7635 21-10-2019, 11:30

Корейский кризис: взгляд из Казахстана

В конце сентября в Сеуле прошел II Казахстанско-Корейский форум по денуклеаризации Корейского полуострова, организаторами которого выступили Фонд первого президента Республики Казахстан – Елбасы и Фонд Кореи. Участие в совещании приняли ведущие эксперты по ядерной безопасности и международным отношениям из Казахстана и Южной Кореи, в том числе заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Санат Кушкумбаев, с которым мы сегодня беседуем о настоящем и будущем мирного процесса на Корейском полуострове.

- Эксперты отмечают постепенное «потепление» на Корейском полуострове, тем не менее ситуация продолжает оставаться неустойчивой. Санат Кайрслямович, расскажите, пожалуйста, что или кто мешает разрешению корейского вопроса?

- Корейский вопрос сохраняет свою актуальность как один из наиболее важных в современной системе международных отношений. Безопасность на Корейском полуострове – это комплексная проблема, исторически разделяющая мировые державы на разные лагеря и влияющая на многостороннее взаимодействие по ряду вопросов.

В целом 2018 год можно назвать годом «потепления» во взаимоотношениях Северной Кореи с остальным миром. Участие КНДР в Зимних Олимпийских играх в городе Пхёнчхане и обмен специальными посланниками между Республикой Кореей и КНДР предшествовали началу диалога между США и КНДР и решению провести межкорейский саммит.

Но главным оппонентом Северной Кореи в мире остаются США. Поскольку риторика КНДР все годы после окончания холодной войны была именно антиамериканской, Соединенные Штаты являются символом, объясняющим существование и международное позиционирование северокорейского режима. С приходом к власти Дональда Трампа идеологическое противостояние ощутимо снижается. Вашингтон предпринял существенные усилия, чтобы сесть за стол переговоров с Пхеньяном, однако в последнее время данный процесс идет достаточно противоречиво.

Тупик между США и Северной Кореей в связи с первыми шагами к денуклеаризации и мирному процессу также контрастирует с потеплением межкорейских связей. Так, в результате переговоров между двумя Кореями в Пхеньяне в сентябре 2018 года стороны договорились расширить межкорейское сотрудничество, однако практически любая форма экономического взаимодействия Южной Кореи и КНДР потребует одобрения со стороны Совета безопасности ООН (СБ) и, следовательно, от США, которые по-прежнему придают первостепенное значение сохранению режима международных санкций в отсутствие конкретных действий КНДР по денуклеаризации.

На региональном уровне корейский вопрос становится ключевым для взаимодействия в стратегическом треугольнике Китай – Япония – Республика Корея. И возобновление ранее ежегодного формата трехсторонних саммитов в 2018 году после трехлетнего перерыва во многом продиктовано изменениями в повестке на Корейском полуострове.

В свою очередь, для Китая поддержка жесткого внешнеполитического курса КНДР становится все более сложной задачей как в рамках регионального взаимодействия, так и сотрудничества с ключевыми глобальными игроками, взаимоотношения с которыми (в частности, с США) и вне дискуссий по корейскому вопросу являются комплексными и зачастую конкурентными. В то же время между КНР и КНДР сохраняются отношения на всех уровнях, начиная с периодических встреч глав государств, последняя из которых состоялась в январе 2019 года.

В ходе переговоров лидер КНР Си Цзиньпин предложил Ким Чен Ыну четыре принципа развития отношений: сохранение ведущей роли контактов и обменов на высоком уровне, использование опыта стратегической коммуникации и повышение уровня взаимного доверия, активное содействие мирному развитию и укрепление контактов и обменов между народами двух стран. Таким образом, КНР в нынешней ситуации рассчитывает на роль посредника в мирном процессе, укрепить влияние на КНДР, пытаясь получить политические дивиденды и сохранить свои позиции в регионе.

Россия и Китай, оставаясь основными экспортерами энергоресурсов и других товаров в КНДР, в последние годы демонстрируют сравнительную гибкость по отношению к проблеме денуклеаризации Корейского полуострова. Частичная поддержка ими санкций против КНДР (с 2017 года - в основном в приграничных регионах; в 2019 году РФ и КНР также выслали около 20000 и 40000 северокорейских рабочих, находившихся на территории этих стран по договоренности с Северной Кореей, соответственно) и решение не блокировать отдельные резолюции Совета безопасности ООН позволили ведущим мировым державам выступить с общей позицией относительно ядерной программы Северной Кореи.

В целом санкции против КНДР вводили США, ЕС, Южная Корея, Япония; в 2017 году ограничения ввела Австралия; КНР и Россия также частично поддерживают санкционный режим. Во многом такая международная обстановка побудила КНДР изменить свою риторику относительно ядерной программы и сесть за стол переговоров. Впрочем, не все разделяют такую позицию: к примеру, ряд экспертов, в основном российских, считают, что санкционный режим, действующий с 2006 года, не решил ни одной задачи, которая была поставлена СБ ООН.

- Какую поддержку в деле достижения КНДР полной денуклеаризации и построения мира на Корейском полуострове оказывает Казахстан?

- Как известно, на уровне Совета безопасности ООН на заседании высокого уровня в сентябре 2018 года Казахстан выступил с предложением о рассмотрении возможности разработки «Дорожной карты» для поэтапной денуклеаризации Северной Кореи с предоставлением надежных гарантий безопасности со стороны ядерных держав в ответ на полное выполнение КНДР всех своих обязательств и возвращение к ДНЯО.

Для гарантированного исполнения обязательств Северной Кореей предлагалось закрепить санкции в специальной резолюции Совета безопасности. В свою очередь, казахстанская сторона выразила готовность поделиться своим опытом и техническими знаниями для реализации поэтапного и прозрачного процесса денуклеаризации.

Проблема денуклеаризации Корейского полуострова также находится в фокусе совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА, eng. CICA) - международной площадки, созданной по инициативе первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Этот форум, направленный на укрепление сотрудничества на азиатском пространстве, своей ключевой задачей ставит обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии через диалог. Так как Республика Корея является одним из членов СВМДА, с 2006 года активно участвует в таких измерениях как энергетическая безопасность, развитие IT-сектора.

Сеул принял у себя ряд заседаний на высоком уровне, используя их как площадки для выстраивания диалога между двумя Кореями. Преимуществом процесса СВМДА в данном случае является его гибкий консультативный характер, поскольку он позволяет применять широкий спектр переговорных форматов, которые могут оказаться приемлемы для всех заинтересованных сторон.

Следует напомнить, что по итогам встречи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с лидером Южной Кореи Мун Джэином в апреле 2019 года в казахстанской столице было сделано совместное заявление о том, что «страны занимают общую позицию» по вопросу денуклеаризации Корейского полуострова, поскольку «мирное урегулирование ядерной проблематики КНДР и развитие межкорейских отношений будут способствовать укреплению мира и стабильности не только на Корейском полуострове, но и во всем мире».

Казахстан подтверждает свою поддержку в деле достижения Кореей полной денуклеаризации и построения стабильной мирной системы на Корейском полуострове, а также в развитии межкорейских отношений.

- Какие конкретно пути решения предлагает Казахстан?

- Как государство, имеющее опыт ядерного разоружения, Казахстан поддержал «Пханмунджомскую декларацию о мире, процветании и объединении Корейского полуострова». Суть нашей позиции заключается в том, что «решение Казахстана о закрытии крупнейшего ядерного полигона, отказе от ядерного арсенала, ликвидации сопутствующей военной инфраструктуры, участие в реализации и продвижении ДНЯО и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний стали залогом успешного и стабильного развития страны, фундаментом активного внешнеполитического курса и одним из важнейших факторов региональной безопасности».

Соответственно опыт РК может быть интересен и важен для двух Корей в части денуклеаризации полуострова, в том числе отдельный интерес может вызвать опыт построения доверия на межгосударственном уровне – создание зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии.

На заседании Совета безопасности ООН в январе 2018 года «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия» под председательством первого президента Казахстана нашей страной были выдвинуты следующие предложения:

- усложнить выход из ДНЯО;

- выработать механизм применения жестких мер против приобретения и распространения оружия массового уничтожения;

- общемировые антивоенные меры (Манифест «Мир. XXI век»);

- вернуть в международную жизнь политическое доверие и системный диалог (примером может стать Совместный план действий (СВПД);

- создание зон, свободных от ядерного оружия;

- усилить контроль над созданием и распространением новых военных и информационных технологий.

Денуклеаризация Корейского полуострова, как видится, должна проходить последовательно в три этапа:

Первый. Реанимирование Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной (1992 г.);

Второй. Возобновление участия КНДР в ДНЯО, присоединение к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ);

Третий. Подписание Республикой Кореей и КНДР Договора о запрещении ядерного оружия.

На данном этапе Казахстан готов выполнять посредническую роль и предоставить площадку для переговоров в случае возникновения такой необходимости у вовлеченных сторон.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии