану такую прибавку по сравнению с прошлым годом? От штангистов возвращения на прежние позиции, честно говоря, ожидать не приходится, а потому остаются боксеры, борцы, в меньшей степени дзюдоисты (ну и представители отдельных – например, «оружейных» – видов спорта, в которых возможны самые непредсказуемые результаты). Правда, в боксе после 2005-го ни на одном из крупнейших планетарных турниров, за исключением домашнего ЧМ-2013, казахстанцы не завоевывали больше одного «золота», а наши борцы на протяжении уже более чем двадцати лет не становились ни олимпийскими чемпионами, ни победителями мировых первенств.
А в будущем следует все-таки серьезнейшим образом заняться популяризацией и развитием самых разных видов спорта, особенно массовых и медалеемких (легкая атлетика, плавание, ряд других), и шаги Национального олимпийского комитета в этом направлении должны быть активно поддержаны в регионах. Ведь именно там крутятся 80 процентов всех финансовых средств, выделяемых государством на спорт, там должны растить тех, кто потом попадет в национальные сборные….